ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 7 КЛАСС
Тема урока |
Внешняя политика Ивана IV |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Рассмотрение внешней политики Ивана IV во второй половине XVI в. |
||
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России во второй половине XVI в.; Определить основные направления внешней политики России во второй половине XVI в., выявить ее особенности и итоги |
||
Образовательные ресурсы |
История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/ Е.В. Пчелов, П.В.Лукин — М.: ООО «Русское слово-учебник», 2020 г. – 224 с. |
||
План урока |
1) Присоединение Казанского и Астраханского ханств. 2) Крымское ханство и присоединение Сибирского ханства 3) Ливонская война. 4) Подведение итогов |
||
методы и формы |
Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление таблицы |
||
Основные понятия |
Засечная черта. Ясак. Основные даты 1552 г. — осада и взятие Казани. 1556 г. — присоединение Астраханского ханства к России. 1571 г. — набег Девлет-Гирея. 1572 г. — битва при Молодях. 1581—1585 гг. — поход Ермака Тимофеевича. 1558—1583 гг. — Ливонская война. Личности: Стефан Баторий, Ермак, Девлет-Гирей, хан Кучум, Андрей Курбский. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация К учеб- ной деятельности |
2 |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) |
Фронтальная Работа
Беседа. Работа с текстом |
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний |
3 |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания. Определять причинно-следственные связи исторических процессов |
Беседа. Работа с источником, картой |
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. |
Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала
|
15 |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Составлять план рассказа. Использовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд). Употреблять эмоционально-окрашенные атрибуты речи. Выражать собственное отношение при оценке поступков людей. Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников. Находить на карте изучаемые объекты, делать выводы на основе сравнения.
|
Беседа.
Работа с картой
Дискуссия.
Групповая работа |
Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания |
Работа в карте
Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
10 |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Аргументировать выводы и суждения. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причинно-следственные связи. Оценивать и представлять результаты проектной и познавательной деятельности |
Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Устные ответы
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
|
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. Но для того чтобы начать урок я предлагаю вам посмотреть на доску и расшифровать ребус, это и будет тема нашего урока.
Тема урока Внешняя политика Ивана Грозного.
Учитель Что такое внешняя политика…………….отношения с другими странами в интересах собственного государства.
Учитель: Рассмотрите карту «Россия во второй половине 16 века», назовите государства, которые были соседями России во второй половине 16 века? (ученики отвечают на поставленные учителем вопросы, по очереди называют государства, граничащие с Россией: Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства).
Учитель: Задачи внешней политики Ивана Васильевича обезопасить свою страну от внешних врагов по ТРЁМ направлениям и создать условия для ее успешного экономического развития. Но знаете ли вы что это за направления?
НЕТ…. Можем ли мы с вами сформулировать цель нашего урока?
Цель урока. охарактеризовать основные направления, выяснить результаты внешней политики Ивана IV
Учитель: хорошо
Учитель: на ваших столах лежит текстовый материал, чек-листы и карта с обратной стороны. Каждая группа изучает и систематизирует данные о конкретном направление. 1 группа - , вторая группа - , и третья группа - . Чек листы тоже разделены по направлениям, каждая группа заполняет только свое направление. Представлять результат работы, выполненный на карточках вы будете в виде краткого устного ответа по плану). (Самостоятельная работа с текстом и картами). Не забываем с обратной стороны есть карта, она ваша помощница. Рассмотрите ее и найдите ваше направление.
Также на столах лежат конверты с стикерами, они нам понадобятся, когда мы выйдем работать с картой. Обратите внимание стикеры схожи с вашими чек-листами.
Вы можете приступать к работе у вас есть 3 минуты.
IV. Изучение нового материала
1гр. «Присоединение Казанского и Астраханского ханств»
Задание: просмотрите карту, прочитайте материал в учебнике на ст.202-206 и и ответьте на вопросы:
- Где расположено Казанское ханство? (Работа с картой «Россия во второй половине 16 века » учеб. ст. 204- 205) (Казанское ханство — государство в Среднем Поволжье )
- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)
- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель? (Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов)
- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани? (2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий)
- Когда и как была завоевана Казань? ( Русские штурмом брали Казань, на них со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На штурмующих летели тучи стрел. Штурмом взять Казань не смогли. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось.)
- Какие народы вошли в состав русского государства? (Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир)
- Где расположено Астраханское ханство? (Астраханское ханство - государство в районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия)
- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)
- Когда была завоевана Астрахань? (В 1556г.)
- Какое значение для Российского государства имело присоединение Казанского и Астраханского ханств?(Присоединение Казанского и Астраханского ханств укрепило безопасность Русского государства, открыло России пути для прямых торговых и политических связей с восточными странами. Волга на всем её протяжении стала русской рекой. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Теперь их историческая судьба оказалась тесно связана с Россией. Российское государство стало многонациональным.).
- Где оно расположено Сибирское ханство?
- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)
- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?
-Как назывался налог, который Сибирское ханство платило в русскую казну? (Ясак)
- Кто командовал русским отрядом, покоряющим Сибирь? (атаман Ермак Тимофеевич)
-В каком году Ермак совершил поход в Сибирь? (1581-1585гг.)
- Каковы итоги присоединение Сибири? (На завоёванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить остроги, а затем и города. В конце XVI века в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Берёзов, Нарым и др. Вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого обширного и богатого края.)
Итог Увеличение территории Российского государства.
Взятие Волжкого торгового пути
2 гр. «Крымское ханство
- Где расположено Крымское ханство?
- Какое это направление внешней политики русского государства? (Южное направление)
- Представляло ли Крымское ханство угрозу для русских земель? (Крымские татары совершали частые и разорительные набеги на Русское государство)
-Какие меры предприняло Российское государство, чтобы защитить свои границы от крымских татар? Что такое засечная черта? (Для защиты от набегов было начато строительство засечной черты — укреплённой линии из лесных завалов (засек) и крепостей. В сочетании с природными преградами (реками, болотами, густыми лесами) эти линии должны были остановить или задержать крымских татар. Первая засечная линия проходила от Брянска через Тулу на Рязань.)
Итог укрепление южных границ от набегов с территории Крымского ханства.
3 гр. «Ливонская война»
-Назовите дату Ливонской войны? (1558 - 1583).
- Выделите основные этапы войны? Назовите даты этих этапов.
1558-1561гг. - первый этап.
1561-1570гг.- второй этап.
1570-1583гг. - третий этап.
-Каковы были причины войны? (Причины войны: желание Ивана IV получить выход к Балтийскому морю, чтобы напрямую торговать с Европой. Доселе в этом деле посредничал Ливонский орден, взимая приличную плату за посредничество, ограничивая русскую торговлю; Давняя вражда между Москвой и Орденом: невыплата дани за владение Юрьевым (Дерптом), нежелание пропускать в Россию иностранных мастеров и стратегическое сырье.)
-Определите итоги Ливонской войны? (Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоевания в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива. Выход в Балтику не пробили. Стратегическое положение России ослабло. Россия была разорена, население бедствовало.)
- Какое это направление внешней политики русского государства? (Западное)
Важным фактором стало и то, что русские сражались на своей земле, защищая ее до конца. Наемники же бились, прежде всего, за деньги. Поэтому, поняв, что ни жалованья, ни славы здесь не будет, а вот в гроб сыграть проще простого, «солдаты удачи» стали откровенно роптать, что они на это не подписывались. И зачастую отказывались идти в бой. Любовь к своей родине напротяжение многих столетий и после было для нашего народа важнейшим частью
Итог земли захваченные в период войны пришлось отдать. Долгожданный выход к Балтийскому морю не получили
V. Закрепление основного содержания занятия. Рефлексия.:
Цель: Ребята, мы подошли к концу урока, для закрепления тему я хочу вам предложить поиграть в интерактивную игру
Итоги урока.
Подвести итог тему и цель.
VI.
Оценить урок
Внешняя политика Ивана IV Грозного
Восточное направление
Огромное значение для развития торговли в государстве имел Волжский торговый путь. Казанские ханы совершали набеги на Россию, вредили восточной торговле русских купцов.
В 1551 г. Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань. У р.Свияги за месяц была построена крепость Свияжск, сыгравшая роль опорного пункта для наступления. Летом 1552 г. огромное войско во главе с Иваном IV осадило Казань. Русские войска после месячной осады взяли штурмом город. В 1556 г. Хан Дербеш-али бежал из Астрахани, узнав о приближении русских. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.
Соседом России на востоке стало Сибирское ханство. Земли в Приуралье осваивались богатыми купцам Строгановыми. Главным их занятием было солеварение. Холодильников тогда не было, а с помощью засолки можно было долго хранить продукты. Строгановы возглавили освоение Сибирского края. Они на свои средства строили города и нанимали отряды казаков для их защиты. Одним из казачьих отрядов командовал атаман Ермак Тимофеевич. В 1851 году Ермак встал во главе похода на Сибирь. В 1582 г. после упорного штурма казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума - Кашлык (на р.Тобол). Позже Кучум ночью напал на казаков. Ермак погиб. Но участь ханства уже была предрешена: через несколько лет Кучум потерпел окончательное поражение. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории. Итогом освоения Сибири стало, что на завоёванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить остроги, а затем и города. Вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого обширного и богатого края.
Южное направление
Сложнее дело обстояло с Крымским ханством, находившемся на юге, которому Россия платила дань. Покорить его не могли (тем более оно подчинялось Турции), а крымцы устраивали постоянные набеги на Россию, грабили и разоряли ее, угоняли в плен население. Наиболее крупные походы крымской орды имели место в 1555,1558,1571 годах. Во время одного наиболее удачного похода в 1571 г. они сожгли Москву и угнали в плен около 150 тыс. человек. В 1572 г. крымский хан Девлет-Гирей попытался повторить набег, но потерпел сокрушительное поражение при Молоди от воевод князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина. Помимо того, московской дипломатии в 1569 г. и 1571 г. удалось сорвать планы турецкого султана Селима II организовать походы в Поволжье. Государству приходилось держать дозорные отряды, строить крепости, чтобы татары не нападали врасплох. Для защиты от набегов было начато строительство засечной черты — укреплённой линии из лесных завалов (засек) и крепостей. В сочетании с природными преградами (реками, болотами, густыми лесами) эти линии должны были остановить или задержать крымских татар. Первая засечная линия проходила от Брянска через Тулу на Рязань. Это несколько сдерживало набеги крымских мурз.
Таким образом, главным результатом внешней политики на юге было в целом успешное сдерживание татаро-турецкой агрессии.
Западное направление
Успехи на Востоке дали основания Грозному считать, что так же пойдет дело и на Западе. Часть прибалтийских земель занимал Ливонский орден, немецкое государство, которое уже ослабело.
Причина войны. Иван мечтал завоевать удобный выход к Балтийскому морю, чтобы улучшить торговлю и облегчить сношения с Европой. В 1558 г. под предлогом неуплаты дани русские начали войну, получившую название Ливонской. Ливонская война, длившаяся 25 лет, оказалась крайне изнурительной для России. Начало ознаменовалось блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев и другие города. Однако не была учтена международная обстановка. Литва, Польша, Швеция, Германия, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю. Польско-литовское государство, затем Швеция и Дания вступают в борьбу за "ливонское наследство". Это, а также перемена отношения Ивана к "избранной раде", его забота о том, как "искоренить крамолу" бояр привели к поражению в 1564 г. от поляков. Боясь казни, бежал в Литву русский военачальник Андрей Курбский и перешел на сторону врага. Война приняла затяжной и тяжелый характер. Участились набеги крымского хана. Сил для продолжения войны у России не было.
Основные этапы Ливонской войны.
1558-1561гг. - первый этап.
1561-1570гг.- второй этап.
1570-1583гг. - третий этап.
В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие России и Речи Посполитой, по которому Россия теряла Полоцк и завоеванную Ливонию, но вернула себе ряд городов, захваченных поляками. В 1583 г. заключено перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья р.Невы, перешло к Швеции.
Итог войны. Русское государство войну проиграла. В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.