Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 «Б» классе. На тему «Что такое Добро и зло»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи :
- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
- приобрести опыт коммуникативной деятельности.
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Обеспечение: лучи солнышка, солнышко (круг), дерево, лепестки.
Сценарий занятия.
1. Организация деятельности учащихся.
-Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2. Сообщение темы :для сегодняшнего занятия я выбрала такой эпиграф.
Добро и зло всегда.
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель- Как вы понимаете эту фразу?
- Ребята, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня за занятии?
Дети - О добре и зле.
Учитель- Верно. Правильно. Вы узнаете:- Что такое добро и что такое зло.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, добро бывает разное.
-Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители и наши гости. Это - доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Но есть и противоположное действие , слову добро-(это зло.)
Учитель - Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым?
Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему?
Упражнение «Волшебный мешочек»
-У вас на столах по 1 листу черной бумаги, его сейчас нужно руками со всей злости скомкать, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек.
-В мешочек сложите все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.(Звучит музыка)
- В конце занятия посмотрим, во что превратились ваши бумажки.
(эти бумажки превращаются в конфеты)
4. Знакомство с рисунками детей.
- В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
Давайте посмотрим ваши рисунки.
-Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке.
-Ребята, а каких рисунков оказалось больше?
- А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках?(солнце)
-А как вы думаете почему?
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых.
5. Изготовление солнышка.
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.
- Сейчас вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.
-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?
6. Игровой момент: соберите пословицу.
Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске вы видите цветок, но некоторые лепестки этого цветка унес ветер. Давайте поможем цветку, вернуть лепестки сделаем доброе дело .
На лепестках которого вы видите начало одной из пословиц, а конец пословицы вы выберете сами и прикрепите, напротив по цвету.
Добро помни, а
то и пожнёшь
Что посеешь,
зло забывай
За добро
добра не делает никому
Худо тому, кто
добром плати
тому и жизнь мила.
Кто любит добрые дела,
нет доброго имени.
Без добрых дел
– добрый ответ
На добрый привет.
а злое калечит.
Доброе слово лечит,
-А какие пословицы вы знаете?
Ученик - Жизнь дана на добрые дела.
Ученик - Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- А чему нас учат пословицы?
· Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;
· Шутить по -доброму;
· Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.
-Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.
-Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.
Вы наверное устали. Давайте отдохнем.
Физ.минутка. - Я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
• поделится последним с другом.
• помогает людям
• защитит слабого
• завидует
• прощает ошибки другим
Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет |
слово |
сказочный герой |
поступок |
|
добро |
||||
зло |
7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело»
- Как бы мы могли им помочь?
- Бездомным собакам и кошкам;
- пожелтевшим от жары цветам;
- своей бабушке, которая несёт сумки;
- пожилым, больным людям в общественном транспорте;
- уставшей маме.
8. «Волшебные слова» .
- Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
-Предлагаю вспомнить вежливые слова.
· Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
· Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
· Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
· Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
· И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
-Молодцы, ребята!
9. А сейчас я вам зачитаю притчу о добре и зле. Но для начала скажите мне , что такое притча?
Притча – это рассказ с нравоучением . А теперь прослушайте притчу «Притча о Добре и Зле.»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Скажите, о каких двух волках говорил старик?
Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
Как вы понимаете последнюю фразу?
– Надо ли учиться доброте?
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Все вы любите сказки? И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. Какие герои встречаются в сказках? Правильно. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка»
10.Игра «Сказка».
-Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
- На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
- Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора, помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
11. «Правила доброты» .
-Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро»
· Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
· Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
· Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
· Делать добро для близких и друзей.
· Не завидовать.
· Не вредничать.
· Не грубить.
-Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
Рефлексия (Звучит песня "Дорогою добра ”)
У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы
считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске
яркий, красочный листик, написав доброе дело, которое можно совершить.
Если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите
чёрный листок. (листки заранее лежат на столах у детей.)
СПАСИБО ВАМ РЕБЯТА.
Итог .
- Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
-Будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила.
-Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:
«Собери всю доброту.
Положи в ладошки,
И всем людям подари,
И себе немножко»
Давайте вернемся к нашему мешочку и посмотрим, что стало с нашими бумажками. Раздаю конфеты.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.