Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения учащихся"
Цель
урока: Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической
формы. -Что такое горизонт? (линия, граница между небом и землёй) -Как мы определяем линию горизонта? Где она находится? (всегда на уровне глаз) -Цилиндр в своём основании имеет… какую геометрическую фигуру? (круг) -А когда мы изображаем круг в горизонтальном положении, что с ним происходит? (круг становится овалом) -Вспомним положение овала относительно линии горизонта (т.е. наших глаз). Что происходит с овалом? (по мере приближения к линии горизонта раскрытие овала уменьшается, на уровне наших глаз овал сливается с линией горизонта в одну линию) Старые мастера определяли линию горизонта с помощью стеклянного сосуда с водой (демонстрация данного способа).
Определить пропорции предмета (высоту и ширину). Построить вертикальную ось симметрии. Определить ширину раскрытия оснований предмета. Здесь обратить внимание на зависимость ширины раскрытия от положения относительно линии горизонта. Провести горизонтальные осевые линии для оснований. Обратить внимание на особенность её построения, зависимость от линии горизонта. Построить овалы, верхний и нижний. Показать собственную и падающую тени.
Физминутка: ( расслабляющая гимнастика
для глаз, разминка пальчиков) Определить пропорции предмета (высоту и ширину). Определить угол наклона предмета по нижней боковой стороне (с помощью карандаша). Построить боковые стороны предмета вместе с осевой линией. Помним, что здесь действует закон перспективы. Определить ширину раскрытия оснований предмета. Определить наклон осевых оснований предмета к плоскости стола. Важно! Осевая основания предмета пересекает центральную осевую под прямым углом. Ещё раз проверить ширину оснований предмета, уточнить и построить овалы. Показать собственную и падающую тени.
|
Материал урока. В соответствии с программой данная тема
входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими и
последующими. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: -
количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических
возможностей учащихся. Эстетически подобран натурный фонд, иллюстративный и
раздаточный материал.
Чётко прослеживалась градация этапов урока (орг.
момент, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры; физминутки,
указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа
учащихся; подведение итогов урока;). Между ними осуществлялась логическая связь
и плавный переход, соответствующий поставленной цели и задачам урока . На
каждом этапе подведён итог проделанной работы. Достаточная по времени и по
объему продолжительность каждого из этапов урока.
Подобранные методы и средства обучения
(сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту
учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития
познавательных возможностей детей.
В процессе рисования с натуры проведена работа
по уточнению представлений учащихся о геометрических телах.
Учащиеся упражнялись в умении соотносить размеры
и формы деталей своего рисунка с образцом.
Было уделено внимание всестороннему анализу и
изучению натуры. Дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно
сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым
объектом.
Так как процесс рисования с натуры делится на
ряд этапов, то на уроке дети учились планированию построения рисунка.
Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся
переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа натуры.
При составлении натюрмортов большое значение
придаётся развитию у детей умения располагать отдельные предметы на плоскости,
объединяя их в общую композицию.
Школьники упражнялись в симметричном
расположении частей цилиндра, что направлено на коррекцию и развитие
пространственного ориентирования и зеркального изображения.
Таким образом, в процессе обучения рисования с
натуры развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной
ориентировки.
Развитие глазомера происходило в процессе
определения величины объекта изображения (соотношение высоты и ширины).
Учащиеся хорошо владеют используемым на уроке изобразительным материалом ,
которым является простой карандаш .
На данном уроке использовалось средство развития
речи учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:
названия предметов, связанных с изображением;
- признаки предмета или его частей (по величине,
по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”,
“разделить”, “соединить”);
- пространственные отношения (“посередине”,
“вверху”, “слева”, “ближе”).
Существенное значение имело развитие у детей
умения применять среднюю (осевую) линию, а также использование вспомогательных
(дополнительных) линий для проверки правильности рисунка.
Кроме этого школьники закрепили и такие понятия,
как “симметрия», «ось симметрии».
Развитие зрительной памяти происходило путём
запоминание формы, цвета, величины объекта.
Зрительное внимание развивалось в процессе
анализа натуры, сравнения своей работы с постановкой.
Рассматривая и изучая различные композиции
натюрмортов, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм .
Учащиеся активно участвовали в работе производилась коррекция речи на основе
полных ответов учащихся.
Мною проведена стандартная подготовительная
работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала.
Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы,
приёмы и способы работы . Знаю и учитываю психофизические особенности и
графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение и
порицание в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал урока
преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что
способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения
учащихся.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные,
воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока. Комплекс подобранных
средств (ИКТ, нагл.дем.материал…), методов и приёмов , соответствовал решению
поставленных задач. На уроке добились, что: дети закрепили знания о жанрах
изобразительного искусства, о широте их использования в современной жизни.
Коррекционно-развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на
каждом этапе урока (внимание – при выполнении каждого этапа работы). Знания,
полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат
в формировании графических навыков, эстетического вкуса, умения различать жанры
изобразительного искусства.
Мы родители 7 а класса посетили урок изобразительного искусства Магомедовой Х.К. и посещенный урок показал, что Хадижат Касумовна имеет высокий уровень теоретической и методической подготовки для обучения учащихся. Учитель подготовлен в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии. Педагог доброжелателен, тактичен, внимателен к детям. Его заинтересованность в достижении целей урока передается учащимся.
При планировании урока были учтены художественные способности учащегося, живой интерес к изобразительному искусству и уроку ИЗО.
Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес и необходимость приобретения новых знаний.
Проявлялась в анализировании этапов построения предмета на листе бумаги, взаимопомощи в выполнении задания, итогового вернисажа выполненных работ. Выбранные методы и технологии позволил сохранить учащимся интерес учащихся к материалу на протяжении всего урока, применить уже имеющийся опыт работы с линейкой, получить новые знания и умения. Все эти психологические и педагогические приёмы развивали детей и способствовали коррекции их недостатков.
Учащиеся любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняет предложенные задания. Работа получается интересной и радостной.
Были проведены: физминутка, пальчиковая гимнастика .
В конце занятия был подведён итог, рефлексия, анализ работ.
Активность и работоспособность учащейся наблюдалась на протяжении всего урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.