Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы " 7 класс
Оценка 4.7

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы " 7 класс

Оценка 4.7
docx
15.08.2020
Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы " 7 класс
3 открытый урок.docx

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения учащихся"

Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы.
Задачи урока: - закрепление знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства;
- совершенствование умений соблюдать правила и последовательность изображения предметов цилиндрической формы;
- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики , глазомера, графических навыков, на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету;
Оборудование: развивающие задания, термины , натура, репродукции картин по жанрам, рисунки, набор предметов быта и драпировки, динамическое пособие «перспективное сокращение круга», раздаточный материал, художественные инструменты, материалы и принадлежности;
Ход урока:
1.Оргмомент:
-Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места.
Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из известного детского мультфильма «Пластилиновая ворона -КАРТИНА»…
2. Актуализация опорных знаний:
По вашим лицам я вижу, что вы прекрасно поняли, о чём пойдет речь.
1Сл. Конечно же о жанрах изобразительного искусства. На самом деле
существует очень много жанров: анималистический, портрет,
батальный, исторический, пейзаж, мифологический, натюрморт …
?- Попробуйте выбрать из предложенных, те жанры изобразительного
искусства, которые вы уже изучили на предыдущих уроках?
2Сл. (портрет, пейзаж, натюрморт)
- Давайте попробуем дать определения этих терминов (Что такое
пейзаж, портрет, натюрморт?).
3Сл. - Дача полных ответов учащимися по схеме … это изображение … 4Сл. ? Теперь подберите название жанра к репродукции.
- Рассмотрите внимательно предметы на столе и определите, с
5Сл. каким из жанров мы продолжим нашу работу? (натюрморт).
Натюрморт – это не просто набор случайных предметов. Важно грамотно подобрать предметы, скомпоновать их в группу и красиво расположить их на плоскости. Маленькие предметы не должны заслонять большие, чтобы форма каждого была видна.
- Предлагаю немного потренироваться в составлении натюрморта.
- работа по группам
1) составление натюрмортов по изображению на образце (желающие учащиеся)
2) составление тематического натюрморта («Осенний натюрморт» - 1 гр., «Принадлежности художника» - 2 гр., остальные учащиеся занимаются подбором названия натюрморта, индивидуальное задание (Лейла перечисляет предметы, входящие в натюрморты)).
(Варианты названий натюрмортов: «Летний натюрморт», «За чашкой чая», «Подсолнухи», «Принадлежности художника», «Осенний натюрморт», «Цветы в вазе», «Спортивный натюрморт», «Новогодний натюрморт», «Геометрические тела», «Лесная сказка»).

Физминутка: (упражнения на коррекцию осанки)

3. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
- Пришло время перейти к основной теме нашего урока: Рисование с
натуры предмета цилиндрической формы.
? Кто может объяснить , что значит «рисование с натуры»?
К какому из жанров изобразительного искусства относится тема
нашего урока? (к жанру «натюрморт»).

Изображение формы предмета зависит от его положения относительно линии горизонта.

-Что такое горизонт? (линия, граница между небом и землёй)

-Как мы определяем линию горизонта? Где она находится? (всегда на уровне глаз)

-Цилиндр в своём основании имеет… какую геометрическую фигуру? (круг)

-А когда мы изображаем круг в горизонтальном положении, что с ним происходит? (круг становится овалом)

-Вспомним положение овала относительно линии горизонта (т.е. наших глаз). Что происходит с овалом? (по мере приближения к линии горизонта раскрытие овала уменьшается, на уровне наших глаз овал сливается с линией горизонта в одну линию)

Старые мастера определяли линию горизонта с помощью стеклянного сосуда с водой (демонстрация данного способа).


- ? Какие геометрические тела вы знаете? (шар, конус, куб)

- анализ натуры: геометрическое тело – цилиндр (повтор учащимися названия
6. Сл. геометрического тела), цилиндр имеет нижнее основание и верхнее
основание в виде круга (работа с динамическим пособием), высота цилиндра
больше его ширины (значит рисунок будет расположен по
вертикали),цилиндр имеет (какую форму, если две его половины одинаковые?)
симметричную форму, (а как называется линия, которая проходит
посередине и делит цилиндр на две равные части?) – ось симметрии,
отношение ширины к высоте (что больше и насколько больше).
- объяснение и показ основных этапов построения
Теперь повторим этапы построения цилиндра:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Построить вертикальную ось симметрии.

Определить ширину раскрытия оснований предмета. Здесь обратить внимание на зависимость ширины раскрытия от положения относительно линии горизонта.

Провести горизонтальные осевые линии для оснований. Обратить внимание на особенность её построения, зависимость от линии горизонта.

Построить овалы, верхний и нижний.

Показать собственную и падающую тени.

 

Физминутка: ( расслабляющая гимнастика для глаз, разминка пальчиков)
Теперь рассмотрим положение цилиндра в горизонтальном положении:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Определить угол наклона предмета по нижней боковой стороне (с помощью карандаша).

Построить боковые стороны предмета вместе с осевой линией. Помним, что здесь действует закон перспективы.

Определить ширину раскрытия оснований предмета.

Определить наклон осевых оснований предмета к плоскости стола. Важно! Осевая основания предмета пересекает центральную осевую под прямым углом.

Ещё раз проверить ширину оснований предмета, уточнить и построить овалы.

Показать собственную и падающую тени.


3. Практическая работа :
Заострить внимание на особенности построения предмета в горизонтальном положении. В ходе самостоятельной работы по мере необходимости пояснить ход построения рисунком на краю листа работы учащегося. Давайте вместе будем последовательно вспоминать и одновременно выполнять построение в альбоме : (показ учителем )
- сначала намечаем плоскость, на которой расположена натура, затем определяем место расположения цилиндра (посередине),строим ось симметрии, отмечаем высоту и ширину цилиндра, не забывая, что две половинки должны быть одинаковыми, строим нижний и верхний овалы (видимые линии выделяем активнее, а невидимые – оставляем слегка заметными), намечаем падающую тень и складку на ткани задней части драпировки.
- своевременное оказание индивидуальной помощи учащимся, предупреждение ошибок
- Свет и тень помогают передать объём изображаемых предметов, их реальность, но этим мы, более подробно, займёмся на следующих уроках изобразительного искусства.
- при необходимости используются дополнительные задания: построить вторую (симметричную) половину вазы; из предложенных предметов составить три совершенно разных натюрморта.

4. Подведение итогов урока:
- С какими жанрами изобразительного искусства мы сегодня работали?
- Как вы думаете, умение составлять красивые композиции из предметов, где в жизни вам могут пригодиться?
- анализ работы учащихся
- уборка рабочих мест

Домашнее задание: Выполнить зарисовки предметов быта цилиндрической формы в разных положениях.

 

 

 

 

Материал урока. В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими и последующими. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: - количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся. Эстетически подобран натурный фонд, иллюстративный и раздаточный материал.
Чётко прослеживалась градация этапов урока (орг. момент, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры; физминутки, указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока;). Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленной цели и задачам урока . На каждом этапе подведён итог проделанной работы. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока.
Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей детей.
В процессе рисования с натуры проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических телах.
Учащиеся упражнялись в умении соотносить размеры и формы деталей своего рисунка с образцом.
Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению натуры. Дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым объектом.
Так как процесс рисования с натуры делится на ряд этапов, то на уроке дети учились планированию построения рисунка. Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа натуры.
При составлении натюрмортов большое значение придаётся развитию у детей умения располагать отдельные предметы на плоскости, объединяя их в общую композицию.
Школьники упражнялись в симметричном расположении частей цилиндра, что направлено на коррекцию и развитие пространственного ориентирования и зеркального изображения.
Таким образом, в процессе обучения рисования с натуры развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.
Развитие глазомера происходило в процессе определения величины объекта изображения (соотношение высоты и ширины). Учащиеся хорошо владеют используемым на уроке изобразительным материалом , которым является простой карандаш .
На данном уроке использовалось средство развития речи учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:
названия предметов, связанных с изображением;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”, “разделить”, “соединить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, “ближе”).
Существенное значение имело развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также использование вспомогательных (дополнительных) линий для проверки правильности рисунка.
Кроме этого школьники закрепили и такие понятия, как “симметрия», «ось симметрии».
Развитие зрительной памяти происходило путём запоминание формы, цвета, величины объекта.
Зрительное внимание развивалось в процессе анализа натуры, сравнения своей работы с постановкой.
Рассматривая и изучая различные композиции натюрмортов, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм . Учащиеся активно участвовали в работе производилась коррекция речи на основе полных ответов учащихся.
Мною проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы . Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл.дем.материал…), методов и приёмов , соответствовал решению поставленных задач. На уроке добились, что: дети закрепили знания о жанрах изобразительного искусства, о широте их использования в современной жизни. Коррекционно-развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока (внимание – при выполнении каждого этапа работы). Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса, умения различать жанры изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мы родители 7 а класса посетили урок изобразительного искусства Магомедовой Х.К. и  посещенный урок показал, что Хадижат Касумовна имеет высокий уровень теоретической и методической подготовки для обучения учащихся. Учитель подготовлен в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии. Педагог доброжелателен, тактичен, внимателен к детям. Его заинтересованность в достижении целей урока передается учащимся.

При планировании урока были учтены художественные способности учащегося,  живой интерес к изобразительному искусству и уроку ИЗО.

Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес и необходимость приобретения новых знаний.

Проявлялась  в анализировании этапов построения предмета на листе бумаги, взаимопомощи в  выполнении задания, итогового вернисажа выполненных работ. Выбранные методы и технологии позволил сохранить учащимся интерес учащихся к  материалу на протяжении всего урока, применить уже имеющийся опыт работы с  линейкой, получить новые знания и умения.  Все эти психологические и педагогические приёмы развивали детей и способствовали  коррекции их недостатков.

Учащиеся любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняет предложенные задания. Работа получается интересной и радостной.

Были проведены: физминутка, пальчиковая гимнастика .

В конце занятия был подведён итог, рефлексия, анализ работ.

Активность и работоспособность учащейся наблюдалась на протяжении всего урока.


 

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения учащихся"

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения учащихся"

Варианты названий натюрмортов: «Летний натюрморт», «За чашкой чая», «Подсолнухи», «Принадлежности художника», «Осенний натюрморт», «Цветы в вазе», «Спортивный натюрморт», «Новогодний натюрморт», «Геометрические тела», «Лесная сказка»)

Варианты названий натюрмортов: «Летний натюрморт», «За чашкой чая», «Подсолнухи», «Принадлежности художника», «Осенний натюрморт», «Цветы в вазе», «Спортивный натюрморт», «Новогодний натюрморт», «Геометрические тела», «Лесная сказка»)

Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы

Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы

Материал урока. В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры»

Материал урока. В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры»

Кроме этого школьники закрепили и такие понятия, как “симметрия», «ось симметрии»

Кроме этого школьники закрепили и такие понятия, как “симметрия», «ось симметрии»

Мы родители 7 а класса посетили урок изобразительного искусства

Мы родители 7 а класса посетили урок изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2020