ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по физике
Урок повторения и обобщения по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества. » 8 класс
Дата проведения : 2.12.2024.
Подготовил: учитель физики МОАУ СОШ №53
Ибрагимова Ф.Р.
Тема урока: Повторение по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».
Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»; создать условия для практического применения знаний, умений и навыков по изученным темам.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить знания учащихся о видах теплопередачи; установить роль и место всех трёх механизмов теплопередачи в переносе энергии в доме; проанализировать пути тепловых потерь жилого дома, установить их причины; выявить эффективный способ теплоизоляции с учётом возможного механизма тепловых потерь.
2. Развивающая: продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать; способствовать развитию памяти и внимания через систему заданий и упражнений по закреплению материала.
3. Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности к учебному труду, культуру умственного труда, самостоятельность, трудолюбие, воспитывать коммуникативные навыки, толерантность.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать и понимать физический смысл понятий: внутренняя энергия, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления и отвердевания, удельная теплота парообразования и конденсации.
Уметь применять формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, стаканы с горячей водой, термометры, мензурки, лабораторные весы, карточки с формулами, карточки с разнотипными задачами, карточки с оценками для рефлексии.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
План урока:
1. Организационный этап. (1 мин).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин).
3. Актуализация знаний. (10 мин).
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной дея- тельности. (10 мин)
5. Физминутка . (3мин)
6. Применение знаний и умений. Решение задач. (10 мин)
7. Домашнее задание. (1 мин)
8. Рефлексия. (подведение итогов занятия). (2мин).
Ход урока:
1. Организационный этап. (1 мин)
Здравствуйте! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3 мин)
- Ребята, скажите какие разделы физики, мы изучали на прошлых уроках? (Тепловые явления, агрегатные состояния вещества).
- И сегодня нам на уроке необходимо вспомнить основные моменты изученных тем.
- А начнем мы наш урок с беседы одноклассников:
1 ученик: Я мечтаю построить дом полностью из стекла.
2 ученик: А я мечтаю построить дом из воска.
3 ученик: А я бы построил дом из бумаги.
4 ученик: Вы, что ребята физику не учили? Дом из стекла разлетится вдребезги при первом же хлопке дверью, дом из воска расплавится, когда солнце пригреет жарче, а дом из бумаги улетит, когда подует сильный ветер.
- Что нужно учитывать при строительстве дома? (свойства материалов, из которых будут строить дом).
Учащиеся все вместе: мы пошли учить физику!
- Запишите число и тему урока в тетрадях.
- Какие цели мы поставим перед собой? Для этого вам помогут «целевые опоры»:
Вспомнить… (виды теплопередач)
Повторить… (формулы расчета количества теплоты)
Закрепить… (понятия: внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты)
Проверить… (домашнее экспериментальное задание)
Решить … (разные задачи)
- А ещё мы сегодня должны с вами «построить» свой теплый и уютный дом.
3. Актуализация знаний (10 мин)
- Итак, с чего начинается строительство дома? (с фундамента)
- Приступим к укладке фундамента. Фундамент- это основание всего здания, от него зависит прочность, надежность и долговечность дома. А нам при изучении тепловых явлений тоже необходимо знать основные формулы и понятия. Поэтому первое задание для закладки фундамента нашего дома:
А) Заполнить паспорт теплового явления:
№ |
Название процесса |
Что происходит |
Постоянная величина, характеризующая процесс. |
Формула, описывающая процесс. |
1 |
Нагревание (охлаждение) |
Вещество нагревается, вещество охлаждается |
С – удельная теплоёмкость |
Q = cm(t2-t1) |
2 |
Горение топлива |
Топливо сгорает |
q - удельная теплота сгорания топлива |
Q = qm |
3 |
Плавление (отвердевание) |
Вещество плавится, вещество отвердевает |
Лямбда- удельная теплота плавления и отвердевания |
Q=лямбда* m |
4 |
Парообразование (конденсация) |
Жидкость превращается в пар, пар превращается в жидкость |
L- удельная теплота парообразования и конденсации |
Q= L*m |
- Итак, ребята, фундамент заложен. Но прежде чем мы приступим к укладке стен, мне бы хотелось проверить вашу квалификацию, можно ли вас допустить к укладке, поэтому выполним следующее экспериментальное задание:
Б) Определить вид теплопередачи с помощью опытов и ответить на вопрос: « Какой вид теплопередачи имеет место при таком измерении»?
Оборудование: стакан с горячей водой, термометр.
Ход опыта:
а) Измерить температуру воздуха в непосредственной близости сбоку стакана.
Ответ: Излучение, т.к. между термометром и стаканом имеется воздух, обладающий плохой теплопроводностью, и теплопроводности быть не может. Конвекция же происходит снизу вверх.
б) Измерить температуру воздуха над стаканом, на расстоянии около 5 см.
Ответ: Конвекция, т.к. тепло от горячей воды передается потоками воздуха снизу вверх.
в) Измерить температуру воды в стакане.
Ответ: Теплопроводность, т.к. теплопередача происходит при непосредственном контакте.
4. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин).
А теперь, ребята, приступим к укладке стен.
В) Чтение графика:
Г) Проверка домашнего экспериментального задания.
В течение суток измеряйте температуру воздуха. Используя данные, постройте график колебаний температуры. Сделайте вывод.
Время, ч |
Температура, 0С |
4 |
|
8 |
|
12 |
|
16 |
|
20 |
|
24 |
|
- Давайте подумаем, какие окна мы установим в наш дом.
- Какие окна максимально уменьшат теплопотери? (Деревянные и пластиковые)
- Какие окна лучше однослойные, двухслойные или трехслойные?( Многослойность окна. Внутри стеклопакета газ с низкой теплоемкостью – вакуум, аргон).
- За счет какого вида теплопередачи происходят потери тепла в окне?(Излучение и конвекция)
5. Физкультминутка. (2 мин)
- Добродушным хранителем домашнего и душевного тепла, символом крепости семейных связей является камин.
запись «Треск поленьев» + дополнительная информация.
Рассказывает ученик:
А вот люди, живущие в степях, пустынях, в условиях
вечной мерзлоты, строят другие дома.
Иглу – зимнее жилище канадских эскимосов. Он построен из больших снежных глыб.
Юрта – переносное жилище тюрков, имеет
конусообразную форму и порыто войлоком
Вигвам – жилище лесных индейцев, покрыто ветками, корой,
циновкой
Сакля – русское название жилище кавказских горцев.
7. Применение знаний и умений. Решение задач. (10 мин).
- Завершим строительство нашего дома постройкой крыши. Для этого по группам выполним следующие задачи:
Задача 1: (группа экспериментаторов).
Заполните таблицу, выполнив необходимые измерения с помощью приборов (стакан с горячей водой, термометр, мензурка). Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой в стакане при охлаждении. (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ кг* 0С, плотность воды 1000 кг/ м3).
V, м3 |
t1, о С |
t2, о С |
|
|
|
Задача 2: (группа расчетчиков).
Сколько дров (в килограммах) нужно сжечь, чтобы нагреть с
помощью камина воздух в комнате размером м
от 0 до 20 °С? (Плотность воздуха
, удельная
теплоемкость воздуха
, удельная теплота
сгорания сухих дров
).
Задача 3: (группа экспериментаторов).
Выполните необходимые измерения с помощью приборов (весы). Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого цилиндра при температуре плавления 6600 С. ( Удельная теплота плавления алюминия 3,9* 105 Дж/кг).
Разбор задач. Учащиеся проверяют своё решение задачи с помощью учителя и проводят самооценку решения задачи.
7. Домашнее задание (1 мин)
1. Подготовиться к контрольной работе № 1.
2. Повторить §§1–20 .
3. Решить задачи:
Ø Уровень 1. Нагретый камень массой 5 кг охлаждается в воде на 3⁰С и передает ей 6,3 кДж тепла. Чему равна удельная теплоемкость камня?
Ø Уровень 2. Рассчитайте, какое количество теплоты отдает кирпичная печь, сложенная из 300 кирпичей, при остывании от 70⁰С до 20⁰С. Масса одного кирпича равна 5 кг.
Ø Уровень 3. Сколько природного газа (в килограммах) потребуется, чтобы вскипятить воду массой 3 кг в алюминиевом чайнике массой 500г.
Ø
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (2 мин)
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Расскажу вам притчу:
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий, услышав вопрос, улыбнулся, радостно ответив: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Кто работал так, как первый человек?
(Поднимают руки или красные кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают руки или жёлтые кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве дома?
(Поднимают руки или зелёные кружочки.)
Подсчет количества положительных и удовлетворительных оценок.
Итак, сегодня на уроке мы, применив знания о видах теплопередачи, рассмотрели основы строительства теплого дома. А я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши дома никогда не покидало душевное тепло.
Урок закончен! Спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.