МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
обеспечения и ведения учебного занятия
Класс 6
ТЕМА: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»
Учитель истории и обществознания: Текоева Зарина Солтановна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ, 6 КЛАСС
ФИО |
Текоева Зарина Солтановна (учитель истории и обществознания) |
||
Место работы |
МБОУ СОШ № 31 г. Владикавказ |
||
Класс |
6 класс |
||
Тема урока |
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ |
||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
||
Дидактическая задача урока |
Ознакомить с версиями происхождения восточнославянских племён и их расселением по территории Европейской части. Освоить новые знания о видах трудовой деятельности наших предков, их верованиях и устройстве быта и соседях восточных славян.
|
||
Цели урока |
Образовательные: формировать у учащихся целостное историческое представление о географическом положении и природных условий; установить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения; формировать умение работать с историческими источниками и картами. Развивающие: развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий. Воспитательные: воспитывать уважение к отечественной истории; развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями. |
||
План урока |
1. Происхождение восточных славян 2. Хозяйство славян 3. Быт и нравы славян 4. Духовный мир славян 5. Общины земледельцев 6. Соседи восточных славян |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России. Под редакцией Н.Арсентьева, А.Данилова (1 часть), мультимедийная презентация. |
||
Техническое оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока. |
||
Актуальность использования ИКТ |
- формирование навыков и умений информационно - поисковой деятельности; - наглядность, повышение эффективности восприятия учебного материала |
||
Средства обучения: |
Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв. », документ «Из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского о славянах», учебник, тетрадь. |
||
методы
и формы |
- Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. - Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная |
||
Основные понятия |
Три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье; традиционные верования (язычество), вервь, вече ,колонизация, народное ополчение. |
||
Структура и ход урока |
1. Организационный момент. Мотивация учащихся на изучение темы; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу; 3. Изучение нового материала; 4. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний; 5. Итоги урока, рефлексия; 6. Домашнее задание. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: описывать территории расселения восточных славян; характеризовать природные условия, верования и виды деятельности; определять по датам век; разделять целое на части; выявлять главное анализировать информацию содержащуюся в различных источниках; группировать, обобщать, выражать собственное отношение.
|
Познавательные: сравнивать характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты сходства и отличия различных объектов; осуществлять поиск информации в текстовом и нетекстовом источниках; анализировать сравнивать, обобщать факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки; создавать, преобразовывать и применять знаки и символы, схемы- кластеры для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: организовать сотрудничество и совместную учебную деятельность с учителем и одноклассниками; планировать цели и способы взаимодействия; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения; понимать позицию партнера, обмениваться мнениями, слушать друг друга. Регулятивные: учитывать алгоритм учебных действий; определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план действий; овладение приёмами контроля и самоконтроля.
|
Учатся: формировать и развивать познавательный интерес к истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений; понимать значение истории для воспитания внутренней и внешней культуры человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности; сочетать стремление к собственному успеху с умением работать в команде.
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|||
I. Этап мотивации |
5 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Организационный момент. Приветствие учеников. Создаёт условия для возникновения у обучающихся положительных эмоций, внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. (На доске написаны слова : белорусский, болгарский, польский, македонский, русский, сербский, словацкий, словенский, украинский, хорватский, чешский) Вопрос к классу: какое понятие объединяет эти слова, вспомните по пройденному ранее материалу? Верно! Вопрос: А к какой языковой группе относятся данные языки Молодцы ребята! Учитель рисует схему, комментируя:
Индоевропейские племена
Балтославянские племена
Балты Славяне: южные, восточные, западные.
Вопрос: как вы думаете о какой из тих трех ветвях славян пойдет речь на нашем уроке?
Учитель направляет учеников на определение целей и плана урока: Наши предки – восточные славяне. А как они пришли на территорию нашей страны и когда это произошло? Кто жил по соседству? Что бы вы хотели ещё узнать о племенах восточных славян?
|
Приветствуют учителя, получают положительный настрой на работу.
Изучают слова, вспоминают пройденный материал. Ответ: язык.
Ответ: славянской
Слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь.
Ответ: восточных
Слушают учителя, обсуждают цели урока, предлагают план изучения материала путем интересующих вопросов. |
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и соответствовать целям и задачам обучающегося в школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения |
Наблюдение, поощрение деятельности. |
|||
II. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия
|
6 |
Презентация
Работа с картой
|
Учитель. совместно с детьми, окончательно формулирует тему урока, определяет его цель. Учитель обращает внимание на учебник (пар. №3. Стр. 26-34), название параграфа, название разделов (план урока). Вопрос для беседы (актуализация знаний по пройденному материалу) 1. - Что позволило восточным славянам заселить пространство Восточноевропейской равнины? 2. - Назовите хронологические рамки этого процесса. 3. 4. - Обратимся к карте и вспомним правила работы с картой. 5. Задание: Изучите условные обозначения карты и укажите направления расселения восточных славян. |
Бегло рассматривают параграф, чтобы установить и записать тему и план. Записывают тему урока.
Ответ: Великое переселение народов, IV – VIIв.в. Работа с картой стр. 28-29 начинается с изучения условных обозначений, а затем поиска их на карте.
Выполняют задание в парах. Затем один учащихся у доски. С помощью карты на доске устанавливают направление заселения Восточноевропейской равнины восточными племенами. |
Беседа
Фронтальная работа.
Работа в парах |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную проблему.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.
|
Работа в тетради
Устные ответы
Работа у доски |
|||
III. Этап изучение нового материала
|
15 |
Рассказ учителя
Презентация
Работа с картой.
Работа с текстом учебника и терминами
Работа с презентацией.
Физминутка |
В ходе Великого переселения народов славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря.
Приём предположения Славяне объединялись в союзы племён. Как вы понимаете, что это значит?
Ответить на вопрос о расселении славян поможет работа с картой по вопросам на стр. 33. Давайте вспомним, как следует работать с вопросом. Критерии ответа на вопрос: -точность формулировки, -ответ по сути вопроса; -ответ должен содержать необходимые даты, термины и т.д.
Рассказ учителя: Приём проблемного изложения. Как известно – славяне – земледельцы. Что можно сказать об уровне развития земледелия, если мы знаем, они использовали 4 способа использования земли? Уровень развития земледелия. Далее следует рассказ учителя: характеристика систем земледелия. Земледельцы объединялись в общины. Работа с термином «вервь». Для управления созывалось вече, для защиты создавалось народное ополчения. Приём: эвристическая беседа. О быте и нраве славян лучше всего скажут современники. Сейчас мы прочитаем отрывок из письменного исторического источника, автор Прокопий Кесарийский. Внимательно прослушайте и скажите, что вы узнали о жизни славян? Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. И на место приземлитесь. |
Учащиеся высказывают предположения и когда их предположения будут отражать все аспекты термина, записываю в тетрадь.
Работают с вопросами к карте на стр. 28. Обсуждают, дают правильные ответы.
Высказывают предположения, записывают в тетрадь характеристику систем.
Читают вслух определения терминов на ст. 34, обсуждают их суть. Записывают в тетрадь термины.
Отвечают на вопрос, реконструируют жизнь поселения.
Ученики выполняют движения согласно стихотворению |
Фронтальная работа.
Работа в парах. Индивидуальная и фронтальная работа.
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа. |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы. Познавательные: извлекают необходимую информацию работая с картой, и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи Коммуникативные: паре, учатся слушать друг друга, взаимодействовать, контролировать правильность выполнения задания |
Записи в тетради
Устные ответы
Работа в тетради
Устные ответы
|
|||
IV. Включение в систему знаний,осмысление и повторение |
7 |
Работа с картой. |
С помощью карты на стр.29 установите, кто жил по - соседству с восточнославянскими племенами.
|
Выполняют задание, работая парами, (самоконтроль и взаимоконтроль), делают записи в тетрадях.
|
Работа в парах.
|
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в различных видах источников (текстовые, нетекстовые). Регулятивные: самоконтроль и коррекция навыков работы с картой. |
Проверка выполнения заданий в тетради.
|
|||
V. Итоги урока
Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений
Вопросы беседы на слайдах презентации.
Рефлексия
Синквейн |
Проводит беседу по вопросам: - На карте показать территории, занятые восточнославянскими племенами. – Перечислите названия восточнославянских племён? - На берегах каких рек они жили? -Что такое вервь? Для чего вервь создаёт народное ополчение и вече?
Показательный метод: Ценностное отношение к истории Учитель обращает внимание на то, что иногда в политических целях искажаются исторические сведения о восточнославянских племенах и уровне их развития. Для чего искажают историческую правду? Чтобы уменьшить роль народа в истории. Народ, который мало что умеет, отстаёт по уровню развития от других, заимствует у других народов культурные достижения не может называться великим народом. Таковы ли восточные славяне? Нет. Заселившись на новые территории они достигли высокого уровня развития и создали мощное государство – Древнерусское государство или Киевскую Русь. Наши предки – великий народ.
1.Что вы сегодня узнали? 2. Какие сложности возникли на вашем пути,как исследователей? 3. Что вам особо запомнилось?
Синквейн на тему «Славяне»
Учитель фиксирует отметки за урок.
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Учащиеся слушают. Делают выводы.
По критериям оценивают свою работу и работу одноклассников.
Славяне. Общность, народ.
|
Фронтальная работа
Фронтальная работа
|
Позновательные: осуществляют поиск информации в текстовом источнике.
Личностные: понимают значение истории для воспитания внутренней и внешней культуры человека.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Закрепляют материал, игра |
Устные ответы
Оценивание учащихся за работу . |
|||
Домашнее задание |
2 |
|
1) Параграф 3- прочитать. 2) Используя иллюстрацию на стр.27. написать небольшое изложение на тему «Жизнь в славянском поселении» (5-7 предложений)
|
Запись домашнего задания, со всеми необходимыми рекомендациями. |
фронтальная |
|
проверка записи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.