ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока математики
(коррекционная школа)
«Число 10. Решение примеров в пределах 10» 1 класс
Разработала урок
учитель начальных классов
Свекольникова Любовь Алексеевна
Цель:
закрепление умения детей числа 10, учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи урока:
• Закрепить знания письменного сложения и вычитания в пределах
10;
• Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,
эмоционально-волевой сферы;
• Воспитание аккуратности, доброжелательности, взаимопомощи, вежливости.
Оборудование:
1. тетрадь,
2. линейка,
3. карандаш,
4. ручка,
5. карточки с изображением сказочных персонажей с заданиями.
6. мультимедийная система.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, гости!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник.
Правильно. А как они вместе называются? Геометрические фигуры.
У вас на столах лежат предметные картинки по форме похожие на геометрические
фигуры. Сейчас сядет тот, чья предметная картинка, напоминает форму круга,
треугольника, квадрата.
С каким числом мы познакомились на прошлых уроках? Мы познакомились с числом
10.
Тема нашего урока: «Число 10. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах
10».
Ребята к нам в гости пришла гостья, а кто это отгадайте из загадки:
Прыгает зверюшка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Лягушка
Правильно, а в каких еще сказках встречается персонаж лягушка?
Верно.
А поможет нам на уроке сказка «Царевна-лягушка».
Давайте посмотрим на экран, кого мы видим? Давайте посчитаем, сколько цыплят
изображено на экране?
А сейчас посмотрим на экран, правильно ли мы посчитали?
А теперь вспомним, как пишется число 10.
А теперь открываем тетради. От сегодняшнего числа отступаем вниз 2 клеточки,
пропишем одну строчку числа 10.
2. Устный счет.
А теперь сказка. У царя было три сына. И велел царь сыновьям, пока совсем не
состарился, жениться. Вывел он их в чисто поле и велел пустить стрелы, куда
упадет стрела, значит там их и судьба. Но стрелы, ребята, не простые, а с
заданиями. Чтобы стрелы долетели до места, поможем сыновьям царя выполнить
задания?
Задания: Посмотрите у меня в руках картинка, что на ней изображено? Какая это
птица? Посчитайте и покажите мне цифрой. Как вы думаете, грачи уже
прилетели?
А это, что за птицы? Посчитайте и покажите цифрой, сколько изображено скворцов.
Скоро на уроках мы будем знакомиться с этими птицами.
Молодцы, ребята. Стрелы долетели до места: одна – до барского дома. Другая – до
купеческого. А третья – на болото к лягушке.
А мы попадем с вами на весеннюю полянку. Смотрите глазками на движущие
предметы. (Электроннаяфизминутка для глаз).
3. Арифметический диктант.
Царь женил сыновей, дал задание невесткам – испечь хлеб.
Ребята, поможем испечь хлеб Царевне-лягушке. Для этого нужно
выполнить игровые задания. Я буду называть числовой ряд и пропускать числа, а
вы должны показать, что я пропустила:
4 … 6, 7, 8
6 … 8, 9, 10
10, 9, 8, 7 … 5
назовите предыдущее 10, последующее 9,
назовите соседей числа 9. Молодцы! Вы помогли испечь хлеб Царевне.
Царю понравилось.
4.Физминутка
Под пение весенних птиц, изображаем полет птиц (релаксация)
5. Изучение нового материала.
Следующим заданием царя было – соткать ковер. Чтобы он получился красивым, мы
должны его украсить. Для этого нужно решить пример, найти ответ с рисунком. И
пример на ковре заменить узором.
Сильный уровень:
6+4
10-5
8+2
Средний уровень
7+2
6 -6
8 -3
Молодцы, ребята, справились с заданием, помогли Царевне. Царю очень понравился
ковер.
Царь пригласил всех на бал. Мы тоже с вами давайте отдохнем.
6. Физминутка.
Как живешь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Ночью спишь?
А шалишь?
7. Закрепление изученного материала.
Понравилась Василиса Ивану-Царевичу, взял он и сжег её шкурку. Улетела голубкой
Василиса и велела искать её (у кого?). У Кощея Бессмертного.
Пошел Иван искать Василису.
Шел, шел и увидел избушку на курьих ножках, а в ней Баба-Яга сидит и
говорит:
-Если решишь мою задачу, дам тебе за это клубок, который покажет тебе дорогу.
Поможем Ивану решить задачу?
У пенечков 7 грибочков
И под елкой 3
Ребята, подумайте и выложите на партах в кассах решение этой
задачи.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, посмотри?
Сколько грибочков всего? Как вы узнали?
Молодцы, справились с заданием. Отдала Баба-Яга клубок Ивану- Царевичу и он
пошел спасать Василису.
А мы с вами пойдем по другой дорожке. Посмотрите, что начерчено на доске. Как
называется эта линия? Прямая линия.
Отступите вниз две клетки, начертите прямую линию.
Молодцы! С заданием справились.
И прямая дорожка привела нас к дубу, где находится смерть Кощея.
Ребята, давайте снимем сундук. А для этого нужно выполнить неравенство:
Слабый уровень
8…10
Поймали зайца. Теперь поймаем утку:
9…2
А из утки выкатилось яйцо. Давайте его разобьем:
5…5
Разбилось яйцо, достали мы иголку. Давайте сломаем её:
10…0
Молодцы, ребята. Вы помогли Ивану спасти Василису. Она вам очень благодарна,
что вы ее спасли. Были активными, смелыми, дружными.
8. Итог урока.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Что вам понравилось?
Какие задания вызывали у вас трудности?
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке математикив 1а классе (коррекционная школа)
по теме «Число 10. Решение примеров в пределах 10»
учителя начальных классов
Свекольниковой Любовь Алексеевны
Мышление первоклашек в данный момент наглядно-действенное и нужно формировать наглядно-образное, и Любовь Алексеевна включила в устный счет задания с опорой на несколько анализаторов «Назови пропущенную фигуру», «Найди соседа числа».Любовь Алексеевна уделила внимание коррекции кратковременной памяти через игру «Живые числа», где дети должны были найти не только свое место в числовом ряду, но и при выполнении заданий держать в памяти весь ряд, вспоминая, какое «число» должно сделать шаг вперед.
Коррекцию и развитие зрительного восприятия Любовь Алексеевна осуществила через устное решение задач в стихах. Любовь Алексеевна призналась, что в первом полугодии это задание трудно давалось детям, они не могли совместить прослушивание стихотворения и одновременный счет предметов. За счет использования этого задания на каждом уроке, восприятие текста идет уже на другом уровне.
Свой урок Любовь Алексеевна начала с эмоционального настроя детей – организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - приветствие. Цель данного этапа - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание ситуации успеха, психологической поддержки.
Учебная мотивация детей сохранялась, поддерживалась и развивалась на протяжении всего урока.
Далее провела устный счет, с целью повторения нумерации в пределах 10, отработки навыков устного счета. Работа с геометрическим материалом обеспечила закреплений знаний о фигурах, о линиях и отрезках.
На этом этапе каждое из заданий было с коррекционной направленностью.
У детей мелкая моторика рук и кистей развита очень слабо, Любовь Алексеевна провела пальчиковую гимнастику и во время устного счета ребята пальчиками изображали капель.
Главное внимание Любовь Алексеевна уделяет здоровью детей, провела две физкультминутки, в которой дети изображали первых весенних птиц - грачей, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Далее ребята старались составлять краткую запись к задаче, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.
При работе над задачей помимо коррекции и развития слухового восприятия, продолжалась работа над долговременной памятью через повторение алгоритма решения задачи. Развитие мышления опиралось на составление краткой записи к задаче и на полный ее анализ.
Коррекция мышления происходила и при решении примеров, которые были написаны на цветах – подснежниках. Детям предстояло найти различие в цветах по цвету, по количеству лепестков. На данном этапе учащимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно, благодаря продуктивной подготовительной работе во время устного счета. Самостоятельная работа была спланирована с учетом индивидуальных особенностей и уровнем обучаемости детей. Естественно и задания на цветах были дифференцированы: разное количество примеров на сложение и вычитание в пределах 10, а двое учащихся получили задание раскрасить картинку по цифрам, опираясь на образец.
Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали содержание урока. Пока самооценка эмоционального восприятия урока у нас проявляется в картинках–индикаторах с изображением солнышка, солнышка с тучкой и тучки.
На уроке использовала много наглядности (солнышко, сосульки, ручеек, кораблик, изображение грача и гнезда, подснежники, карточки-индикаторы. геометрический материал), которая вовремя убиралась и не перегружала внимание детей (только солнце оставалось на доске в течение урока).
Весь урок поддерживалась связь с предметом «Живой мир»: мы повторили времена года, приметы весны.
На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся и избежания перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Все это позволило провести урок интересно, разнообразно.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей
об уроке математикив 1а классе(коррекционная школа)
по теме «Число 10. Решение примеров в пределах 10»
учителя начальных классов
Свекольниковой Любовь Алексеевны
На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учебное время на уроке использовалось эффективно. Этот урок связан с предыдущими уроками, на которых дети знакомились с составом изученных чисел, учились записывать соответствующие равенства, дети понимают смысл переместительного свойства сложения, знают название чисел при сложении.
Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:
- ответы на вопросы учителя;
- устный счет;
- арифметический диктант;
- решение задач изученных видов.
Использованы такие виды контроля, как:
- ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах);
- самоконтроль и взаимоконтроль;
- ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом).
На уроке сочетались различные формы и методы работы: индивидуальная (устный счёт, рефлексия), групповая (физминутка), фронтальная. Наблюдалась связь с другими учебными предметами (окружающий мир).
Учащимся предлагается повторить способы сложения и вычитания чисел 1 до 10. С помощью иллюстраций на слайде презентации повторили состав числа 10. Запишите числа в порядке возрастания. Подчеркните самое маленькое число, самое большое. Назовите число, которое стоит в ряду за числом 4, перед числом 4. Что можете о нём рассказать (предыдущее, последующее, состав числа). Закончите утверждения: 5 – это 2 и …( 3); 7 – это 4 и …( 3 )
- Повторение порядкового и количественного счёта в пределах 10.
- Решение примеров (самостоятельная работа)
- Устное решение задач (фронтальная работа)
- Решение неравенств (взаимопроверка, контроль с доки)
- Геометрический материал. Повторяют названия фигур. Учащиеся учатся строить речевое высказывание в устной форме, проводить анализ, сравнение. Проводят отрезки. Отвечают на вопрос «Какую фигуру называют треугольником?»
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
-Проведены две физминутки;
-чередование письменных и устных заданий;
-работа у доски.
Урок закончился рефлексией, где учащиеся оценили свою деятельность на протяжении всего урока с помощью солнышка, солнышка с тучкой и тучки.
Родители учащихся 1а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.