Конспект открытого урок по литературе

  • docx
  • 05.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект открытого урок по литературе.docx

Урок литературы в 8 классе по теме:

«Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна "Куст сирени».

 

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала

Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза; проблема, идея.

Технологии:

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «любовь»

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Чтение эпиграфов. (Учитель). Как вы понимаете эти слова?

Они как-то связаны с нашим уроком? 

  1. Работа с репродукциями. Какие ассоциации вызывает у вас просмотр репродукций картин?

Они как-то связаны с нашим уроком? 

  1. Стихотворение О.И. Кравцовой «Букет сирени». Читает наизусть ученица

О чем оно? Оно как-то связано с нашим уроком? 

О чем говорит нам автор стихотворения? (О любви, о семье, о счастье быть вместе долгие годы, а ведь люди живут вместе по взаимному согласию, когда им хорошо, а чтобы было хорошо, нужно видеть и слышать друг друга, уметь помогать, советовать, поддерживать…) Но и этого недостаточно…

  1. Определение темы урока.
  1. Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа (учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями)
  • Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? Обратимся к теме урока: «Нравственные проблемы рассказа…»
  • Нравственность – это система правил…
  • Problema (лат.) – задача, вопрос. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. (Словарь русского языка. В 4-х томах/под ред. А.П.Евгеньевой.-М.,1981-1984)
  1. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.
  1. Вопросы на читательское восприятие
  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна).

Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

  1. Работа с картой рассказа.
    1. Заполнение граф «жанр», «тема», «время», «место», «персонажи», «события»…
    2. А чтобы заполнить графы «проблема» и «идея», мы проведем свое исследование по рассказу «Куст сирени».
  1. Исследование по тексту. Решение заданных проблем №1, 2, 3, 4.

Выполнить задания вам поможет ваша наблюдательность. Из всего увиденного и услышанного на уроке каждый фиксирует нужную информацию по конкретному заданию.

№1 Почему рассказ называется «Куст сирени»? Какую жизненную проблему нужно было решить героям? Как ведут себя муж и жена в трудной ситуации?

№2 Почему именно сирень выбирает автор? Как Куприн относится к Николаю Алмазову? А как к Вере? Что нужно сделать, чтобы стать счастливым?

№3 Найдите в рассказе слова, значения которых вам не понятны. Воспользуйтесь толковым словарем и определите лексическое значение слов. Где и для чего в рассказе они употребляются.

Проводится словарная работа. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте.

№4 Назовите части рассказа и озаглавьте их. Как ведут себя герои? Сравнительная характеристика. Соотнесите качества характера с персонажами. Почему у героев такая фамилия – Алмазовы?

  1. Работа по содержанию текста.

Учитель.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности?
  • Давайте посмотрим инсценировку эпизода. (Начало рассказа) Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? 

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены? 

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

  • Какой же выход находит Вера? 

 (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

(Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

  • Чем же заканчивается эта история? 
  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? 

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Отношение автора к героям. Сообщение учащегося. 

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

МУЗЫКА. Анна Герман «Сумерки».

8.Результаты исследований.

№1, 2, 3, 4 Чтение задания ребятами. Ответ учащихся

Учитель. Для чего мы проводили исследование? (Чтобы выявить проблему и идею рассказа). Мы уже готовы заполнить нужные графы карты рассказа?

      1. Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция».
  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  • Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?
  • (Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

(Правильно, в изображении героев.)

  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

  • 10. Выводы по исследованию.  Дополнить кластер «Любовь».

«Проблема» Карта рассказа.

11. Смысл заглавия. Озвучивание финала..

Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.

Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)

«Идея». Карта рассказа.

  • Почему Куприн именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви).

    1. Формулировка и запись проблемы и идеи рассказа.

13. Рефлексия.  Звучит романтическая музыка.

1)Что изменилось в нас, когда мы прочитали рассказ?   

14. Домашнее задание.

Написать рассуждение на одну из тем:

«Чем для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»?

«Счастлива ли Верочка Алмазова?» (По выбору)