Урок литературы в 8 классе по теме:
«Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна "Куст сирени».
Человек пришел в мир для безмерной свободы,
творчества и счастья.
А.И.Куприн
Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье
Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала
Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер
Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза; проблема, идея.
Технологии:
Ход урока
Они как-то связаны с нашим уроком?
Они как-то связаны с нашим уроком?
О чем оно? Оно как-то связано с нашим уроком?
О чем говорит нам автор стихотворения? (О любви, о семье, о счастье быть вместе долгие годы, а ведь люди живут вместе по взаимному согласию, когда им хорошо, а чтобы было хорошо, нужно видеть и слышать друг друга, уметь помогать, советовать, поддерживать…) Но и этого недостаточно…
Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
Выполнить задания вам поможет ваша наблюдательность. Из всего увиденного и услышанного на уроке каждый фиксирует нужную информацию по конкретному заданию.
№1 Почему рассказ называется «Куст сирени»? Какую жизненную проблему нужно было решить героям? Как ведут себя муж и жена в трудной ситуации?
№2 Почему именно сирень выбирает автор? Как Куприн относится к Николаю Алмазову? А как к Вере? Что нужно сделать, чтобы стать счастливым?
№3 Найдите в рассказе слова, значения которых вам не понятны. Воспользуйтесь толковым словарем и определите лексическое значение слов. Где и для чего в рассказе они употребляются.
Проводится словарная работа. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте.
№4 Назовите части рассказа и озаглавьте их. Как ведут себя герои? Сравнительная характеристика. Соотнесите качества характера с персонажами. Почему у героев такая фамилия – Алмазовы?
Учитель.
(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
(Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
7. Отношение автора к героям. Сообщение учащегося.
(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)
МУЗЫКА. Анна Герман «Сумерки».
8.Результаты исследований.
№1, 2, 3, 4 Чтение задания ребятами. Ответ учащихся
Учитель. Для чего мы проводили исследование? (Чтобы выявить проблему и идею рассказа). Мы уже готовы заполнить нужные графы карты рассказа?
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией
(Правильно, в изображении героев.)
Сравнительная характеристика
Николай Алмазов |
Верочка |
Раздражен, недоволен. |
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. |
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. |
Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех. |
Верит в успех дела, надеется на положительный исход. |
Подчиняется жене, действует по её плану. |
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. |
(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
«Проблема» Карта рассказа.
11. Смысл заглавия. Озвучивание финала..
Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.
Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)
«Идея». Карта рассказа.
(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви).
13. Рефлексия. Звучит романтическая музыка.
1)Что изменилось в нас, когда мы прочитали рассказ?
14. Домашнее задание.
Написать рассуждение на одну из тем:
«Чем для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»?
«Счастлива ли Верочка Алмазова?» (По выбору)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.