ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока по биологии
"Живая и неживая природа". 6-й класс
Подготовила и провела
Патахова Заира Шамиловна
учитель биологии
Цель урока: создание условий для формирования умения дифференцировать природу на живую и неживую.
Задачи урока:
· Образовательные - познакомить учащихся с учебником, научить ориентироваться в структуре учебника, пользоваться условными знаками; формировать понятия «явление», «природа»; развивать умение дифференцировать природу на «живую» и «неживую».
· Коррекционные - развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия; развитие способности сравнивать, анализировать, использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения (посредством ответов на вопросы, выполнения заданий на классификацию, обобщение).
· Воспитательные - формирование уважения и бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: тетрадь, учебник биологии 6 класса под ред. А.И. Никишова, презентация, «карточки» для индивидуальной работы обучающегося («головоломка», кроссворд).
Ход урока
1. Организационный момент
- (слайд 2) Ребята, вот и пролетели летние каникулы! Мы начинаем новый учебный год, в котором вас ждет много новых знаний о природе. Давайте рассмотрим учебник 6-го класса и выясним, чем он отличается от учебника 5-го класса, по которому мы занимались в прошлом году (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 3) Правильно, в прошлом году мы изучали с вами природоведение. В этом году мы с вами посвятим внимание науке «биология». Так и называется наш предмет! Давайте возьмем наши рабочие тетради и подпишем их согласно образцу на слайде. Будьте внимательны, не делайте ошибок!
- Молодцы! Прежде чем приступить к работе, нам нужно познакомиться с учебником. Откройте его на странице 199. Что на ней написано? (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 4) Да, это содержание. Обратите внимание, этот учебник разделен на главы и параграфы. В начале параграфа даны вопросы к теме - это вопросы по изученному материалу, с которыми вы легко должны справиться. Во многие параграфы включены задания для проведения опытов. В конце каждого параграфа есть вопросы, на которые нужно ответить после прочтения. А в некоторых имеются вопросы на размышление, они требуют особого внимания и сообразительности. После вопросов приведены задания для внеклассной работы, которые надо выполнить дома или в школе после уроков. Итак, мы начинаем!
2. Объявление темы урока
- (слайд 5) Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Для этого вам нужно разгадать «головоломку» (каждому ученику раздается карточка с «головоломкой»). Обратите внимание, что, согласно условным обозначениям, каждая цифра соответствует только одной букве. Вписывайте в пустые клеточки те буквы, которые соответствуют цифрам, и вы определите тему урока. Пустая клеточка обозначает пробел между словами. Можете приступать!
Условные обозначения:
А |
В |
Д |
Е |
Ж |
И |
Н |
О |
П |
Р |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Тема урока:
7 |
4 |
5 |
6 |
2 |
1 |
11 |
|
6 |
|
5 |
6 |
2 |
1 |
11 |
|
9 |
10 |
6 |
10 |
8 |
3 |
1 |
н |
е |
ж |
и |
В |
а |
я |
|
и |
|
ж |
и |
в |
а |
я |
|
п |
р |
и |
р |
о |
д |
а |
- Итак, кто готов называть тему урока? (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 6) Правильно! Сегодня она звучит так: «Неживая и живая природа». Давайте откроем тетради по биологии, запишем число и тему.
3. Изучение нового материала.
- (слайд 7) На улице, дома, в классе - везде и всюду нас окружают различные тела или предметы. К ним относится Солнце, Луна, воздух, вода, горы, растения, животные, дома, автомобили, книги, карандаши. И это все природа!
- Давайте откроем страницу 6 учебника и прочитаем определение «природы» (оно выделено жирным шрифтом) (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 8) Ребята, это определение вы должны знать наизусть. Запишите его к себе в тетрадь и обведите «в рамочку».
- (слайд 9) Как вы уже поняли, тел, или предметов, в окружающем нас мире так много, что их невозможно сосчитать. И все они разные! Тела природы делят на живые и неживые.
- (слайд 10) Живые тела отличаются от неживых тем, что они питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство, стареют и умирают. Солнце, Луна, воздух, облака - это неживые тела. Деревья, кустарники, травы, грибы, и даже человек - это тела неживой природы. По-другому они называются «организмы».
- Давайте проверим, как вы в этом разобрались. Посмотрите на рисунок 2 (стр.7) и найдите на нем тела живой и неживой природы (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 11) Физкультминутка.
Учитель называет тело живой природы - шаг на месте;
Учитель называет тело неживой природы - повороты в стороны.
- (слайд 12) Ребята, в природе постоянной происходят различные явления. Что же это такое (определение появляется на слайде). Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от человека. Давайте подумаем, какие явления вы наблюдали в природе (выслушиваются ответы детей).
- (слайд 12) Это таяние снега, дождь, град, гроза, появление первоцветов, пробуждение животных после зимней спячки и многое другое! Хочу вам сообщить, что весь год мы будем изучать тела только неживой природы.
4. Повторение пройденного материала.
- (слайд 13-14) А сейчас, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке вам нужно решить кроссворд. А потом мы вместе его проверим (каждому ученику раздается «карточка» с кроссвордом).
Кроссворд «Живая и неживая природа»
|
5 |
|
1 |
|
||||||||||
|
|
|
|
3 |
|
|||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||||
1. Это все окружающие нас тела, кроме тех, которые построены или изготовлены человеком.
2. Природа, к которой относятся такие тела, как камни, воздух, вода, звезды.
3. Тело неживой природы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.
4. Изменения, которые происходят в природе независимо от человека.
5. Природа, к которой относятся такие тела, как растения, животные, грибы, человек.
6. Тела живой природы по-другому называются?
5. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Итак, мы с вами изучили новую тему, какую?
- Все ли было понятно, что показалось трудным, что было легко?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Полистайте учебник и скажите, какие темы заинтересовали вас больше всего? Кто знает, как можно быстро найти в учебнике нужную тему?
- Мне понравилось, как работали…, хотела бы, чтобы активнее были… (про каждого ученика)
- ( слайд 15) Урок окончен, до свидания!
10. Рефлексия
- Что вы узнали?
- Чему научились?
- В чем испытывали затруднения?
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег об открытом уроке
в 6 «А» классе
"Живая и неживая природа"
учителя биологии
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой
Патаховой Заиры Шамиловны
Для отработки материала, для первичного закрепления Заира Шамиловна старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания «Признаки живой и неживой природы» и малой группе делили слова на две групп живая и неживая природа.
Цель, отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия). На этапе рефлексии учащимся предлагалось определить взаимосвязь между живой и неживой природой. Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в малой группе, принимали участие в игре «Наряди елочку», цели которых отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а содержание игры способствовало развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный игровой материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание, что позволило выявить, как учащиеся по рассказу и рисунку могут различать объекты живой и неживой природы (главная задача учебного занятия).
На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет. Думаем, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы (конечно судить комиссии), но кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, группе, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.
Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения, применения методик КСО).
На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей об открытом уроке
в 6 «А» классе
"Живая и неживая природа"
учителя биологии
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой
Патаховой Заиры Шамиловны
На организационном этапе дети определили настроение с помощью карточек: «Солнышко весёлое», «Солнышко грустит». Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро настроить обучающихся на продуктивную работу, послужил стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создал эмоциональный и деловой настрой. Содержание урока направлено на формирование умения находить слова-признаки времени года, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
прилежание, стремление хорошо учиться.
Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, Обучающиеся, на основе знаний, приобретённых на прошлых уроках, соотносили живую и неживую природу, что ку ним относиться.
На основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Использовала разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень познавательной активности. Здесь было инсценирование, задание в группах, чтение стихотворений детьми. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психического здоровья обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование гимнастики для глаз позволило организовать зрительное восприятие обучающихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни обучающихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
Родители 6 а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.