Конспект открытого урока формирования грамматического строя речи в 5 классе для слабослышащих обучающихся + самоанализ урока
Оценка 4.7

Конспект открытого урока формирования грамматического строя речи в 5 классе для слабослышащих обучающихся + самоанализ урока

Оценка 4.7
docx
28.04.2020
Конспект открытого урока формирования грамматического строя речи  в 5 классе для слабослышащих  обучающихся + самоанализ урока
Тема: «Путешествие в страну «Местоимение». Форма: урок – путешествие. Урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме: «Личные местоимения». Урок опирается на знания, умения, полученные на предыдущих уроках, является своеобразной подготовительной работой к контрольной по данной теме. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях.
Конспект урока по ФГСР 5 класс слабослышащих+самоанализ урока .docx

Васильева Татьяна Евгеньевна,

Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики «Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики,

учитель начальных классов, сурдопедагог

Конспект открытого урока формирования грамматического строя речи

 в 5 классе для слабослышащих  обучающихся

 

Тема урока:

«Урок-путешествие в страну «Местоимение»

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Цель урока: 

обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях.

Задачи:

Образовательные:

·         закреплять понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в  предложении, в речи;

·         отрабатывать умение различать местоимения по лицам, числам;

·         умение склонять местоимения по падежам, умение определять синтаксическую функцию личных местоимений;

·         обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.

Коррекционно- развивающие

·         развивать и использовать остаточный слух учащихся на уроке;

·         развивать диалогическую речь учащихся;

·         развивать слухо-зрительное и  слуховое восприятие;

·         отрабатывать произносительные навыки, следить за  слитностью произносимого материала, соблюдением правил орфоэпии;

·         активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

·         воспитывать любовь к русскому языку;

·         воспитывать культуру поведения на уроке (дисциплинированности, собранности, подготовке своего рабочего места);

·         воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

·         воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации;

·         развивать чувство коллективизма.

Формирование  УУД:

 

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;

умение оценивать свой результат;

умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;

выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.

Личностные УУД:

-побуждение к деятельности;

- формирование познавательной мотивации;

- требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные УУД:

-умение оценивать имеющиеся знания;

-умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение сохранять учебную задачу;

-умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности;

- умение выбирать способы действий, которые приведут к успеху.

Познавательные УУД:

-умение извлекать необходимую информацию из текста;

-умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

-умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачей учебной коммуникации.

Планируемые результаты:

 Предметные:

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами.

Метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.

Личностные:  создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.

Организация пространства:

·         фронтальная

·         парная

·         индивидуальная

Педагогические технологии:

·         здоровьесберегающая;

·         личностно-ориентированного обучения;

·         проблемного обучения;

·         дифференцированного обучения;

·         словесной продуктивной и творческой деятельности;  

·          педагогика сотрудничества (учебный диалог, работа в паре);

·         информационно-коммуникационная технология.

Методы:

·         словесно-репродуктивный

·         наглядный

·         частично-поисковый

·         практический

·         объяснительно – иллюстративный

·         метод стимулирования.

Межпредметные связи:

·         Развитие речи

·         Окружающий мир

Образовательные ресурсы:

учебник «Русский язык» учебник для 5-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида,  2 часть, М. «Владос», 2012г.

проектор;

презентация Power Point.

 

Наглядно-демонстративный материал и оборудование:

·         Смайлики (радость и грусть);

·         Перфокарты с заданиями;

·         Таблички по теме урока;

·         Рабочие тетради;

·         Цветные карандаши;

·         Радуга-рефлексия;

·         Индивидуальные слуховые аппараты

Словарь:

 

 

План урока:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

        1.Психологический настрой. Ритуал «входа в урок».

        2. Фразы на слух.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

        1.Создание проблемной ситуации, чтобы ввести школьников в тему урока.

        2.Знакомство с картой страны «Местоимение»

III.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

       1. Обобщение и систематизация знаний.

            1).«Озеро произношения». Фонетическая зарядка.

            2).«Лес мудрости». Части речи.

            3).«Скала склонений». Склонение местоимений по падежам.

            4).«Лесная поляна».

      2.Физкультминутка  «Веселый привал»

      3. Работа по учебнику «Гора грамотности»

      4. Самостоятельная работа. Блиц-турнир.

IV. ИТОГ УРОКА                                              

     1.Выводы урока.

     2.Рефлексия.

     3. Самооценка работы на уроке

     4. Ритуал «Выхода из урока»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Подчеркнутый  словарь  дается на слух (за экраном )

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Психологический настрой.

Ритуал «входа в урок».

 

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

(Дети выполняют движения)

 

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.

 

 

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов;

- побуждение к деятельности.

 

 

 

 

 

2. Фразы на слух.

 

-Как ты слышишь, Антон?

-…, спроси у … какой сейчас урок?

-Какой сейчас урок по счёту?

- С каким настроением вы  пришли на урок?

- Поднимите смайлик.

i (4) i (9)

- Откройте тетради, запишите число, день недели, классная работа

Сегодня на уроке мы будем:

-Слушать и говорить

-Выполнять задания

-Работать по учебнику

-Я слышу хорошо (плохо)

-Сейчас урок математики

-Сейчас по счету второй урок.

-Я пришёл (пришла) с радостным (замечательным, весёлым, хорошим) настроением.

 

-Я написал(а)

 

 

 

 

-Слушать и говорить

-Выполнять задания

-Работать по учебнику

II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Самоопределение к деятельности.

 

-Но  сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас важные друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!        

- А что это за  важные друзья вы, надеюсь, догадаетесь?

-Верно, это наши друзья местоимения.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Итак, тема нашего урока сегодня - Путешествие в страну «Местоимение».

- С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Слова помощники:

Я повторю …

Мне пригодится …

-Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении. –А, как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»?

-Какие вы у меня молодцы, ребята.

-Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Местоимения

 

 

 

 

 

 

-Да. Уверены

 

 

(хоровое чтение темы урока)

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

-Я повторю, что такое местоимение

- что местоимение имеет лицо и число.

-… что местоимение может заменить имя существительное.

-… как пишется местоимение с предлогами.

 - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.

-.. знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.

-… для написания сообщений другу.

Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачей учебной коммуникации.

 

2.Знакомство с картой страны «Местоимение»

 

-  Ребята, чтобы добраться до страны «Местоимение» вы должны преодолеть ряд препятствий.

-Посмотрите на карту и назовите все испытания

(учитель предъявляет последовательность этапов урока на слух, зрительная опора на стенде.)

1.«Озеро произношения»

2.«Лес мудрости»

3.«Скала склонений»

4.«Сказочная поляна»

5.«Весёлый привал»

6.«Гора грамотности»

 

III.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 

1).«Озеро произношения»

Фонетическая зарядка.

 

-Послушайте, первое испытание-

«Озеро произношения»

-Встаньте полукругом.

- Будем слушать и говорить

С_          З_

 С_       С_ТА

МЕ_С_ТА

                           ЙЭ      И_Е

             ИМЕ_НИЕ

МЕСТОИМЕ_НИЕ

- Что такое местоимение?

 

С_КЛА

С_КЛОНЕ_НИЕ

Склонение местоимений по падежам

 

З_           ИЗ_ МЕ

ИЗМЕНЕ_НИЕ

Изменение  местоимений по лицам

-Назовите местоимения

1-го лица

2-го лица

3 лица

-Что мы делали?

 

-Молодцы, ребята!

Вы хорошо говорили звуки, слова и словосочетания

 

 

 

 

-Будем слушать и говорить

 

(Хоровое проговаривание слогов, слов, словосочетаний и предложений).

 

-Местоимение- …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я, МЫ

ТЫ, ВЫ

ОН, ОНА,ОНО,ОНИ

-Мы слушали и говорили

Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Регулятивные УУД:

- умение сохранять учебную задачу;

- умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности;

 - умение выстраивать логические цепи рассуждений.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачей учебной коммуникации.

 

2). «Лес мудрости».

Часть речи.

-Но, впереди новое испытание

«Лес мудрости»

- Прочитайте, что же здесь написано?

 В, НА, А, НОС, Я, ЕЛИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, ОСА, МНЁМ, У НАС, МНЕ, ВЫ

- Так что же вы заметили?

- Какие части речи вы здесь заметили?

 

 

-Напишите в тетрадь только местоимения.

-А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения и преодолели испытание.

 

 

-Лес мудрости

(Дети по цепочке читают слова)

 

 

 

- Здесь записаны разные части речи.

- Предлоги, союзы, существительные, глаголы, местоимения.

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь)

 

Я, он, ты, у нас, мне, вы

- Предлоги: В, НА, ПОД. (Подходит к доске и обводит красным мелом в овал).

- Союзы: А, НО. (Обводит на доске жёлтым мелом).

-  Существительные: НОС, ОСА (Обводит зелёным мелом).

Глаголы: ЕЛИ, МНЁМ  (Обводит синим мелом).

 

3). «Скала склонений».

Склонение местоимений по падежам.

-Мы дошли до нового испытания

-Скала склонений

-Повтори …

- Поставьте личные местоимения в указанном падеже.

https://pandia.ru/text/79/017/images/image006_15.jpg

 

-А теперь наоборот, поставьте местоимения в начальную форму.

https://pandia.ru/text/79/017/images/image007_12.jpg

-Молодцы! Вы превосходно преодолели данное испытание

 

 

-Скала склонений

(Дети достают из конверта карточки с заданием)

 меня

тебе

им

нас

о ней

вы

 

 

 

я

он

ты

они

вы

она

4). «Лесная поляна».

Местоимение-существительные

- И впереди у нас «Лесная поляна»

-Повтори…

-Назовите по 3 существительных, которыми можно заменить местоимения ОН, ОНО, ОНА, ОНИ

 

 

 

 

 

 

 

-Спишите следующую группу словосочетаний в тетрадь, ставя местоимения в нужный падеж.

 

https://pandia.ru/text/79/017/images/image010_8.jpg

 

https://pandia.ru/text/79/017/images/image012_5.jpg

- Сравните написание местоимений в первом и втором столбиках и сделайте вывод.

-Вы замечательно справились с заданиями.

 

 

-Лесная поляна

( Каждый ребенок получает один цветок с метоимением: он или она или оно или они)

 -Он-стол, мальчик, Коля.

Она- машина, мама, сестра.

Оно- солнце, окно, зеркало.

Они- ребята, карандаши, зайцы

 

 

 

 

 

 

Позвонил ей, отвечал им, любовался им.

Подошла к ней, посмотрел на них, возвратимся с ним.

 

 

 

 

-Я написал(а)

 

 

 

 

 

- У местоимений 3-го лица после предлогов пишется бурка Н

Регулятивные УУД:

умение выбирать способы действий, которые приведут к правильному ответу

2.Физкультминутка

«Веселый привал»

 

-А теперь пришло время немного отдохнуть

«Весёлый привал»

-Повтори …

Мы, друзья, не знаем скуки, дружно вверх поднимем руки.

Вниз опустим, а затем вдох глубокий сделать всем.

А теперь и ты, и я приседайте – ка, друзья.

Руки за спину – она распрямиться вмиг должна.

Глубоко сейчас вдохнуть,

Выдох без сомнения.

Помогли нам отдохнуть все …                                                                                          

 

 

 

-Веселый привал

 

(Дети выполняют упражнения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-МЕСТОИМЕНИЯ

(хором)

 

3. Работа по учебнику.

«Гора грамотности»

- И осталось последнее препятствие

«Гора грамотности»

-Повтори …

- Откройте учебник на странице 24

- Ирек, прочитай задание к упражнению 2

-Антон, что нужно сделать сначала (потом)?

Варя, прочитай первое предложение

…, прочитай второе предложение и т.д.

-Напишите предложения в тетрадь

-Выполните задания

-…, что сделал(а)?

 

 

 

-Гора грамотности

-Я открыл(а)…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- я написал(а)…

-Я выполнил(а) задания к упражнению

 

4.Самостоятельная работа

Блиц-турнир

Слайд 6

 Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

 

1.         Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2.         Сколько личных местоимений в слове семья?

3.         Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

4.         Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

5.         Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

img2

Регулятивные УУД:

умение выбирать способы действий, которые приведут к правильному ответу

 

V. ИТОГ УРОКА

2.Выводы урока

 -Что мы делали на уроке?

 

 (ответы детей)

 

 

3.Рефлексия.

                                                                                                                      

- С испытаниями  вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение»

 -Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы.

- А сейчас проанализируйте своё участие на уроке и выскажитесь друг другу  о проделанной работе:

 

( слушание музыки)

 

 

 

 

 

 

 

(Высказывания учеников о проделанной работе.)

 

 

 

 (Ответы детей)

 

4. Самооценка работы на уроке

-А теперь мне хочется, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу на уроке.

-Кому было легко и интересно - поднимите зеленый кружок. 

-Кому было  интересно, но трудно - поднимите желтый кружок. 

-Кому было трудно и не интересно - поднимите красный кружок. 

 

 

(дети выполняют задание и высказываются о своей оценке)

5. Ритуал «Выхода из урока».

                                             

 

-Наш урок подошёл к концу. Станем лицом в круг, лёгким пожатием рук поделимся друг с другом энергией, которой вы зарядились на уроке. Протянем руки вперёд и возьмём с собой из урока всё важное, что было сегодня с нами.

-Урок окончен. Спасибо за прекрасную работу!

 (Ребята прикладывают руки к груди).

 

 

Самоанализ урока открытого урока формирования грамматического строя речи

в 5 классе для слабослышащих  обучающихся

Тема: «Путешествие в страну «Местоимение».

Форма: урок – путешествие.

Урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме: «Личные местоимения». Урок опирается на знания, умения, полученные на предыдущих уроках, является своеобразной подготовительной работой к контрольной по данной теме.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях.

Задачи:

 Образовательные:

·         закреплять понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в  предложении, в речи;

·         отрабатывать умение различать местоимения по лицам, числам;

·         умение склонять местоимения по падежам;

·         обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.

 Коррекционно- развивающие:

·         развивать и использовать остаточный слух учащихся на уроке;

·         развивать диалогическую речь учащихся;

·         развивать слухо-зрительное и  слуховое восприятие;

·         отрабатывать произносительные навыки, следить за  слитностью произносимого материала, соблюдением правил орфоэпии;

·         активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

·         воспитывать любовь к русскому языку;

·         воспитывать культуру поведения на уроке (дисциплинированности, собранности, подготовке своего рабочего места);

·         воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

·         воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации;

развивать чувство коллективизма.

Предметные: совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами.

Метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.

Личностные:создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.

      Урок – путешествие был разработан в соответствии с дидактическими принципами: принципом гуманистической направленности педагогического процесса; принципом  активизации речевого общения; принципом  личностно – деятельностного  подхода в воспитании; принципом дифференцированного и индивидуального подхода;   принципом учёта возрастных особенностей ребёнка.

Структура урока была представлена в виде карты путешествия:

Озеро произношения – Лес мудрости – Скала склонений – Сказочная поляна - Весёлый привал – Гора грамотности –Страна «Местоимение».

  Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Темп работы на уроке оптимальный.  Время на уроке было использовано рационально.

На уроке применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный; использовались   фронтальная и индивидуальная формы работы.

   Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, чтение,  диалог учащихся с учителем и между собой. Работа с фразами на слух способствовала  развитию слухового восприятия. В течение урока осуществлялся контроль над произношением.   При помощи выбранной  формы урока (путешествие),   а также динамической паузы, осуществлялось  развитие  чувства коллективизма, что способствовало созданию благоприятного  психологического  климата на уроке.

К концу урока у учащихся сформировалась адекватная самооценка, которая выразилась в закрашивание определённой части круга.  Каждый ученик проанализировал своё участие на уроке и высказался  о проделанной работе.

В целом, подводя итог, можно отметить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным  и индивидуальным особенностям учащихся.  Выбранная мною форма урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.  Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.

 

 

 

 

 


 

Васильева Татьяна Евгеньевна,

Васильева Татьяна Евгеньевна,

Личностные УУД : учить общению, позитивному отношению к окружающим

Личностные УУД : учить общению, позитивному отношению к окружающим

Методы: · словесно-репродуктивный · наглядный · частично-поисковый · практический · объяснительно – иллюстративный · метод стимулирования

Методы: · словесно-репродуктивный · наглядный · частично-поисковый · практический · объяснительно – иллюстративный · метод стимулирования

Ход урока: Подчеркнутый словарь дается на слух (за экраном )

Ход урока: Подчеркнутый словарь дается на слух (за экраном )

Тогда вперёд! - Итак, тема нашего урока сегодня -

Тогда вперёд! - Итак, тема нашего урока сегодня -

Послушайте, первое испытание- «Озеро произношения» -Встаньте полукругом

Послушайте, первое испытание- «Озеро произношения» -Встаньте полукругом

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения и преодолели испытание

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения и преодолели испытание

Сравните написание местоимений в первом и втором столбиках и сделайте вывод

Сравните написание местоимений в первом и втором столбиках и сделайте вывод

Помогли нам отдохнуть все … -Веселый привал (Дети выполняют упражнения) -МЕСТОИМЕНИЯ (хором) 3

Помогли нам отдохнуть все … -Веселый привал (Дети выполняют упражнения) -МЕСТОИМЕНИЯ (хором) 3

Местоимение. -Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение»

Местоимение. -Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение»

Ритуал «Выхода из урока». -Наш урок подошёл к концу

Ритуал «Выхода из урока». -Наш урок подошёл к концу

Структура урока была представлена в виде карты путешествия:

Структура урока была представлена в виде карты путешествия:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020