КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
по формированию элементарных
математических представлений
(2-ый год обучения)
«Экскурсия в сказочный зимний лес»
Составитель: педагог дополнительного образования
студии раннего творческого развития «Золотой ключик»
1-ой квалификационной категории
Шишкова Татьяна Васильевна
2019 г
Тема занятия: Число 17.
Тип занятия –Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма занятия: Урок - экскурсия
Возраст обучающихся: 6 лет (2-ый год обучения)
Цель: Формирование понятия о числе 17, его месте в числовом ряду.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с образованием числа 17, местом числа 17 в числовом ряду;
-закрепить понятие о десятке и единице как единицах счета;
- закрепить знание числового ряда 1-16;
-упражнять в решении логических задач и задач на смекалку.
Развивающие:
-развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
-тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, любовь к природе;
-формировать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Использование элементов педагогических технологий:
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ технологии
Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили)
Методы и приемы: подводящий диалог, наглядно-иллюстративный метод, практический метод обучения, словесный метод обучения, метод стимулирования и мотивации;
объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Образовательные области:
Познавательное развитие (ФЭМП);
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность);
Социализация (игровая деятельность).
Демонстрационный материал:
Корзинки для грибов с цифрами 8, 9, ноутбук, презентация
Раздаточный материал:
Снежинки белого и голубого цвета с числами в середине от 1до 16, цепочка примеров «Лыжня», грибочки – большие и маленькие с примерами,
картинки с логическими задачами - «Найди рукавички для зайца», «Найди двух одинаковых снеговиков», снеговики - сюрпризы
План занятия:
Содержание занятия:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем наш урок.
Путешествие нас ждет.
Зимний лес к себе зовёт.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
II. Целеполагание и мотивация
- Сегодня я предлагаю вам вместо урока математики совершить прогулку в сказочный зимний лес. (Слайд 1) Чтобы не нарушить покой лесных жителей, на прогулку мы отправимся на лыжах.
Лес приготовил для вас много интересных заданий. Для того, чтобы справиться с этими заданиями, вам понадобится находчивость, смекалка, ваши знания.
Во время путешествия мы познакомимся с новым двузначным числом, будем решать примеры и задачи.
III. Актуализация знаний и умений
Давайте проверим, достаточно ли снега на лесных полянках. У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед прогулкой в лес, прикрепите белую снежинку на доске. Кому немножко страшновато, прикрепите голубую снежинку. (На каждой снежинке написано число от 1 до 16 (по количеству детей на занятии)
Я вижу, что все уверены в своих силах – все прикрепили снежинки белого цвета.
Перед началом пути нам надо знать, сколько всего нас отправляется в лес. И в этом нам помогут наши снежинки.
Поставьте числа в порядке возрастания. Итак, сколько же нас отправляется в лес?
Ребята, а чтобы мне было лучше вас видеть, давайте разобьемся на две группы поровну: как это можно сделать? (четные-нечетные)
Итак, надели лыжи, взяли палки и в путь!
Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом!
Лыжники мы пока неважные. Ещё только учимся кататься на лыжах, поэтому у нас появилось первое препятствие – слушаем внимательно:
В снег упал Серёжа,
А за ним Алёша,
А за ним Ирина,
А за ней Марина,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (5)
Посмотрите - ка вверх.
Кто -то скачет по ветвям,
Удивляется гостям.
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет (белка) (Слайд 4)
Кто - то выгреб из дупла грибочки, хочет оставить белку без пищи. Давайте, ребята, поможем белке собрать грибки. На грибочках написаны примеры, их нужно быстро решить и положить белочке в корзиночки (дети выполняют задание самостоятельно- на корзинках числа 9 и 8.Повторяем состав чисел 9 и 8) )
Давайте посчитаем, сколько у белочки больших грибков? Выставить на доске 10, а маленьких – 6. Сколько всего грибочков у белки? 16.
- Каких больше? Каких меньше?
- Сколько десятков и единиц в числе 16?
- За каким числом при счете следует число 16? (15)
- Какое число стоит между числами 12 и 14? (13)
- Какое число следует за числом 14? (15)
- Какое число стоит перед числом 12? (11)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Мы идем по тропинке в лесу и видим, что на снегу лежит много веточек, которые упали на землю с деревьев, когда налетел сильный ветер. Давайте соберем веточки. Представим, что веточки – это палочки.
- Возьмите 1 десяток палочек в левую руку, а в правую 6 отдельных палочек.
-Сколько всего палочек?(16)
- Сколько десятков и единиц в числе 16? (1 дес. 6 ед.)
- Возьмите еще 1 палочку. Сколько палочек стало? (17)
- Сколько десятков и единиц в числе 17? (1 дес. 7 ед.) Слайд 10
- Как получить 17? (10+7=17 16+1=17) Слайд 11
- Назовите число, предыдущее числу 17. (16)
- Назовите число, последующее числу 17 (18)
- Какие цифры нужны для записи числа 17? (1 и 7)
- Как называются такие числа? (двузначные)
И мы продолжаем свой путь (Слайд 5)
V. Организация первичного закрепления
Заяц, заяц, трус лесной,
Ты куда бежишь, постой?
Все тринадцать здесь ребят
Поиграть с тобой хотят.
Итак, второй наш герой - это заяц.
Быстро заинька бежал
Рукавички потерял.
(Слайд 6) У детей на партах задание.
Соедините рукавички с
Давайте, ребята, поможем зайке найти одинаковые рукавички. Что написано на них? Примеры. А вы не забыли, с каким числом мы сегодня познакомились? Так какие рукавички потерял заяц?
(Дети находят рукавички с примерами, ответы которых равны 17 и соединяют стрелочками) Проверьте все ли вы сделали правильно. (Слайд 4)
14+3 12+5
15+2 11+6
10+7 13+4
Пора сделать привал. Физминутка.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений
Отдохнули и мы снова отправляемся в путь
Посмотрите, кто нас встречает.
Я, ребята, Снеговик.
К снегу, холоду привык.
Снеговик я не простой.
Любопытный, озорной. Слайд 3
И спросить я вас хочу-
Из каких фигур я состою?
Ребята, а вы знаете, что 18 января- международный день снеговика. Почему именно18 января? Потому-что во многих странах уже лежит снег в январе, и число 18 похоже на снеговика, который держит в руках метлу. В России день снеговика празднуется 28 февраля. (Слайд)
Ребята, снеговик нам приготовил задание. У него есть друзья-снеговики. Помогите ему найти двух одинаковых.
(У детей на партах рисунки) Проверьте, правильно ли вы их нашли? (Слад 8)
Ребята, кажется начинается метель. Закружило, завьюжило. Посмотрите, как изменился лес. (Слайд 9) Прежде чем возвращаться домой, нам нужно покормить птиц.
Решают задачи: (Слайд 10)
1.
Проверьте, правильно ли вы решили (Слайд 11)
2. Кормушку для птиц мы к зиме смастерили,
Ягоды, зёрна в неё положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, 4 синицы, 3 снегиря , да 1 воробей.
Сколько всех птиц отвечайте скорей? (10)
Сколько мы сегодня дел переделали, пора возвращаться домой.
Словно занавес на сцене
Опустился вечер вдруг
От берез упали тени,
Прекратился дятла стук.
До свидания, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
VII. Рефлексия:
Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Как можно сказать, какая прогулка получилась? (Веселая, радостная, зимняя…). Ребята, а помните, нам повстречался снеговик? Так вот, он не хочет с вами прощаться. Он решил остаться с вами до конца зимы. У меня на столе лежат снеговики. Если вам понравилась экскурсия по зимнему лесу – вас ждет снеговик веселый, жизнерадостный, а если что-то не понравилось, то возьмите грустного снеговика (Ребята подходят к столу и выбирают снеговиков)
VIII. Итог занятия:
-Ребята, а что нового вы узнали на занятии, с каким числом познакомились сегодня? (17)
- Сколько десятков и единиц в числе 17?
- Как получить число 17?
- За каким числом при счете следует число 17?
- А какое число предшествует числу 17?
-А как вы думаете, с каким числом нам предстоит познакомиться на следующем занятии?
- Я думаю, знакомство с числом 18 так же будет интересным и увлекательным!
Самоанализ занятия по ФЭМП
педагога дополнительного образования Шишковой Т.В.
Тема занятия: Число 17.
Тип занятия – Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма занятия: Урок-экскурсия
Возраст обучающихся: 6 лет (2-ый год обучения)
Цель: Формирование понятия о числе 17, его месте в числовом ряду.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с образованием числа 17, местом числа 17 в числовом ряду;
-закрепить понятие о десятке и единице как единицах счета;
- закрепить знание числового ряда 1-16;
-упражнять в решении логических задач и задач на смекалку.
Развивающие:
-развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
-тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, любовь к природе;
-формировать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Использование элементов педагогических технологий:
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ технологии
Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили)
Методы и приемы: подводящий диалог, наглядно-иллюстративный метод, практический метод обучения, словесный метод обучения, метод стимулирования и мотивации;
объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Образовательные области:
Познавательное развитие (ФЭМП);
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность);
Социализация (игровая деятельность).
Занятие проводилось в соответствии с учебным планом и задачами программы.
Занятие проводилось на группе детей 2-го года обучения, возраст 6 лет. Группа среднего уровня развития.
Структура занятия соответствовала поставленной цели и задачам, возможностям детей данной группы.
Занятие начала веселым стихотворением, чтобы психологически настроить детей на занятие и переключить их внимание на учебную деятельность.
Этапы занятия были логически последовательны и взаимосвязаны. Дети были подведены к теме и цели занятия. Мотивация обучающихся осуществлялась не только на конкретном этапе, но и в ходе всего занятия: веселыми стихами, красочными картинками, похвалой педагога.
Для успешной реализации цели и задач на занятии были использованы элементы следующих педагогических технологий:
-ИКТ –технологии (использование компьютера в проведении занятия - презентация)
-Игровые технологии
Дети без особого нервного напряжения в игровой форме незаметно для себя решали ту или иную учебную задачу.
-Здоровьесберегающие технологии
Использование на занятии физминутки способствовало снятию психофизической нагрузки у детей.
-Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили)
Данная технология была направлена на поддержку личности каждого ребенка, помощь ей. Оценка деятельности и успехов детей происходила не в форме отметки, а в форме анализа и сравнения успехов ребенка с его прошлыми достижениями.
Применялись следующие методы обучения:
Подводящий диалог (использую систему вопросов и заданий, которые активизируют и соответственно развивают логическое мышление обучающихся)
наглядно-иллюстративный метод (в ходе занятия эффективно использовались наглядный, дидактический материал).
Практический метод обучения (работа детей по индивидуальным карточкам, работа с палочками, самостоятельная работа).
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, рассказы педагога и детей)
Метод стимулирования и мотивации (способствовал созданию благоприятного психологического микроклимата).
На занятии дети были достаточно активны, они продемонстрировали осознанность знаний. Проявили дисциплинированность, организованность во время занятия.
На занятии мною был выбран оптимальный темп. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Дети с удовольствием работали с раздаточным материалом, понимали мою речь и задания, старались их выполнять. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, т. к. детям всегда нравится путешествовать, выполнять поручения, благодаря этому, у них развивается чувство ответственности, повышается самооценка.
Результатами данного занятия я вполне удовлетворена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.