ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока биологии
в 8 классе: “Витамины”
Подготовила и провела
Патахова Заира Шамиловна
учитель биологии
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.
Тип урока и форма его организации – урок комбинированный.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);
- словесно – наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);
- словесно – наглядно – практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).
1. Организационный момент. (2 мин) (Приветствие, проверка отсутствующих).
Здравствуйте, присаживайтесь. Звенит звонок и нам с вами пора начать урок.
2. Проверка домашнего задания
На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
Вставьте пропущенные слова. (фронтально)
- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ………………..
( кислый, соленый, сладкий и горький).
- В ротовой полости происходит ……………… и ………………. обработка пищи.
(механическая и химическая обработка пищи).
- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ………………..
(глицерина и жирных кислот).
- Белки в процессе пищеварения распадаются до …………………
(аминокислот)
- Зубы человека делятся на ……………, ……………… и ………………
(резцы, клыки и коренные)
- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов.
(коренных зубов)
2. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. (индивидуально)
Тонкая кишка
Ротовая полость
Толстая кишка
Глотка
Желудок
Пищевод
3. Исключите лишнее. (индивидуально)
- желудок, пищевод, кишечник, легкие
- продукты животного происхождения яйца, творог, мясо, сахар
3. Изучение нового материала. (27мин)
Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока
В
овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Андрея и Полины
Что полезно? - ...
(Витамины)
Так какая же тема нашего урока? (Витамины ) Запишите ее пожалуйста в тетрадь.
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые
для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.
Сообщение: «История открытия витаминов»
В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были проведены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)
Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Итак , попробуйте сформулировать определение термину витамины (помогаю детям).. Запишите пожалуйста в тетрадь.
Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita — жизнь и...амин – название класса органических соединений.
Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?
Авитаминоз – отсутствие витаминов.
Гиповитаминоз – нехватка витаминов.
Гипервитаминоз – избыток витаминов.
Название витамина |
Описание |
Продукты, богатые витамином |
Водорастворимые витамины |
||
Витамин С - аскорбиновая кислота |
Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке – цинга. |
Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель. |
Витамин В1 - тиамин |
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери |
Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби. |
Витамин В2 - рибофлавин |
Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. |
Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые. |
Витамин В12 или цианокоболамин |
Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. |
Мясо, печень, рыба. |
Жирорастворимые |
||
Витамин А |
Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке - "куриная слепота". |
Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры. |
Витамин Д - эргокальциферол |
Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. |
Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. |
Витамин Е |
Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. При недостатке - дистрофия мышечной ткани. |
Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис. |
А сейчас более подробно познакомимся с наиболее известными витаминами. О них мы узнаем от ребят, которые подготовили небольшие сообщения. (Сообщения даются заранее)
Витамин А – ретинол суточная доза 1,5 мг, влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.
Возможные заболевания - Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи.
Витамины группы В.
В1-тиамин суточная доза 2-3мг. Влияет на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления.
Возможные заболевания -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.
Содержится – в оболочке и зародышевой часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце ,содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах.
В2-рибофлавин суточная доза 2 мг. Недостаток витамина В2 в организме проявляется очень коварно и сокращает продолжительность жизни. Это «кожный» витамин. Если мы хотим иметь эластичную, молодую, гладкую, здоровую кожу, надо позаботиться о том, чтобы в нашем рационе были продукты, богатые витамином В2. Известно, что здоровье и общее состояние организма человека зависят от его кожи.
Чем грозит недостаток витамина В2 в организме? Он приводит к плохому зрению, расстройству нервной системы, пищеварения, хроническим колитам, гастритам, общей слабости, различным кожным заболеваниям, нервным срывам, депрессиям, снижению сопротивляемости болезням. Если ваша кожа негладкая и нездоровая, если у вас часто появляются ячмень, герпес, фурункул — вы должны принимать продукты, богатые рибофлавином и срочно изменить свою диету, введя в нее продукты, богатые этим витамином.
Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта.
Содержится в пивных дрожжах пшеничных отрубях, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста.
В6-пиридоксин суточная доза 1-2 мг. Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению. Установлено, что при недостатке витамина В6 может возникнуть воспаление среднего уха.
Возможные заболевания - дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость.
Содержится - Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника
В12- цианкобаламин суточная доза 0,001-0,003 мг. витамин В12 участвует в кроветворении, регулирует углеводный и жировой обмен в организме. При его недостатке развивается малокровие — анемия.
Каковы симптомы, сопровождающие злокачественную анемию? Это усталость, слабость, жжение языка, болезни желудка, вызванные недостатком желудочного сока, трудности при ходьбе, боль в ногах. Трудно понять, как может один витамин избавить сразу от стольких неприятностей. Еще до Второй мировой войны злокачественную анемию считали неизлечимой болезнью, к ней относились как к разновидности рака. Однако на острове Шри-Ланка (Цейлон) веками лечили злокачественную анемию сырой печенью.
Возможные заболевания -злокачественная анемия
Содержится- Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника
Витамин С аскорбиновая кислота суточная доза50-100 мг повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной.
Возможные заболевания – При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.
Содержится- Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине а также в
Перец, лимоны красная смородина, зелёный лук , молоко, печень
Витамин Д эргокальциферол суточная доза 0,025 мг образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.
Возможные заболевания –Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора.
Содержится- Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток
Витамин Е-токоферол суточная доза 10-12 мг Витамин Е необходим всем тканям организма. Он защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах. Используется для профилактики атеросклероза сосудов (витамин Е может только затормозить развитие атеросклероза, но не излечить от него).
Велико значение витамина для половой системы, поэтому его часто называют «витамином размножения». Он улучшает питание кожи и слизистых оболочек, благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей, способствует «омолаживанию» организма. Из-за этих свойств витамин Е в используется в составе различных косметических средств – кремов, лосьонов, шампуней, помад и даже влагалищных смазок (хотя многие ученые считают, что для того, чтобы витамины оказали свое действие, необходимо их включение в общий обмен веществ, а на местном уровне витамины не усваиваются).
Возможные заболевания –Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие .
Содержится- Растительные масла, Зелёные части овощей
4.Физминутка. Вначале всем необходимо встать.
Если я называю водорастворимый витамин – вы встаете на носочки и хлопаете ладошками вверху над головой, если жирорастворимый витамин – вы присаживаетесь на корточки.
5.
Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке
1) Скажите, пожалуйста, что же такое витамины?
2) На какие классы делят витамины?
3) Какие витамины мы сегодня изучили?
4) Какие витамины синтезируются в организме?
6. Подведение итогов и результатов урока
Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты, в которых содержатся витамины.
Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.
7. Сообщение и комментирование домашнего задания
Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.
Название витамина |
Роль в организме |
Продукты, богатые витамином |
8. Рефлексия. (2мин). У каждого из вас на парте лежат жетоны.
Ребята, оцените урок с помощью красного и зеленого жетона.
Красный - мне работалось легко и интересно.
Зеленый - были небольшие затруднения.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. МахачкалаОтзыв коллег
на открытый урок по биологии:
«Витамины» в 8б классе,
учителя биологии
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой
Патаховой Заиры Шамиловны
Чтобы достигнуть цели урока, был подобран доступный и интересный материал для восприятия учащихся всех уровней развития данного класса, привлечены дети для рассказа по теме урока, была использована мультимедийная презентация.
Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика.
На этапе мотивации и целеполагания, целью которого было актуализация субъектного опыта учащихся и выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности, использовался метод эмоциональной драматургии: сначала определена личная значимость темы через создание проблемной ситуации и затем создана ситуация личностной значимости материала.
На этапе изучения нового материала максимально использовалась самостоятельность учащихся всех уровней развития. Ученик продвинутого уровня выступал с сообщением, что способствовало формированию у них умения самостоятельно пользоваться учебной литературой, составлять краткое устное сообщение, воспитанию убеждённости в знаниях, уверенности в своих силах, формированию потребности заниматься учебной деятельностью. Все учащиеся выделяли главное из устной информации, затем из письменной информации, составляли схему, приводили примеры и делали выводы. Учащиеся работали с различными источники информации: мультимедийный материал, учебник, информационные карточки. Самостоятельная работа в группе позволила достичь взаимопонимания и общения, активной деятельности всех детей, в том числе с низким уровнем познавательных интересов.
Активность и внимательность учащихся поддерживалась комментариями, вопросами и рекомендациями учителя.
После каждого задания отслеживался уровень усвоения свежего, только что объясненного материала, проводилось его повторение и рефлексия через фронтальную беседу, фронтальный отчет групп или через организацию самоконтроля: с помощью слайдов учащиеся проверяли правильность выполненной работы. Таким образом, использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично- поисковый метод и коллективный способ обучения.
Физкультминутка являлась неотъемлемой частью урока, была подчинена общей теме урока. Позволила не только добиться пространственного изменения позы учащихся в процессе обучения, их свободных естественных движений и тем самым сняла утомление различных мышц, ослабила умственное напряжение, зрительное утомление, но и имела смысловую важность: установку на организацию совместных действий, и сотрудничество в ходе последующей самостоятельной работы в группе.
Каждое задание в ходе этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было направлено на достижение определенной дидактической цели.
На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности. О домашнем задании была дана полная информация, предложенные на выбор задания были прокомментированы.
В ходе урока были реализованы следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
по источнику получения знаний: словесные (выступления учащихся), наглядные (наглядная презентация учебного материала), практические (выполнение практических заданий);
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый (эвристический);
по способу передачи и восприятия учебной информации:
дедуктивный (от общего к частному);
по способу организации учебной работы, по степени управления учебной работой: индивидуальная, коллективная форма организации работы, работа в парах и группах.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обеспечили мотивацию, сотрудничество учителя и учащихся, соответствовали содержанию и целям урока. Формы познавательной деятельности способствовали включению в деятельность каждого учащегося, обеспечили сотрудничество между ними. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. На каждом этапе подводились промежуточные итоги.
На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. Наблюдалось рациональное использование времени, выдерживался темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива. Здоровьесберегающая работа также заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей
на открытый урок по биологии:
«Витамины» в 8б классе,
учителя биологии
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой
Патаховой Заиры Шамиловны
При изучении нового материала использовала технику активного говорения и активного слушания. Активное слушание помогает правильно воспринимать информацию, которую излагает собеседник. Часто важным становится не говорение, а слушание, поскольку именно в этот момент останавливаются свои мысли и включается восприимчивость чужих слов. Также учащиеся самостоятельно составляют схемы. Для первичного закрепления материала учащимся была предложена структура «Субъективная аналогия», в ходе которой предлагалось воплотиться в роль ДНК, РНК, АТФ и витаминов. Учащиеся отвечая на вопросы воплощаются в эти вещества. После отведенного времени, заслушали с каждого угла по одному ученику.
При работе на уроке использовались следующие методы обучения:
словесный (виды РНК);
наглядный (демонстрация слайдов, схем);
проблемно-поисковый (групповые задания)
Так же использовался прием самооценки и взаимопроверки результатов деятельности.
В соответствии со здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая физкультминутка, которая органично связала предыдущие и последующие этапы занятия.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, была организована опытно-экспериментальная работа.
В заключении занятия была организована рефлексия полученных знаний.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко на этапе выбора продуктов питания для скорейшего выздоровления Карлсона.
Содержание занятия полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале занятия цели реализованы в полном объеме. Организованная на протяжении занятия работа привела школьников к единому выводу о значимости витаминов по отношению к своему здоровью.
Достижению цели способствовали следующие методы:
- словесный (рассказ учителя, беседа о витаминах)
- самостоятельная работа учащихся;
- наглядные (использование мультимедийной техники, карточки для работы в группах);
- устные упражнения, разработанные в занимательной и познавательной форме;
В ходе урока были использованы такие формы работы с учащимися как:
- коллективная, индивидуальная, в группах..
Завершающим этапом стала оценка, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.
Родители 8б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.