Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 11 класса по теме
«Культура и духовная жизнь общества».
Подготовка к ЕГЭ»
Разработала урок
учитель истории и обществознания
Мусаева Майсарат Магомедовна
Цель урока; закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
Подготовка к ЕГЭ (умение работать с бланками ответов).
Задачи: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии;
Формировать отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
Ход урока;
1. Оргмомент.
-Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ. Закрепим знания по теме «Культура и духовная жизнь общества».
- На уроке мы проработаем наиболее сложные задания в части А, умение оценивать различные суждения о культурных процессах с точки зрения общественных наук; в части В умение установить соответствие между характерной чертой и сферой культуры, между признаком и отраслью культуры, умение распознавать термины и их составляющие: соотносить термины с родовым и исключать лишнее; в части С уметь давать определение и составлять предложения с данным понятием.
2. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.
Экономическая |
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. |
Социальная |
Отношения между классами, сословиями, нациями, обеспечение социальных гарантий со стороны государства. |
Политическая |
Отношения между государством и политическими партиями, между государством и обществом. |
Духовная |
Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных потребностей. |
ü Как функционируют сферы жизни общества?
Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность,но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.
Например: влияние
политической сферы на культуру:
– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают
политические взгляды и позиции
3. Политинформация.
-Как и на каждом уроке, сейчас проведем политинформацию. Это нам поможет в работе над частью С.
- Из новостей назвать события политические, экономические, культурные.
(Учащиеся называют по очереди )
4. Работа с частью А.
- В части А к повышенному уровню сложности относятся тесты оценивание суждения.
Особые затруднения вызывают задания, которые не содержат правильного ответа, и оба варианта суждения являются неверными.
Тест №1 Верны ли следующие суждения о культуре?
А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)
1)
правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли (правильный ответ)
4) способы производства новых знаний
А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию
1)
искусство
2) творчество
3) наука
4) культура(правильный ответ)
А3. Верны ли следующие суждения о культуре?
А.
Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального,
нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности.
1)
верно только А(правильный ответ)
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. К духовной культуре относится
1)
оборудование
2) искусство(правильный ответ)
3) здание
4) компьютер
А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?
А.
Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей
культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.
1)
верно только А
2) верно только Б(правильный ответ)
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию
1)
народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура(правильный ответ)
4) национальная культура
5 . Работа с частью В.
- В задании В5требует умение устанавливать соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго. 21
В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Объекты культуры Виды культуры
А)
пластмасса 1)
материальная культура
Б) музыкальный
образ 2)
духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Правильный ответ: В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1 |
|
|
|
|
В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания
1)
религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок
Правильный ответ: В2 2 4 6
В3.Характерные черты Сферы культуры
А) стремление к достоверности 1) наука
Б) обоснованность предложений 2) искусство
В) субъективность
Г) чувственное отражение реальности
Начинать работу по выполнению данного задания целесообразно с раскрытия сущности понятий наука, искусство.
Наука – сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование, систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания.
Искусство –форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведению в образах и символах, опирающихся на творческое воображение.
А |
Б |
В |
Г |
1 |
1 |
2 |
2 |
Знание этих определений дает ключ к выполнению задания поскольку они содержат необходимую информацию, являющуюся ориентиром для установления соответствия между понятиями и характерными чертами. Правильно оформляем таблицу в соответствии с требованием.
В4. Над следующим заданием работаем самостоятельно.
Установить соответствие.
Признак. Отрасль культуры
А) образность 1)наука
Б) логическая доказательность 2) искусство
В) эстетическое освоение мира
Г) Воздействие на эмоции
Д) комплексное описание объекта.
А |
В |
Б |
Г |
Д |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Заполняем правильно таблицу.
Ответ.
ИКТ. 22
В задании В4 приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мораль». Самостоятельно.
Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.
Ответ.
-Социальная норма – правило поведения, которое регулирует отношения между людьми в процессе их совместной деятельности жизни выработанное отдельной группой или обществом в целом.
-Право- система общеобязательных правил поведения, установленных или призванных государством и охраняемых силой его принуждения.
-Духовность- преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств, ценностей над материальными запросами.
-Санкции- средство поощрения или наказания стимулирующие человека соблюдать социальные нормы, реакция со стороны окружающих на поведение индивида или группы людей.
- Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства интересов отдельной личности и всего общества.
-Соответственно, исходя из представленного определения право не связано с понятием «мораль»
6. Работа с частью С.
С 2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
Пояснение.
Содержание верного ответа.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;
2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;
3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»?.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.
-При выполнения данного задания учащиеся допускают такую ошибку. Первое требование данного задания «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? предполагает дать определение понятия «мировые религии»?, второе требование «Составьте два предложения , содержащие информацию о мировых религиях.» с опорой на знания обществоведческого курса.
В результате сколько предложений должно получиться.
Ответ.
- Три.
Определение понятия «мировые религии»- это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.
Предложения:
- К мировым религиям относят Буддизм, христианство, ислам. 23
-Самая древняя из мировых религий это буддизм.
-Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения.
7. Домашнее задание.
-Дома напишите сочинение эссе на тему « Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков.)
Вспомним памятку написания сочинения эссе.
Памятка.
А) интерпритация высказывания (перефразировать другими словами.)
б ) соглашаемся с мнением или нет
в) актуальность, почему выбрал эту тему.
Г) основная часть;
Два аргумента почему согласился, два факта доказательство пример, все это сопровождается с обществоведческим понятием (пять, два из них с определением.)
Д) Заключение.
Вывод еще раз написать свое согласие или несогласие.
8.Итоги урока. Рефлексия
– Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале? Если да, то с чем они связаны?
–Что вас заинтересовало на уроке?
Директор МБОУ "Мегебская СОШ" Виштаев М. М.
Зам.директора по УВР Омарова П. И.
Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Отзыв коллег на открытый урок
учителя истории и обществознания
Мусаевой Майсарат Магомедовны
МБОУ "Мегебская СОШ"
«Культура и духовная жизнь общества».
Подготовка к ЕГЭ» 11 класс
На уроке Мусаевой М.М. был реализован
современный подход к обучению, отражающий логику развертывания учебного
материала и логику формирования универсальных учебных действий. В процессе
урока осуществлялись такие учебные действия, как целеполагание, мотивация
учащихся, постановка проблемного вопроса, самостоятельное добывание
информации, составление плана и алгоритма каждого этапа работы, присутствовал
элемент игры, использовались средства ИКТ.
Учениками постоянно осуществлялась функция самоконтроля и самооценки. Ученики четко осознавали и понимали, для чего они выполняют то или иное задание. Учитель грамотно подбирал разные виды деятельности, которые были наиболее эффективны для достижения поставленных целей и вся структура содержания урока были в целом направлены на организацию этих видов деятельности учащихся. Так же учитель использовал современные методы и технологии обучения. Весь урок проводилась работа с мультимедийной презентацией, что так же повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности. В течение всего урока отрабатывались навыки учебной самостоятельности, а так же была организована совместная деятельность учителя и учеников. Можно выделить различные типы заданий: тесты ЕГЭ, эссе, которые формировали у учащихся универсальные учебные действия:
-личностные (положительная мотивация к учебной деятельности, учебно-познавательные мотивы, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимание чувств других людей);
-регулятивные (умение ставить цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, вносить коррективы в свои действия, различать способ и результат действий);
-познавательные (самостоятельный поиск необходимой информации, использование схемы и алгоритма для решения задач урока, осуществление анализ и синтез, проведение сравнения, установление причинно-следственной связи, умение рассуждать, обобщать, делать выводы);
-коммуникативные (умение работать в парах, группах, учитывать разные мнения, формулировать собственные мнения, договариваться, задавать вопросы, контролировать действия партнера).
Эффективность урока высокая. Элементы творчества учителя заслуживают изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Директор МБОУ "Мегебская СОШ" Виштаев М. М.
Зам.директора по УВР Омарова П. И.
Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Отзыв родителей на открытый урок
учителя истории и обществознания
Мусаевой Майсарат Магомедовны
МБОУ "Мегебская СОШ"
«Культура и духовная жизнь общества».
Подготовка к ЕГЭ» 11 класс
Учителем
продуман ход урока, его структура, логическая последовательность, и взаимосвязь
этапов урока, чёткое распределение времени урока на все этапы.
Урок полностью оборудован наглядностью: карточки, пакет с заданиями, , технические средства (компьютер). На уроке применялись поисковая работа , дифференцированный подход в заданиях, применялось ИКТ. Видна рациональная организация труда учителя и учащихся.
Для учителя характерна полнота, доступность, достоверность изложения нового материала. Прослеживается воспитательная направленность урока, его связь с жизнью. В течение всего урока осуществлялся текущий контроль за работой учащихся в виде беседы, наблюдения, в начале урока контроль знаний осуществлялся в ходе беседы с учащимися, которые выполняли индивидуальные задания и выполнения цифрового диктанта. Для выставления оценок использовался взимоконтроль и самоконтроль по образцу. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка, упражнения на релаксацию зрения). Смена деятельности, работа в группах способствовали предупреждению перегрузки школьников. Большое внимание на уроке уделялось работе со слабоуспевающими, однако, для достижения положительных результатов следует систематизировать работу со слабоуспевающими.
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.
Учитель учитывал состояние здоровья детей на уроке, их настроение.
В ходе урока реализовались развивающие возможности в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Имеет место умелое подведение учителем учащихся к восприятию новых знаний. Хорошо организована самостоятельная работа учащихся на уроке. Учащиеся показали хорошие знания по предмету.
Просматривается индивидуальная работа со слабыми и сильными учащимися по предмету. Сочеталась коллективная и индивидуальная работа по предмету.
Отмечаются глубина, осознанность и прочность знаний.
Мама ученика 11 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.