Конспект открытого урока на тему: Восточные славяне"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока на тему: Восточные славяне"

Оценка 4.8
docx
16.12.2021
Конспект открытого урока на тему: Восточные славяне"
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 31

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

      обеспечения и ведения учебного занятия

 

  Класс 6                                                                  

 

                 ТЕМА: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»

https://karatu.ru/wp-content/uploads/2019/01/8484848-1.jpg           Учитель истории и обществознания: Текоева Зарина Солтановна

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ,  6 КЛАСС

ФИО

Текоева Зарина Солтановна (учитель истории и обществознания)

Место работы

МБОУ СОШ № 31 г. Владикавказ

Класс

6  класс

Тема урока

ВОСТОЧНЫЕ  СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Дидактическая задача

 урока

Ознакомить с версиями происхождения восточнославянских племён и их расселением по территории Европейской части. Освоить новые знания о видах трудовой деятельности наших предков, их верованиях  и устройстве быта и соседях восточных славян.

 

Цели урока

Образовательные: формировать у учащихся целостное историческое представление о географическом положении и природных условий; установить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения; формировать умение работать с историческими источниками и картами.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий.

Воспитательные: воспитывать уважение к отечественной истории; развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями.

План урока

1.     Происхождение восточных славян

2.     Хозяйство славян

3.     Быт и нравы славян

4.     Духовный мир  славян

5.     Общины земледельцев

6.     Соседи восточных славян

Образовательные

 ресурсы

Учебник «История России. Под редакцией Н.Арсентьева, А.Данилова (1 часть), мультимедийная презентация.

Техническое

оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Актуальность

использования ИКТ

- формирование навыков и умений информационно - поисковой деятельности;

- наглядность, повышение эффективности восприятия учебного материала

Средства обучения:

Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв. », документ «Из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского о славянах», учебник, тетрадь.

методы и формы
обучения

- Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

- Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Основные понятия

Три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье; традиционные верования (язычество), вервь, вече ,колонизация, народное ополчение.

Структура и ход  урока

1. Организационный момент. Мотивация учащихся на изучение темы; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу; 3. Изучение нового материала; 4. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний; 5. Итоги урока, рефлексия; 6. Домашнее задание.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: описывать территории расселения восточных славян; характеризовать природные условия, верования и виды деятельности; определять по датам век; разделять целое на части; выявлять главное анализировать информацию содержащуюся в различных источниках; группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

 

Познавательные: сравнивать характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты сходства и отличия различных объектов; осуществлять поиск информации в текстовом и нетекстовом источниках; анализировать  сравнивать, обобщать факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки; создавать, преобразовывать и применять знаки и символы, схемы- кластеры для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: организовать сотрудничество и совместную учебную деятельность с учителем и одноклассниками; планировать цели и способы  взаимодействия; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения; понимать позицию партнера, обмениваться мнениями, слушать друг друга.

Регулятивные: учитывать  алгоритм учебных  действий; определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план действий; овладение приёмами контроля и самоконтроля.

 

Учатся: формировать и развивать познавательный интерес к истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений; понимать значение истории  для  воспитания внутренней и внешней культуры человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности; сочетать стремление к собственному успеху с умением работать в команде.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Этап мотивации

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Организационный момент.

Приветствие учеников.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся положительных эмоций, внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

(На доске написаны слова : белорусский, болгарский,  польский, македонский, русский, сербский, словацкий, словенский, украинский, хорватский, чешский)

Вопрос к классу: какое понятие объединяет эти слова, вспомните по пройденному ранее материалу?

Верно!

Вопрос: А к какой языковой группе относятся данные языки

Молодцы ребята!

Учитель рисует схему, комментируя:

 

Индоевропейские племена

 


Балтославянские племена

 

Балты       Славяне: южные,

                  восточные, западные.

 

Вопрос: как вы думаете о какой из тих трех ветвях славян пойдет речь на нашем уроке?

                            

Учитель направляет учеников на определение целей и плана урока:

Наши предки – восточные славяне.

А как они пришли на территорию нашей страны и когда это произошло?  Кто жил по соседству? Что бы вы хотели ещё узнать о племенах восточных славян?

 

 

Приветствуют учителя, получают положительный настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

 

Изучают слова, вспоминают пройденный материал.

Ответ: язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: славянской

 

 

 

Слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: восточных

 

 

 

Слушают учителя, обсуждают цели урока, предлагают план изучения материала путем интересующих вопросов.

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и соответствовать целям и задачам обучающегося в школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения

Наблюдение, поощрение деятельности.

II.

Этап актуализация

знаний и пробного учебного действия

 

6

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

 

Учитель. совместно с детьми, окончательно формулирует тему урока, определяет его цель.

Учитель обращает внимание на учебник (пар. №3. Стр. 26-34), название параграфа, название разделов (план урока).

Вопрос для беседы (актуализация знаний  по пройденному материалу)

1.     - Что  позволило восточным славянам заселить пространство Восточноевропейской равнины?

2.     - Назовите хронологические рамки этого процесса.

3.      

4.     - Обратимся к карте и  вспомним правила работы с картой.

5.     Задание: Изучите условные обозначения карты и укажите направления расселения восточных славян.

 

 

 

 

Бегло рассматривают параграф, чтобы установить и записать тему и план. Записывают тему урока.

 

Ответ: Великое переселение народов, IVVIIв.в. Работа с картой стр. 28-29  начинается с изучения условных обозначений, а затем поиска их на карте.

 

Выполняют задание в парах. Затем один учащихся у доски. С помощью карты на доске устанавливают направление заселения Восточноевропейской равнины восточными племенами.

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

Работа в парах

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную проблему.

 

 

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.

 

 Работа

в тетради

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

Работа у доски

III.

Этап изучение

нового

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Рассказ учителя

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника и терминами

 

 

 

Работа с презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка 

В ходе Великого переселения народов славяне заняли территорию, простирающуюся  от Чёрного до Балтийского моря.

 

Приём предположения

Славяне объединялись в союзы племён. Как вы понимаете, что это значит?

 

 

Ответить на вопрос о расселении славян поможет работа с картой по вопросам на стр. 33.

Давайте вспомним, как следует работать с вопросом.

Критерии ответа на вопрос:

-точность формулировки,

-ответ по сути вопроса;

-ответ должен содержать необходимые даты, термины и т.д.

 

Рассказ учителя:

Приём проблемного изложения.

Как известно – славяне – земледельцы. Что можно сказать об уровне развития земледелия, если мы знаем,  они использовали 4 способа использования земли?

Уровень развития земледелия.

Далее следует рассказ учителя: характеристика систем земледелия.

Земледельцы объединялись в общины. Работа с термином «вервь». Для управления созывалось вече, для защиты создавалось народное ополчения.

Приём: эвристическая беседа.

О быте и нраве славян лучше всего скажут современники. Сейчас мы прочитаем отрывок из письменного исторического источника, автор  Прокопий Кесарийский. Внимательно прослушайте и скажите, что вы узнали о жизни славян?

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

И на место приземлитесь.

 

 

Учащиеся высказывают предположения и когда их предположения будут отражать все аспекты термина, записываю в тетрадь.

 

 

Работают с вопросами к карте  на стр. 28. Обсуждают, дают правильные ответы.

 

 

 

 

Высказывают предположения, записывают в тетрадь характеристику систем.

 

 

Читают вслух определения терминов на ст. 34, обсуждают их суть. Записывают в тетрадь термины.

 

 

Отвечают на вопрос, реконструируют жизнь поселения.

 

 

 

Ученики выполняют движения согласно стихотворению

 

 

 

 

Фронтальная

работа.

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Индивидуальная и фронтальная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию работая с картой, и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи

Коммуникативные: паре, учатся слушать друг друга, взаимодействовать, контролировать правильность выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

Записи в

тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

Работа в

тетради

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

IV.

Включение в систему знаний,осмысление и повторение

7

Работа с картой.

С помощью карты на стр.29 установите, кто жил по - соседству с восточнославянскими племенами.

 

 Выполняют задание, работая парами, (самоконтроль и взаимоконтроль), делают записи в тетрадях.

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в различных видах источников (текстовые, нетекстовые).

Регулятивные: самоконтроль и коррекция навыков работы с картой.

 

Проверка выполнения заданий в

тетради.

 

V. Итоги урока

 

Рефлексия

5

 

Обобщение полученных на уроке сведений

 

Вопросы беседы на слайдах презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

Синквейн

Проводит беседу по вопросам:

- На карте показать территории, занятые восточнославянскими племенами.

– Перечислите названия восточнославянских племён?

- На берегах каких рек они жили?

-Что такое вервь? Для чего вервь создаёт народное ополчение и вече?

 

Показательный метод: Ценностное отношение к истории

Учитель обращает внимание на то, что иногда в политических целях искажаются исторические сведения о восточнославянских племенах  и уровне их развития. Для чего искажают историческую правду? Чтобы уменьшить роль  народа в истории. Народ, который мало что умеет, отстаёт по уровню развития от других, заимствует у других народов культурные достижения  не может называться великим народом.  Таковы ли восточные славяне? Нет. Заселившись на новые территории они достигли высокого уровня развития и создали мощное государство – Древнерусское государство или Киевскую Русь. Наши предки – великий народ.

 

1.Что вы сегодня узнали?

2. Какие сложности возникли на вашем пути,как исследователей?

3. Что вам особо запомнилось?

 

Синквейн на тему «Славяне»

 

 

 

 

 

 

 

Учитель фиксирует отметки за урок.

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают. Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По критериям оценивают свою работу и работу одноклассников.

 

 

Славяне.
Дружелюбные, сильные.
Создают, производят, развивают.
Сохраняют традиции культуры.

Общность, народ.

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

Позновательные: осуществляют поиск информации в текстовом источнике.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: понимают значение истории для воспитания внутренней и внешней культуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

 

 

 

 

 

Закрепляют материал, игра

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учащихся за работу .

Домашнее задание

2

 

1)    Параграф 3- прочитать.

2)    Используя иллюстрацию на стр.27. написать небольшое изложение на тему «Жизнь в славянском поселении»

(5-7 предложений)

 

Запись домашнего задания,  со всеми необходимыми рекомендациями.

фронтальная

 

проверка записи

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ, 6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ, 6

План урока 1. Происхождение восточных славян 2

План урока 1. Происхождение восточных славян 2

Планируемые результаты

Планируемые результаты

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Вопрос к классу: какое понятие объединяет эти слова, вспомните по пройденному ранее материалу?

Вопрос к классу: какое понятие объединяет эти слова, вспомните по пройденному ранее материалу?

Вопрос: как вы думаете о какой из тих трех ветвях славян пойдет речь на нашем уроке?

Вопрос: как вы думаете о какой из тих трех ветвях славян пойдет речь на нашем уроке?

II. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия 6

II. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия 6

Задание: Изучите условные обозначения карты и укажите направления расселения восточных славян

Задание: Изучите условные обозначения карты и укажите направления расселения восточных славян

Рассказ учителя Презентация

Рассказ учителя Презентация

Работа с текстом учебника и терминами

Работа с текстом учебника и терминами

Работа с презентацией .

Работа с презентацией .

Вправо, влево повернитесь,

Вправо, влево повернитесь,

V. Итоги урока Рефлексия 5

V. Итоги урока Рефлексия 5

Рефлексия Синквейн Проводит беседу по вопросам: -

Рефлексия Синквейн Проводит беседу по вопросам: -

Рефлексия Синквейн

Рефлексия Синквейн

Домашнее задание 2 1)

Домашнее задание 2 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021