Конспект открытого урока по физике 8 класс по теме " Тепловые явления".

  • docx
  • 03.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок физики 8 класс.docx

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по физике

 

Урок повторения и обобщения по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества. » 8 класс

Дата проведения : 2.12.2024.

Подготовил: учитель физики МОАУ СОШ №53

Ибрагимова Ф.Р.

 

Тема урока: Повторение по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».

Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»; создать условия для практического применения знаний, умений и навыков по изученным темам. 

Задачи урока:

            1. Обучающая: обобщить знания учащихся о видах теплопередачи; установить роль и место всех трёх механизмов теплопередачи в переносе энергии в доме; проанализировать пути тепловых потерь жилого дома, установить их причины; выявить эффективный способ теплоизоляции с учётом возможного механизма тепловых потерь.

2. Развивающая: продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать; способствовать развитию памяти и внимания через систему заданий и упражнений по закреплению материала.

            3. Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности к учебному труду, культуру умственного труда, самостоятельность, трудолюбие, воспитывать коммуникативные навыки, толерантность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать и понимать физический смысл понятий: внутренняя энергия, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления и отвердевания, удельная теплота парообразования и конденсации.

Уметь применять формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.

 

Оборудование: проектор, презентация к уроку, стаканы с горячей водой, термометры, мензурки, лабораторные весы, карточки с формулами,  карточки с разнотипными задачами,  карточки с оценками для рефлексии.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

План урока:

1. Организационный этап. (1 мин).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3     мин).

3. Актуализация знаний. (10 мин).

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной дея-          тельности.  (10 мин)

5.  Физминутка . (3мин)

            6. Применение знаний и умений. Решение задач. (10  мин)

            7. Домашнее задание. (1 мин)

8. Рефлексия. (подведение итогов занятия). (2мин).

 

Ход урока:

1. Организационный этап. (1 мин)

Здравствуйте! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3 мин)

- Ребята, скажите какие разделы физики, мы изучали на прошлых уроках? (Тепловые явления, агрегатные состояния вещества).

 - И сегодня нам на уроке необходимо вспомнить основные моменты изученных тем.

- А начнем мы наш урок с беседы одноклассников:

1 ученик: Я мечтаю построить дом полностью из стекла.

2 ученик: А я мечтаю построить дом из воска.

3 ученик: А я бы построил дом из бумаги.

4 ученик: Вы, что ребята физику не учили? Дом из стекла разлетится вдребезги при первом же хлопке дверью, дом из воска расплавится, когда солнце пригреет жарче, а дом из бумаги улетит, когда подует сильный ветер.

            -  Что нужно учитывать при строительстве дома? (свойства материалов, из которых будут строить дом).

Учащиеся все вместе: мы пошли учить физику!

- Запишите число и тему урока в тетрадях.

 - Какие цели мы поставим перед собой?  Для этого вам помогут «целевые опоры»:

Вспомнить… (виды теплопередач)

Повторить…  (формулы расчета количества теплоты)

Закрепить…   (понятия: внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты)

Проверить…  (домашнее экспериментальное задание)

Решить  …       (разные задачи)

- А ещё мы сегодня должны с вами «построить» свой теплый и уютный дом.

 

3. Актуализация знаний (10 мин) 

- Итак, с чего начинается строительство дома? (с фундамента)

 - Приступим к укладке фундамента. Фундамент- это основание всего здания, от него зависит прочность, надежность и долговечность дома. А нам при изучении тепловых явлений тоже необходимо знать основные формулы и понятия. Поэтому первое задание для закладки фундамента нашего дома:

А) Заполнить паспорт теплового явления:

 

Название процесса

Что происходит

Постоянная величина, характеризующая процесс.

Формула, описывающая процесс.

1

Нагревание (охлаждение)

Вещество нагревается, вещество охлаждается

С – удельная теплоёмкость

Q = cm(t2-t1)

2

Горение топлива

Топливо сгорает

q - удельная теплота сгорания топлива

Q = qm

3

Плавление (отвердевание)

Вещество плавится, вещество отвердевает

Лямбда- удельная теплота плавления и отвердевания

Q=лямбда* m

4

Парообразование (конденсация)

Жидкость превращается в пар, пар превращается в жидкость

L- удельная теплота парообразования и конденсации

Q= L*m

 

-  Итак, ребята, фундамент заложен. Но прежде чем мы приступим к укладке стен, мне бы хотелось проверить вашу квалификацию, можно ли вас допустить к укладке, поэтому выполним следующее экспериментальное задание:

Б) Определить вид теплопередачи с помощью опытов и ответить на вопрос: « Какой вид теплопередачи имеет место при таком измерении»?

Оборудование: стакан с горячей водой, термометр.

Ход опыта: 

а) Измерить температуру воздуха в непосредственной близости сбоку стакана.

Ответ: Излучение, т.к. между термометром и стаканом имеется воздух, обладающий плохой теплопроводностью, и теплопроводности быть не может. Конвекция же происходит снизу вверх.

б) Измерить температуру воздуха над стаканом, на расстоянии около 5 см.

Ответ: Конвекция, т.к. тепло от горячей воды передается потоками воздуха снизу вверх.

в) Измерить температуру воды в стакане.

Ответ: Теплопроводность, т.к. теплопередача происходит при непосредственном контакте.

4. Обобщение и систематизация знаний. (10 мин).

 

А теперь, ребята, приступим к укладке стен.

В)  Чтение графика:

Описание: C:\Users\Алексей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\005.jpg

 

Г) Проверка домашнего экспериментального задания.

В течение суток измеряйте температуру воздуха. Используя данные, постройте график колебаний температуры. Сделайте вывод.

Время, ч

Температура, 0С

4

 

8

 

12

 

16

 

20

 

24

 

 

 - Давайте подумаем, какие окна мы установим в наш дом.

 - Какие окна максимально уменьшат теплопотери? (Деревянные и пластиковые)

 - Какие окна лучше однослойные, двухслойные или трехслойные?( Многослойность окна. Внутри стеклопакета газ с низкой теплоемкостью – вакуум, аргон).

- За счет какого вида теплопередачи происходят потери тепла в окне?(Излучение и конвекция)

 

 

 

5. Физкультминутка. (2 мин)

 

- Добродушным хранителем домашнего и душевного тепла, символом крепости семейных связей  является камин.

запись «Треск поленьев» + дополнительная информация.

 Рассказывает ученик:

А вот люди, живущие в степях, пустынях, в условиях

вечной мерзлоты, строят другие дома.

Иглу – зимнее жилище канадских эскимосов. Он построен из больших снежных глыб.

Юрта – переносное жилище тюрков, имеет

конусообразную форму и порыто войлоком

Вигвам – жилище лесных индейцев, покрыто ветками, корой,

циновкой

Сакля – русское название жилище кавказских горцев.

 

7. Применение знаний и умений. Решение задач. (10 мин).

 

-  Завершим строительство нашего дома постройкой крыши. Для этого по группам выполним следующие задачи:

Задача 1: (группа экспериментаторов).

Заполните таблицу, выполнив необходимые измерения с помощью приборов (стакан с горячей водой, термометр, мензурка). Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой в стакане при охлаждении. (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/ кг* 0С, плотность воды 1000 кг/ м3).

V, м3

t1, о С

t2, о С

 

 

 

 

Задача 2: (группа расчетчиков).

 

Сколько дров (в килограммах) нужно сжечь, чтобы нагреть с помощью камина воздух в комнате размером м от 0 до 20 °С? (Плотность воздуха , удельная теплоемкость воздуха , удельная теплота сгорания сухих дров ).

 

Задача 3: (группа экспериментаторов).

 

Выполните необходимые измерения с помощью приборов (весы). Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого цилиндра при температуре плавления 6600 С. ( Удельная теплота плавления алюминия 3,9* 105 Дж/кг).

 

Разбор задач. Учащиеся проверяют своё решение задачи с помощью учителя и проводят самооценку решения задачи.

 

7. Домашнее задание (1 мин)

1. Подготовиться к контрольной работе № 1.

2. Повторить §§1–20 .

3. Решить задачи:

Ø  Уровень 1. Нагретый камень массой 5 кг охлаждается в воде  на 3С и передает ей 6,3 кДж тепла. Чему равна удельная теплоемкость камня?

Ø  Уровень 2. Рассчитайте, какое количество теплоты отдает кирпичная печь, сложенная из 300 кирпичей, при остывании от 70С до 20С. Масса одного кирпича равна 5 кг.

Ø  Уровень 3. Сколько природного газа (в килограммах) потребуется, чтобы вскипятить воду массой 3 кг в алюминиевом чайнике массой 500г.

Ø   

8. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (2 мин)

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Расскажу вам притчу: 

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий, услышав вопрос, улыбнулся, радостно ответив: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Кто работал так, как первый человек?

(Поднимают руки или красные кружочки.)

- Кто работал добросовестно?

(Поднимают руки или жёлтые кружочки.)

- Кто принимал участие в строительстве дома?

(Поднимают руки или зелёные кружочки.)

Подсчет количества положительных и удовлетворительных оценок.

Итак, сегодня на уроке мы, применив знания о видах теплопередачи, рассмотрели основы строительства теплого дома. А я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши дома никогда не покидало душевное тепло.

Урок закончен! Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru