Конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт».
Цель урока:
• Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки, грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость
• расширить знания учащихся о жанре натюрморта;
• дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
• учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
Задачи урока:
• дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
• учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
• узнать о понятии «стиль», его разновидности;
• развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация, видеоролик «Натюрморт», образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ, материалы ЦОР «Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей»
Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.
Основные понятия:
• Натюрморт
• Стиль
Учащиеся должны:
1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока:
• проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
• дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и закончите его, при этом обратите внимание на экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
А ещёи так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
А ещё на той картине нарисован, может, торт,
И поэтому картину назовём мы? (натюрморт)
На экране слово натюрморт
Ребята,как вы думаете,что изображается на натюрмотрах?
(фрукты,овощи,цветы,посуда и. т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете животные, птицы. ,
Как это можно назвать?
НАТЮРМОРТ.
Правильно.
Итак тема нашего урока: «Изображение предметного мира – натюрморт.»
(Экран)
Слайд № 2. Эпиграф урока. “Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех”.
Борис Леонидович Пастернак
II.Изучение нового материала. Слайд №3. Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их – предметами быта, т .к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Многие художники в своих произведениях стараются передать красоту различных предметов. Эти картины называются натюрмортами.
Учитель. Что такое натюрморт? Что означает слово и как оно переводится?
Ученик. Слово «натюрморт» означает «мертвая натура» , «неживая природа».Оно пришло из французского языка.
Слайды №4,5
Учитель. Верно .А вот в переводе с голландского ,немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь» , «неподвижная жизнь».Звучит очень поэтично .Как же возник и развивался этот жанр? Давайте посмотрим.
Слайд№6
Учитель. Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру.Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.НО долгое время изображение предметов играет второстепенную вспомогательную роль.
Слайд №7
Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Художников, работавших в этом жанре называли «малыми голландцами».Их исключительная особенность- удивительная материальность предметов в натюрмортах ,тщательность передачи деталей. Посмотрим ,как развивался ,как менялся натюрморт.
Слайд№8,9
Учитель. Особенно яркие и заметные изменения начинают проявляться в конце XIX в. Давайте рассмотрим эти произведения .Перед вами работы знаменитых художников Ван Гога и П .Гогена .
В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?
Ученик. Нет. Художник изображает предметы ,передает впечатление, свое восприятие красоты.
Слайд№10,11.
Учитель .А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Ученик. Словно его рисовал ребенок.
Учитель .Ставил ли себе ,художник цель передать сходство с натурой ,точно изобразить предметы?
Ученик. Нет. Художник передал свое впечатление.
Слайд№12.
Учитель. А теперь перед вами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от материальности ,естественности. Перед нами не сами предметы ,а восприятие их художником. Натюрморт стал более декоративным.
Мы увидели как менялось отношение художника к изображаемому ,как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить ,о чем же рассказывает натюрморт? Рассмотрим работы.
Слайд№13.
Учитель. Перед вами картины Р. Дюфи «Натюрморт со скрипкой» ,и Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства».Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Ученик. Скрипка и ноты на одном из натюрмортов принадлежат музыканту. Палитра , кисти бумага и другие вещи принадлежат художнику.
Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?
Ученик. О человеке .
Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?
Ученик. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
Учитель. К тому же предметы в натюрморте могут иметь символическое значение .Так было еще в XVII веке , в работах «малых голландцев».
Слайд № 14. Например ,наполовину пустой кубок символизирует хрупкость человеческой жизни ,ее скоротечность. А еще какие из предметов имеют сходное значение ,так же говорят о скоротечности жизни?
Ученик. Череп ,огарок свечи.
Учитель. Разное значение придавали цветам в натюрморте .Например ,гвоздика символизировала доблесть и отвагу ,белая лилия –чистоту. А как вы думаете, что могло означать изображение подсолнуха? С чем мы связываем этот цветок?
Ученик. С солнцем.
Учитель. Верно. Подсолнух символизировал верность ,так как все время поворачивается к солнцу.
А теперь давайте вместе сформулируем ,что же помогает художнику сделать натюрморт выразительным?
Ответы учащихся.
Физминутка.
Упражнение «Зеркальное рисование».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
III. Актуализация знаний. Учитель. А сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм о натюрмортах Сергея Андрияки.
Андрияка Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств, основатель и художественный руководитель Школы акварели...
Просмотр видеоролика с натюрмортами из цикла «Краски и звуки».
Учитель. С чего начинается работы над натюрмортом ? Например ,мы решили создать натюрморт под названием «Музыка» .
Ученик. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Учитель. А что мы делаем дальше?
Ученик. Размещаем предметы на листе.
Учитель. Как мы выделим главное в натюрморте ,его композиционный центр?
Ученик. Размером, положением на листе.
Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ученик. Цвет.
Учитель. Верно. Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение
цветов ,цветовой строй. Колорит может быть теплым и холодным. Приведите пример «теплых» цветов, «холодных».(дети приводят примеры).Цвета могут резко различаться и тогда мы называем их контрастными, противоположными. Приведите примеры контрастных цветов. Так же цвета могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «ньюанс».Приведите примеры «ньюанса».Рассмотрим такую ситуацию. Мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать : теплые или холодные? Построим ли мы работу на цветовом контрасте или на ньюансе цветов?
Ученик .Будут преобладать теплые, яркие цвета ,контрастное сочетание.
Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Ученик. Мы выберем холодное сочетание, ньюансное сочетание цветов.
Учитель. Передать ощущение энергии или ,наоборот спокойствия мы можем не только с помощью цвета ,но и располагая предметы на листе . Мы можем создать ощущение движения -такая композиция будет динамичной (понятие «динамика» как раз образовано от слова «движение».)А можем создать ощущение устойчивости ,спокойствия- такая композиция называется статичной.(от понятия «статика»).
Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности :отбор элементов изображения ,композиционное решение (определение композиционного центра ,динамичная или статичная композиция ), колорит (теплый или холодный, построенный на контрасте или ньюансе).
IV. Практическая работа.
Составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов.
1Выбрать правильно фон,
2.Правильно расположить предметы, методом поиска,
3. Обвести предметы на цветную бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами….
4. Доработать предметы и приклеить,
5. Придумать название натюрморту.
(контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).
- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.
V. Итог урока.
- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).
- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).
- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.
Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.
Ученики оценивают свои работы.
VI Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.
Данный урок является предпоследним в изучении жанра натюрморт. У обучающихся существует определенный багаж знаний и практических умений, что определило использование в построении данного урока технологии проблемного диалога.
Проведение этапа актуализации знаний в практической работе позволило ребятам, с одной стороны, повторить изученное, с другой стороны, плавно включиться в работу, как в качестве активного участия, так и в качестве пассивного обобщающего восприятия.
Проблемная ситуация помогла определить обучающимся границу между знанием и незнанием, и сформулировать цель урока пока еще с помощью наводящих вопросов учителя.
В ходе изложения нового материала ребята не были пассивными слушателями. Они продолжали учиться фиксировать ключевую информацию и участвовали в анализе наглядного материала (схем с примерами композиционного расположения предметов в натюрморте).
На этапе применения новых знаний, в работе малых групп, в диалогах детей отмечены попытки доказать свою точку зрения с опорой на новые знания. На этапе анализа составленных группами натюрмортов чувствовалась заинтересованность детей. Они детально рассматривали каждую композицию, предлагая различные варианты конструктивного изменения натюрморта. Очень интересная презентация художников с их работами. Также были применены различные педагогические технологии особенное место в уроке было уделено применению. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядно-демонстрационный материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Учитель добилась того, что дети расширили имеющиеся знания о жанрах изобразительного искусства, о широте их использования в современной жизни. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса.
здоровьесберегающим технологиям в виде интерактивной зарядки.
Подведение итога прошло в форме самооценивания ребятами своих эскизов.После самооценивания, ребята анализировали работы других, опираясь на критерии оценки, аргументируя свою точку зрения. Домашнее задание было предложено выполнить в творческой форме. Дети были замотивированы на его выполнение.
Анализ результатов деятельности и работы обучающихся на разных этапах урока позволяет сделать вывод, что цели достигнуты.
При
проведении урока были соблюдены требования к выбору методов обучения в
зависимости от общей направленности, дидактической цели, специфики учебного
материала, предмета ,возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (орг. момент, актуализация опорных знаний, анализ
слайдового материала; физминутка, указания к началу работы и предупреждение
ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока;). Между ними
осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленной
цели и задачам урока. На каждом этапе подведён итог проделанной работы.
Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов
урока. В
ходе работы, учащиеся овладевали различными приемами изобразительного
искусства, развивали обще учебные и специальные умения. Важный этап урока -
это стадия творчества, самостоятельная работа (завершение своего шедевра).
Это задание носило творческий характер, так как ребята в рисунке передавали
свое настроение. В процессе творчества, учащиеся отдавали накопленные ранее
опыт и знания и через эту самоотдачу развивались. Моя задача – внушить ребенку
уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его
успехе. Углубить знания о жанре натюрморт.
Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова,
наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся,
усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных
возможностей детей. Коррекционно-развивающая работа на уроке. Учащиеся
активно участвовали в работе, производилась коррекция речи на основе полных
ответов учащихся. Владение методикой преподавания позволяет применять
разнообразные методы, приёмы и способы работы . Применяла в ходе урока
поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами учащегося.
Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно,
что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения
учащихся. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядно- демонстрационный
материал, таблица эмоционального восприятия цветов), методов и приёмов ,
соответствовал решению поставленных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.