ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока чтения и развития речи(коррекционная школа)
«Звук и буква Г»1 класс
Разработала урок
учитель начальных классов
Свекольникова Любовь Алексеевна
Цели: создать условия для осознания и осмысления нового материала
в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Учебные:
Задачи урока:
Предметные умения:
- Читать по слогам
- Выделять звуки из речи; различать звуки
Метапредметные умения:
•Познавательные:
- ориентироваться в учебнике (на развороте);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
•Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
•Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать текст
Личностные умения:
- - понимать речь учителя
- осознание себя как « ученика»
- положительное отношение к учебе, желание приобретать новые знания, умения.
- Уметь сотрудничать с одноклассниками (доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь)
- Создание атмосферы успеха на уроке.
- выражать свои эмоции;
Методы обучения:
-словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная работа
-парная
-индивидуальная
Коррекционно-развивающие:
- проблемных ситуаций
- групповые и парные формы работы учащихся
- самостоятельная работа
- методы самооценки
Средства обучения:
-у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, учебник.
-у учащихся – учебник и тетради.
Ход урока
Мотивация Учебной деятельности
I Организационный момент.
1.Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости, а гости в доме, это всегда событие. Поэтому, урок будет необычный.
К нам в класс пришло письмо. Это не простое письмо, а приглашение.
Артём, прочитай его. Кто сможет прочитать это приглашение?
(Выяснение обстоятельства, что читать не умеем ).
Что же нам делать? Кто умеет читать?
- Поднимите руки, кто хочет научиться читать?
- Зачем нам необходимо учиться читать?
Чтение учителем приглашения на День рождения.
Дорогие дети!
Приглашаю Вас на свой День рождения. Рекомендую вам взять с собой внимание, настойчивость, трудолюбие и дисциплину.
Ваша буква и звук Г
- А как на празднике мы узнаем нашу букву?
Чтобы узнать нашу букву на уроке вы должны внимательно слушать, правильно говорить, хорошо смотреть и видеть. (картинки на доске)
(Регулятивные действия: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.)
II Объявление темы и целей урока.
Сейчас мы приведём себя в порядок, подготовимся и отправимся на День рождения к новой букве. А помогать нам будет Мишутка. Его зовут Гоша. За правильные ответы мишутка будет давать жетоны. Жетоны мы соберём вместе и подарим на День рождения. Чем больше будет правильных ответов, чем активнее вы будете работать на уроке, тем больше жетонов мы заработаем.
- Чтобы нам легко говорилось и читалось, хорошо и весело работалось, проведём артикуляционную зарядку.
III Артикуляционная зарядка
Жил-был язычок. Однажды он проснулся, выглянул в окошечко. ( ) Посмотрел налево, посмотрел направо, и ещё раз посмотрел налево, посмотрел направо. На улице ярко светило солнце. Оделся, вышел и решил покататься на качелях. ( ) Потом он захотел прокатиться на лошадке. Остановился, слез и встретился с лягушками. Ему очень хотелось подружиться с ними ( ).Заглянул в гости к слону ( ).Погулял язычок до вечера и вернулся домой.
Подведение итога этапа – Что делали? Зачем это нужно делать? А вы хотите научиться хорошо и правильно говорить? Поднимите руки. За работу.
IV Повторение. Актуализация опорных знаний
- Сейчас мы повторим буквы, которые вы уже выучили.
1.Игра «Найди пару»
На карточках-магнитах буквы П. С. К. Т. Ш. А Р. Х. Найдите пару букве.
- Назовите все буквы? Какая буква лишняя? Почему? Прикрепите условные обозначения.
Подведение итогов. Давайте посмотрим, сколько у нас жетонов. (Медвежонок награждает жетонами).
Повторили буквы, молодцы! Хорошо подготовились к празднику.
V Изучение нового звука и его закрепление.
Физминутка
Все встаньте около своих мест. Мы отправляемся на поезде на День рождения нового звука и новой буквы. ( Под музыку дети совершают круг и садятся на свои места – «Голубой вагон»
Мы приехали на День рождения. Давайте знакомиться.
1. Выделение звуков Г.Г (картинка УХО)
- Назовите, что изображено на картинках? (называют картинки)
Гу-си га-мак го-ры ги - ри
- Как графически обозначить слово? (полосочкой)
- С какого звука начинаются эти слова?
- Как звучит звук коротко или поётся? Твёрдо или мягко?
- Отметим первый звук кружочком.
2. Упражнения в правильной артикуляции. (картинка ГУБЫ)
А сейчас я предлагаю вам научиться правильно, произносить этот звук
- Рот открыт, зубы разомкнуты, кончик языка смотрит вниз
Задняя часть языка подпрыгивает. Звук короткий, произносится с голосом.
Чистоговорка
Га – га – га - у козы рога
Гу – гу – гу - Я по лугу бегу
Го – го – го – Я не вижу ничего
( все вместе, парами, по одному)
2.Игра. Поймай звук»
Губы
Дом
Год
Маша
Вагон
Флаг
Подведение итогов. Кто догадался, на День рождения, какого звука нас пригласили?
Где может стоять этот звук в словах?
Вручение жетонов детям. (Мишутка награждает жетонами).
VI Знакомство с буквой и её закрепление ( ГЛАЗ)
А теперь внимательно вглядимся в эту букву.
- На что похожа буква
- Сколько палочек надо чтобы составить эту букву
- Сравните букву по элементам с другими буквами (Т, П, Г)
- Сконструируйте букву из счётных палочек
Гимнастика для пальчиков.
Ладошки наше солнышко
А пальчики лучи
Поют о солнце скворушки, кричат о нём грачи…..
Пальцы – лучики проснулись
Встрепенулись. Потянулись.
Дружно вышли на зарядку
Рассчитались по порядку
1,2,3,4,5.
Работа в тетрадях
1.Раскрашивание буквы.
2.Печатание большой и маленькой буквы Г г
3.Слуховой анализ и письмо слогов в тетради.
Давайте познакомим букву Г с другими гостями – буквами.
Прибежал весёлый А прочитали дети………
Прибежал задорный О прочитали дети…….
Прибежал унылый У прочитали дети………..
Прибежал пузатый Ы прочитали дети…….
Прибежал игривый И прочитали дети…..
4.Чтение слогов и слов с доски с этой буквой
ГА - АГА - ГАМ
ГО - ОГО - ГОМ
ГУ - УГУ - ГУМ
ГЫ - ЫГЫ - ГЫМ
ГИ - ИГИ - ГИМ
- (хором, парами, по рядам)
А теперь прочитаем слова с доски
ГАЛ – КА ИГ – ЛА ИГ _ РА
ГОР – КА И – ГОЛ – КА ИГ – РУШ - КА
Подведение итогов
Букве Г понравилось, как вы читали слоги и слова, как знакомили её с другими звуками и буквами.
Мишутка награждает детей жетонами.
Давайте посмотрим, у кого больше жетонов.
Дарят жетоны букве Г
VII Итог урока
- Нас с вами можно назвать гостями?
- На каком празднике мы были?
- Как зовут этот звук и эту букву?
- Что ты можешь о ней рассказать?
Смогли бы вы узнать её среди других?
Игра «Угадай букву» Защумленные буквы и стилизованные.
А на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с буквой Г
Научимся её писать, подружим с другими буквами.
Если вам урок понравился поднимите лучистое солнышко, если было трудно солнышко с тучей.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке чтения и развития речи
в 1а классе (коррекционная школа)
по теме «Звук и буква Г»
учителя начальных классов
Свекольниковой Любовь Алексеевны
Целью первого этапа урока была организация познавательной деятельности учащихся, подготовка их к усвоению нового материала, формулирование учащимися темы и цели урока. Использовала репродуктивный и частично-поисковый метод обучения через фронтальную форму работы. Задания на этом этапе были подобраны так, что учащиеся самостоятельно смогли определить тему и цель урока.
Цель второго этапа – научить выделять звуки [г] [г’] в словах, характеризовать эти звуки, познакомить с буквой “Г”. Для обеспечения включенности учащихся в сюжет урока ввела игровой персонаж, который предлагал дидактические задания в игровой форме. Ребята с интересом и желанием выполняли задания, выделяли новые звуки в словах, давали характеристику звуков, сделали вывод о различении звуков [г] [г’], нарисовали звуковика, в образе которого скрыты признаки новых звуков. Для знакомства с новой буквой учащимся задавала вопросы, способствующие соотнесению звуков с буквой. Применение частично-поискового метода и интеллектуальных средств обучения, способствовало развитию логического мышления, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Проведенная физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Упражнения способствуют высокому физическому и эмоциональному подъему, вызывают у ребят желание активно продолжать работу на уроке.
Для формирования практических умений, учащимся были предложены дидактические игры: “Посади цветы”, “Зажги звезды”. Данные игры позволили интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: умение осуществлять сопоставительный анализ, сравнивать лексическое значение слов, обобщать суждения, формировать умение читать слова с новой буквой. Задания нестандартны по содержанию, призваны стимулировать мыслительную деятельность, формировать творческое воображение и сосредоточенность внимания. Частично-поисковый метод на данном этапе урока способствовал повышению уровня осмысления и глубины понимания нового материала.Подведение итогов урока помогло повторить и закрепить знания, полученные учащимися. В ходе рефлексии каждый учащийся смог оценить достижение поставленной цели. Подняв красное яблоко, объяснили, почему выбрали этот цвет, дав характеристику звукам. Сделали вывод, о том, что все учащиеся класса цели достигли, т. к. на яблоне все яблоки красные.Взаимообусловленность методической и организационной сторон повлияла на результат работы учеников. На протяжении всего урока Любовь Алексеевна старалась каждого ученика включить в активную познавательную деятельность. Применение дидактических игр на уроке способствовало развитию у учащихся интереса к обучению, повышению внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений.Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и учеников.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке чтения и развития речи
в 1а классе (коррекционная школа)
по теме «Звук и буква Г»
учителя начальных классов
Свекольниковой Любовь Алексеевны
Свекольниковой Л.А. была проведена большая предварительная подготовка к уроку: урок начала со стихотворного приветствия, составлены мультимедийная презентация, найдены соответствующие теме физкультминутки, тщательно продумано объяснение значений незнакомых слов с использованием наглядности и т.д. Для снятия напряжения, используются здоровьесберегающие технологии: электронные обучающие программы, музыкальные физминутки, динамическая пауза. На уроке было дано задание, где дети находили решение поставленной проблемы в парах. Таким образом, можно предупредить утомление и снять статистическое напряжение. Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ, сигнальные карточки). На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.Детина уроке с помощью учителя определяют, какая новая буква: гласная или согласная буква. Признаки букв они уже знают. Поэтому произнося букву, используя уже изученные и понятные шаблоны почти все дети в классе справляются с поставленной задачей.На уроке дети учились составлять рассказ по картинке по наводящим вопросам, т.к. учащиеся 1 класса ещё не могут это сделать самостоятельно. Любовь Алексеевна учила слушать, когда сама читала текст детям и отвечали другие дети.На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, Любовь Алексеевна использовала метод «Самооценка» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось… Мне было трудно». Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала, что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему свидетельствовали поднятые «солнышки».
Родители 1а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.