Тема урока: Николай Рубцов «Берёзы» 4 класс
Цели:- формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности;
Учебные задачи:
· учиться слушать стихотворение о природе русских поэтов;
· воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
· учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
Учебные умения:
*высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
* называть стихотворение, определять тему;
* выразительно читать отрывок из стихотворения.
Оборудование: презентация.
1. Организационный момент.
Будь внимателен дружок.
Начинаем наш урок.
Посмотрите, всё ль в порядке.
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
2. Актуализация, мотивация, целеполагание.
Сегодня к нам на урок пришел гость. Кто узнал его? Из какой он сказки? Солдат из русской народной сказки «Каша из топора»
Он для вас приготовил задания. Попробуем выполнить эти задания?
У вас на столах лежат пазлы (картина Левитана «Берёзовая роща»). Хотите узнать что там нарисовано?
Исследовательская работа (фронтальная работа).
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о берёзе)
- Да, берёза – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, её издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.
- Что вы видите на картине?
- Как вы думаете нравится ли картина автору?
- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской берёзы.
3. Вступительное слово учителя.
- А сколько стихов о ней сложено!
- Какие стихи о берёзе вы помните?
- Да ребята, берёза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.
- Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым. (фото Николая Рубцова)
- Простой деревенский мальчишка, воспитавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали в душу маленького Николая, были простые русские берёзки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Берёза у Рубцова – символ связи времён, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Берёзы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.
4. Первичное восприятие произведения.
- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (аудио запись на компьютере)
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
5. Беседа. Эмоциональный настрой.
- Какие чувства хотел передать поэт?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- А что вам понравилось?
6. Физминутка.
Электронная на экране (тема 23 февраля)
7. Анализ содержания стихотворения.
- Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте ещё раз это стихотворение и ответьте на вопросы, поэтому читайте вдумчиво.
- О чём оно?
- Только ли тема берёзы затронута в стихотворении?
- О РОДИНЕ… Найдите слова в тексте.
- О ДЕТСТВЕ… Найдите в тексте.
- О ГИБЕЛИ ОТЦА… Найдите в тексте.
8. Работа в группах.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах с произведением Рубцова «Березы».
1. Первая группа «Студия звука записи» (подготовка к выразительному чтению)
2. Вторая группа «Студия видео записи» (создание фона для чтения стихотворения в программе Windows Movie Market)
9. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового вы сегодня изучили?
- Понравилось ли вам стихотворение Н.М.Рубцова?
Повесить медаль на солдата из русской народной сказки «Каша из топора».
10. Домашнее задание.
Дома попробуйте выучить стихотворение «Берёзы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.
- Всем спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.