Конспект открытого урока биологии в 8 классе: “Витамины”
Оценка 4.8

Конспект открытого урока биологии в 8 классе: “Витамины”

Оценка 4.8
docx
23.03.2020
Конспект открытого урока биологии  в 8 классе: “Витамины”
Конспект урока биологии в 8 классе “Витамины.docx

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала

 

Конспект открытого урока биологии

в 8 классе: “Витамины”

 

Подготовила и провела

Патахова Заира Шамиловна

учитель биологии

 

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.

 

Задачи урока:

Образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.

Тип урока и форма его организации – урок комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);

- словесно – наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);

- словесно – наглядно – практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).

 

1.     Организационный момент. (2 мин) (Приветствие, проверка отсутствующих).

Здравствуйте, присаживайтесь. Звенит звонок и нам с вами пора начать урок.

 

2. Проверка домашнего задания

На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

Вставьте пропущенные слова. (фронтально)

- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ………………..

( кислый, соленый, сладкий и горький).

- В ротовой полости происходит ……………… и ………………. обработка пищи.

(механическая и химическая обработка пищи).

- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ………………..

(глицерина и жирных кислот).

- Белки в процессе пищеварения распадаются до …………………

(аминокислот)

- Зубы человека делятся на ……………, ……………… и ………………

(резцы, клыки и коренные)

- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов.

(коренных зубов)

2. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. (индивидуально)

Тонкая кишка

Ротовая полость

Толстая кишка

Глотка

Желудок

Пищевод

3. Исключите лишнее. (индивидуально)

- желудок, пищевод, кишечник, легкие

- продукты животного происхождения яйца, творог, мясо, сахар

 

3. Изучение нового материала. (27мин)

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Андрея и Полины
Что полезно? - ...
(Витамины)

 

Так какая же тема нашего урока? (Витамины ) Запишите ее пожалуйста в тетрадь.

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые

для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.

В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.

Сообщение: «История открытия витаминов»

В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были проведены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Итак , попробуйте сформулировать определение термину витамины (помогаю детям).. Запишите пожалуйста в тетрадь.

Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita — жизнь и...амин – название класса органических соединений.

Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гиповитаминоз – нехватка витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

 

Название витамина

Описание

Продукты, богатые витамином

Водорастворимые витамины

Витамин С - аскорбиновая кислота

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке – цинга.

Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

Витамин В12 или цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

Мясо, печень, рыба.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

Витамин Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.

А сейчас более подробно познакомимся с наиболее известными витаминами. О них мы узнаем от ребят, которые подготовили небольшие сообщения. (Сообщения даются заранее)

Витамин А – ретинол суточная доза 1,5 мг, влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Возможные заболевания - Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи.

Витамины группы В.

В1-тиамин суточная доза 2-3мг. Влияет на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления.

Возможные заболевания -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Содержится  в оболочке и зародышевой часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце ,содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах.

В2-рибофлавин суточная доза 2 мг. Недостаток витамина В2 в организме проявляется очень коварно и сокращает продолжительность жизни. Это «кожный» витамин. Если мы хотим иметь эластичную, молодую, гладкую, здоровую кожу, надо позаботиться о том, чтобы в нашем рационе были продукты, богатые витамином В2. Известно, что здоровье и общее состояние организма человека зависят от его кожи.

Чем грозит недостаток витамина В2 в организме? Он приводит к плохому зрению, расстройству нервной системы, пищеварения, хроническим колитам, гастритам, общей слабости, различным кожным заболеваниям, нервным срывам, депрессиям, снижению сопротивляемости болезням. Если ваша кожа негладкая и нездоровая, если у вас часто появляются ячмень, герпес, фурункул — вы должны принимать продукты, богатые рибофлавином и срочно изменить свою диету, введя в нее продукты, богатые этим витамином.

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта.

Содержится в пивных дрожжах пшеничных отрубях, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста.

 

В6-пиридоксин суточная доза 1-2 мг. Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению. Установлено, что при недостатке витамина В6 может возникнуть воспаление среднего уха.

Возможные заболевания - дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость.

Содержится - Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин суточная доза 0,001-0,003 мг. витамин В12 участвует в кроветворении, регулирует углеводный и жировой обмен в организме. При его недостатке развивается малокровие — анемия.

Каковы симптомы, сопровождающие злокачественную анемию? Это усталость, слабость, жжение языка, болезни желудка, вызванные недостатком желудочного сока, трудности при ходьбе, боль в ногах. Трудно понять, как может один витамин избавить сразу от стольких неприятностей. Еще до Второй мировой войны злокачественную анемию считали неизлечимой болезнью, к ней относились как к разновидности рака. Однако на острове Шри-Ланка (Цейлон) веками лечили злокачественную анемию сырой печенью.

Возможные заболевания -злокачественная анемия

Содержится- Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника

Витамин С аскорбиновая кислота суточная доза50-100 мг повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной.

Возможные заболевания – При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Содержится- Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине а также в

Перец, лимоны красная смородина, зелёный лук , молоко, печень

Витамин Д эргокальциферол суточная доза 0,025 мг образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Возможные заболевания –Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора.

Содержится- Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

 

Витамин Е-токоферол суточная доза 10-12 мг Витамин Е необходим всем тканям организма. Он защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах. Используется для профилактики атеросклероза сосудов (витамин Е может только затормозить развитие атеросклероза, но не излечить от него).

Велико значение витамина для половой системы, поэтому его часто называют «витамином размножения». Он улучшает питание кожи и слизистых оболочек, благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей, способствует «омолаживанию» организма. Из-за этих свойств витамин Е в используется в составе различных косметических средств – кремов, лосьонов, шампуней, помад и даже влагалищных смазок (хотя многие ученые считают, что для того, чтобы витамины оказали свое действие, необходимо их включение в общий обмен веществ, а на местном уровне витамины не усваиваются).

Возможные заболевания –Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие .

Содержится- Растительные масла, Зелёные части овощей

 

4.Физминутка. Вначале всем необходимо встать.

Если я называю водорастворимый витамин – вы встаете на носочки и хлопаете ладошками вверху над головой, если жирорастворимый витамин – вы присаживаетесь на корточки.


5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке

1) Скажите, пожалуйста, что же такое витамины?

2) На какие классы делят витамины?

3) Какие витамины мы сегодня изучили?

4) Какие витамины синтезируются в организме?

 

6. Подведение итогов и результатов урока

Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты, в которых содержатся витамины.

Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.

 

7. Сообщение и комментирование домашнего задания

Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.

Название витамина

Роль в организме

Продукты, богатые витамином

 



8. Рефлексия. (2мин). У каждого из вас на парте лежат жетоны.

Ребята, оцените урок с помощью красного и зеленого жетона.

Красный - мне работалось легко и интересно.

Зеленый - были небольшие затруднения.



 

 

Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой

___________ Амирханов А.А.

 

Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. МахачкалаОтзыв коллег

на открытый урок по биологии:

«Витамины» в 8б классе,

учителя биологии

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой

Патаховой Заиры Шамиловны

 

Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия учащихся всех уровней развития данного класса, привлечены дети для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.

Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика.

На этапе мотивации и целеполагания, целью которого было актуализация субъектного опыта учащихся и выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности, использовался метод эмоциональной драматургии: сначала определена личная значимость темы через создание проблемной ситуации и затем создана ситуация личностной значимости материала.

На этапе изучения нового материала максимально использовалась самостоятельность учащихся всех уровней развития. Ученик продвинутого уровня выступал с сообщением, что способствовало формированию у них умения самостоятельно пользоваться учебной литературой, составлять краткое устное сообщение, воспитанию убеждённости в знаниях, уверенности в своих силах, формированию потребности заниматься учебной деятельностью. Все учащиеся выделяли главное из устной информации, затем из письменной информации, составляли схему, приводили примеры и делали выводы. Учащиеся работали с различными источники информации: мультимедийный материал, учебник, информационные карточки. Самостоятельная работа в группе позволила достичь взаимопонимания и общения, активной деятельности всех детей, в том числе с низким уровнем познавательных интересов.

Активность и внимательность учащихся поддерживалась комментариями, вопросами и рекомендациями учителя.

После каждого задания отслеживался уровень усвоения свежего, только что объясненного материала, проводилось его повторение и рефлексия через фронтальную беседу, фронтальный отчет групп или через организацию самоконтроля: с помощью слайдов учащиеся проверяли правильность выполненной работы. Таким образом, использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично- поисковый метод и коллективный способ обучения.

Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, была подчинена общей теме урока. Позволила не только добиться пространственного изменения позы учащихся в процессе обучения, их свободных естественных движений и тем самым сняла утомление различных мышц, ослабила умственное напряжение, зрительное утомление, но и имела смысловую важность: установку на организацию совместных действий, и сотрудничество в ходе последующей самостоятельной работы в группе.

Каждое задание в ходе этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было направлено на достижение определенной дидактической цели.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности. О домашнем задании была дана полная информация, предложенные на выбор задания были прокомментированы.

В ходе урока были реализованы следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

по источнику получения знаний: словесные (выступления учащихся), наглядные (наглядная презентация учебного материала), практические (выполнение практических заданий);

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый (эвристический);

по способу передачи и восприятия учебной информации:

дедуктивный (от общего к частному);

по способу организации учебной работы, по степени управления учебной работой: индивидуальная, коллективная форма организации работы, работа в парах и группах.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обеспечили мотивацию, сотрудничество учителя и учащихся, соответствовали содержанию и целям урока. Формы познавательной деятельности способствовали включению в деятельность каждого учащегося, обеспечили сотрудничество между ними. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. На каждом этапе подводились промежуточные итоги.

На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. Наблюдалось рациональное использование времени, выдерживался темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива. Здоровьесберегающая работа также заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.

 

 

 

 

Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой

___________ Амирханов А.А.

 

Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала

 

Отзыв родителей

на открытый урок по биологии:

«Витамины» в 8б классе,

учителя биологии

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой

Патаховой Заиры Шамиловны

 

При изучении нового материала использовала технику активного говорения и активного слушания. Активное слушание помогает правильно воспринимать информацию, которую излагает собеседник. Часто важным становится не говорение, а слушание, поскольку именно в этот момент останавливаются свои мысли и включается восприимчивость чужих слов. Также учащиеся самостоятельно составляют схемы. Для первичного закрепления материала учащимся была предложена структура «Субъективная аналогия», в ходе которой предлагалось воплотиться в роль ДНК, РНК, АТФ и витаминов. Учащиеся отвечая на вопросы воплощаются в эти вещества. После отведенного времени, заслушали с каждого угла по одному ученику.

При работе на уроке использовались следующие методы обучения:

словесный (виды РНК);

наглядный (демонстрация слайдов, схем);

проблемно-поисковый (групповые задания)

Так же использовался прием самооценки и взаимопроверки результатов деятельности.

  В соответствии со здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая физкультминутка, которая органично связала предыдущие и последующие этапы занятия.

     Учитывая возрастные особенности младших школьников, была организована опытно-экспериментальная работа.

     В заключении занятия была организована рефлексия полученных знаний.    

 Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко на этапе выбора продуктов питания для скорейшего выздоровления Карлсона.

       Содержание занятия полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале занятия цели реализованы в полном объеме. Организованная на протяжении занятия работа привела школьников к единому выводу о значимости витаминов по отношению к своему здоровью.

    Достижению цели способствовали  следующие методы:

- словесный (рассказ учителя, беседа о витаминах)

- самостоятельная работа учащихся;

- наглядные (использование  мультимедийной техники, карточки для работы в группах);

- устные упражнения, разработанные в занимательной и познавательной форме;  

   В ходе урока были использованы такие формы работы с учащимися как:

- коллективная, индивидуальная, в группах..

Завершающим этапом стала оценка, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.

Родители 8б класса


 

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г

Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………

Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………

Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились

Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились

Витамин А Необходим для роста и размножения клеток

Витамин А Необходим для роста и размножения клеток

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта

Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу

Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу

Название витамина Роль в организме

Название витамина Роль в организме

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г

На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности

На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г

Г БОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020