Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
Цели: выработать умения самостоятельно применять правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизируют знания о написании безударных падежных окончаний имен существительных;
- продолжают развивать навыки определения падежей и склонений имен существительных.
Личностные:
- формирование познавательного интереса;
- формирование позитивной самооценки.
Ход урока
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке.
Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.
Актуализация опорных знаний
1) Составление кластера «Падежи» у доски.
2) Картинный диктант «Словарный» (самопроверка по образцу)
3) Блиц-опрос
Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:
Предлогов с детства не люблю. Мои вопросы кто? и что? Меня не спутает никто; (И.п)
Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)
Кого же нет, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)
Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)
Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)
Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)
Постановка учебной задачи
Работа по карточкам.
Вставь окончания и выдели их. Определи склонение и падеж.
О мякот…(и), по пустын…(е), на пароход…(е), от радост…(и), из берлог…(и), к побед…(е), для библиотек…(и), на горизонт…(е), об осен…(и), по горст…(и), о мыш…(и), о капел…(и).
Проверка (по цепочке).
- Как вы думаете, о чем мы с вами продолжим говорить? Какова тема нашего урока?
- Какие поставим цели?
Динамическая пауза
Закрепление.
Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.
Стр. 127, упр. 239.
Прочитайте задание, что нужно сделать? (Составить словосочетания, употребив существительные в Р.п., Д.п. или П.п.).
Выполняем задание, как в образце (выходят к доске по цепочке, остальные выполняют задание в тетрадях).
Смеяться от радости (Р.п., 3 скл.),
рисовать в тетради (П.п., 3 скл.),
подъехать к деревне (Д.п., 1 скл.),
написать тете (Д.п., 1 скл.) Ире (Д.п., 1 скл.),
закричать от боли (Р.п., 3 скл.),
побывать в Сибири (П.п., 3 скл.),
работать на компьютере (П.п., 2 скл.),
приехать к бабушке (Д.п., 1 скл.) Соне (Д.п., 1 скл.),
идти по тропинке (Д.п., 1 скл.),
взять с ладони (Р.п., 3 скл.),
плыть по Волге (Д.п., 1 скл.).
Итог: Когда в окончаниях существительных пишется –е, а когда –и? (Р.п. – -и (1 скл., 3 скл.), Д.п. – -е (1 скл.), -и (3 скл.), П.п. – -е (1 скл., 2 скл.), -и (3 скл.).
Задание из ВПР №12.
Выпиши предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Такой дух в доме воспитывает не меньше, чем долгие и ласковые родительские разговоры.
Дух – м.р., 2-е скл., ед.ч.,И.п.
Доме – м.р., 2-е скл., ед.ч., П.п.
Разговоры – м.р., 2-е скл., мн.ч., И.п.
Самостоятельная работа
Рабочая тетрадь стр.70, упр.164
Итог урока.
Сейчас вам нужно выполнить небольшой тест.
1. Найди существительное с безударным окончанием –и:
а) в парк…; б) на ел…;
в) на ветк…; г) в дом…
2. Какой падеж употребляется без предлога?
а) предложный; б) дательный;
в) именительный; г) винительный.
3. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что? б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему? г) Т.п. — о ком? о чем?
4. Найди существительное с безударным окончанием -е:
а) жить в Сибир…; б) сидеть у дорог…;
в) известен в мир…; г) стоял за парт… .
5. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели; б) в кровати;
в) в парке; г) в траве.
- Что сегодня на уроке повторили?
- Кто повторит алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?
1. Определить склонение
2. Определить падеж.
3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.
Рефлексия
Закончите фразы:
Мне понравилось…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Домашнее задание
Стр. 127, упр.240
Открытый урок
по русскому языку
на тему:
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Учитель: Бекаева Ю.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.