Конспект открытого урока по литературному чтению 4 класс Николай Рубцов "Берёзы"

  • docx
  • 26.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 класс БЕРЕЗЫ.docx

 

Тема урока: Николай Рубцов «Берёзы» 4 класс

Цели:- формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности;

Учебные задачи:

· учиться слушать стихотворение о природе русских поэтов;

· воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

· учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

*высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

* называть стихотворение, определять тему;

* выразительно читать отрывок из стихотворения.

Оборудование: презентация.

1.     Организационный момент.

Будь внимателен дружок.

Начинаем наш урок.

 Посмотрите, всё ль в порядке.

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

2.     Актуализация, мотивация, целеполагание.

Сегодня к нам на урок пришел гость. Кто узнал его? Из какой он сказки? Солдат из русской народной сказки «Каша из топора»

Он для вас приготовил задания. Попробуем выполнить эти задания?

 

У вас на столах лежат пазлы (картина Левитана «Берёзовая роща»). Хотите узнать что там нарисовано?

Исследовательская работа (фронтальная работа).

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о берёзе)

- Да, берёза – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, её издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.

- Что вы видите на картине?

- Как вы думаете нравится ли картина автору?

- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской берёзы.

       3. Вступительное слово учителя.

- А сколько стихов о ней сложено!

- Какие стихи о берёзе вы помните?

- Да ребята, берёза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.

- Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым. (фото Николая Рубцова)

- Простой деревенский мальчишка, воспитавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали в душу маленького Николая, были простые русские берёзки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Берёза у Рубцова – символ связи времён, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Берёзы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.

       4. Первичное восприятие произведения.

- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (аудио запись на компьютере)

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же жёлтый листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

    5. Беседа. Эмоциональный настрой.

- Какие чувства хотел передать поэт?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А что вам понравилось?

    6. Физминутка.

Электронная на экране (тема 23 февраля)

    7. Анализ содержания стихотворения.

- Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте ещё раз это стихотворение и ответьте на вопросы, поэтому читайте вдумчиво.

- О чём оно?

- Только ли тема берёзы затронута в стихотворении?

- О РОДИНЕ… Найдите слова в тексте.

- О ДЕТСТВЕ… Найдите в тексте.

- О ГИБЕЛИ ОТЦА… Найдите в тексте.

    8. Работа в группах.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах с произведением Рубцова «Березы».

1. Первая группа «Студия звука записи» (подготовка к выразительному чтению)

2. Вторая группа «Студия видео записи» (создание фона для чтения стихотворения в программе Windows Movie Market)

 

    9. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что нового вы сегодня изучили?

- Понравилось ли вам стихотворение Н.М.Рубцова?

Повесить медаль на солдата из русской народной сказки «Каша из топора».

 

    10. Домашнее задание.

Дома попробуйте выучить стихотворение «Берёзы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.

- Всем спасибо за внимание.