Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е ."1 класс
Цель: 1.Сформировать умение построить способ обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв я ,ю , ё, е, и.
УУД:
Предметные.
- формирование умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными я, ю, ё,е,и.
- формирование навыка звуко-буквенного анализа слов с гласными второго ряда в разных позициях;
- знакомство с новыми словарными словами;
Познавательные:
-создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умение формулировать ответы на вопрос учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах заданий.
Регулятивные:
-обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
Коммуникативные:
-содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
2.
Минутка
чистописания.
- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Зачем мы проводим минутку чистописания?
3.На доске написан ряд букв: И, Е, Ё, Ю, Я, Ь.
Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква - Ь, т. к. не обозначает звука).
Запись соединений.
4. Актуализация знаний
- На какие две группы делятся звуки?
(работа в группах)
- Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.
Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.
- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)
5. Постановка темы урока.
(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)
- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?
- Прочитайте надпись на доске:
На дворе звенит капель
Это месяц наш апрель.
Апрель - это месяц какого времени года?
Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.
КАПЛЯ
АПРЕЛЬ
СОСУЛЬКА
- Что можете отметить в них общего? (звук [л'] )
- Дайте характеристику звуку [л'].
- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)
- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?
Сформулируйте тему урока.
Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.
6. Словарно-орфографическая работа.
1.Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).
О |
С |
И |
Н |
А |
. |
.. |
… |
…. |
….. |
- Какое слово у вас получилось?
Осина – лиственное дерево высотой до 35 м. Листья круглые с неровными краями. Цветет осина в апреле. Цветы собраны в сережки. Осенью листья осины раскрашиваются всеми цветами радуги и придают удивительную живописность дереву.
2.Ученик у доски проговаривает алгоритм объяснения написания словарного слова:
1). Ударение
2). Безударный слог и безударная гласная
3). Какую орфограмму запоминаем
Какое слово поможет запомнить непроверяемую букву безударного гласного? (Осень)
Запись слова, выделение орфограммы.
6. Работа по теме урока
На карточках записаны слова: м…ч, м…л, м…нус, м…д, ут…г.
- Какое задание вы можете предложить выполнить? (вставить буквы в слова)
- Отгадайте загадки и
вставьтепропущенные буквы в слова.
1) Круглый я как шар земной
Все гоняются за мной
Лупят ногами, руками,
А я убегаю – прыжками. (мяч)
Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел)
Тире зовут в грамматике, а как же в математике?(минус)
Пчела - трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий.(мёд)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (утюг)
Проверка осуществляется фронтально, фиксируя на доске.
- Какую букву вставили в слово МЯЧ? ( я - а)
УТЮГ
МЕЛ
МЁД
МИНУС
- Произнесите первый звук в слове МЕЛ [м '] Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий непарный, мягкий парный.) Фиксируем (•).
- Произнесите следующий звук [ 'э] . Охарактеризуйте его (Гласный, ударный) Фиксируем (•)
- Произнесите следующий звук [л]. Охарактеризуйте его (Согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.) Фиксируем (•).
- Какой буквой обозначаем звук [ 'э ] после мягкого согласного звука? (е)
- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?
Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я.
7.Физкультминутка.
-
Немного поиграем. Если я буду называть слова с мягкими согласными- то будем хлопать
в ладоши, если с твёрдыми - подпрыгнем.
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв.
- Какие вы внимательные!
8. Первичное закрепление во внешней речи.
Первичное закрепление во внешней речи.
Детям раздаются карточки. Дети работают в парах.
Задание 1
Вставь пропущенные буквы.
Кл..ч, Л..ба, кл..н, м…ч , т..ль, лис…та , Андр..ша, бр..ки.
Задание 2
Выбери нужную букву и запиши предложения в рабочую тетрадь.
Папа н(о, ё)с тяжёлую сумку.
У вороны большой н(оё)с.
Саша м(а,я)л.
Паша м(я,а)л траву.
· Какой следующий этап? ( Самостоятельная работа , а потом проверим себя по эталону)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Вставьте пропущенные буквы.
Коля л..бит из..м. В саду растёт высокий кл..н. Андр..ша читает книгу.
У кошки родились кот..та. Л..ня и Л..ба сели в первый р..д.
Учащиеся проводят самопроверку по образцу.( Образец на экране или на доске)
Образец
Коля л.ю.бит из.ю.м. В саду растёт высокий клё.н. Андр.ю.ша читает книгу.
У кошки родились кот.ята. Л.ёня и Лю.ба сели в первый р.я.д.
· Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
· У кого есть ошибки? В чем они? (Неправильно выбрали гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков.)
· Каким эталоном вы должны были воспользоваться.( Мы должны воспользоваться эталоном «Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами я,ё,е,ю,и.»)
-Сделайте вывод .( Нужно ещё потренироваться в применении правила.)
-У кого это задание не вызвало затруднение?
- Сделайте вывод.(Мы все хорошо усвоили новое правило.)
10.Включение систему знаний и повторение. ( Упражнения на усмотрение учителя)
-Что нужно знать ,чтобы правильно обозначать мягкость согласных на письме ?(Нужно знать алгоритм «Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я,ю,и,ё,е)
-Предлагаю вам потренироваться в обозначении мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.
Задание 1
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.
Выпишите слова в два столбика. В первый столбик слова , где мягкость согласного на письме обозначается буквой ь, а в другой – буквами гласных звуков.
Кон…, лос…, м..со, Л..ба, пал…ма, пал…то, м..д, кл..н , нян…, л..блю.
Итак, какие слова вы выписали в первый столбик?
· Какие слова выписали во второй столбик?
· Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?
· Кто допустил ошибки , сделайте вывод. ( Нам нужно потренироваться в использовании алгоритма «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью гласных букв я,ю,и,ё.е.»)
Задание 2
Выпишите слова с мягким согласным звуком на конце слов.
Пень, уголь, слон, лещ, кот, май, мяч, конь, день.
-Какие слова выписали.( пень, уголь, лещ, май, мяч, конь , день.)
· Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?
В случае необходимости учитель может провести проверку по готовому образцу .
11. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Какой этап работы поможет проверить наши знания? (самостоятельная работа)
- Какое задание вы можете предложить выполнить? (работа по слайду)
(Вставить пропущенные буквы в слова и слова в предложения)
- Выполните самостоятельно это задание на ваших листочках.
р…д - р…д |
Саша сажал овощи в ровный _______. Осенью он был _______ урожаю. |
М…шку -м…шку |
Я встретил кота ________, который ловил __________. |
н…с – н…с |
Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой ______. |
л … к – л … к |
Мама поливала зелёный _________. Мяч упал в открытый _________. |
- Что поможет проверить самостоятельную работу? (эталон)
Проверка по эталону с пометками. (Если правильно +, если допущена ошибка?)
- Кто выполнил правильно?
- Кто допустил ошибку? Где была допущена ошибка?
- В каких словах мягкие согласные звуки?
- Как на письме обозначена мягкость согласных звуков? (гласными буквами я, ё, и, ю)
- Когда эти буквы обозначают мягкость согласных звуков? (когда стоят после них)
Вывод : буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них.
- В каком пропущенном слове встретилась орфограмма, и какая? (Мишка - имя собственное)
12. Включение в систему знаний.
- Прочитайте предложения про себя.
- Что заметили? (Допущены ошибки)
- Сейчас вам предстоит проверить работу ученика. Работать будем в группах.
Задание для групп у учеников на партах.
Лодка плывот по реке. |
Луба и Рая лепат птичку. |
Летит быстро самолот. |
Лёна играл в деревянный мэч. |
Лампа горыт ярко. |
Осёл тележку воз. |
- Проверка представителей групп.
- На какое правило допустил ошибки ученик?
- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме. (Гласными буквами е, ё, ю, и, я)
- Молодцы. Мы надеемся, что больше не будем допускать ошибки на это правило.
13. Рефлексия учебной деятельности.
1. - Над какой темой урока работали сегодня: «Обозначение мягких согласных звуков на письме буквами гласных»
- Какую цель на уроке поставили? (Научиться обозначать на письме мягкие согласные звуки гласными буквами.)
- Какие шаги по данной теме мы рассматривали?
1.Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
-Назовите их (Гласные буквы е, ё, ю, и, я).
2.- Второй вопрос?
- Какое правило, мы можем сформулировать?
(Мягкость согласных звуков на письме обозначена гласными буквами Я, Е, И, Ё, Ю, если стоят после них).
3.
- Прочитайте
модель? (• Я, Е, И, Ё, Ю)
4.Зачем нужно обозначать мягкость согласных звуков?
( Грамотно выражать свои мысли на письме)
- Какие согласные звуки не нуждаются в гласных второго ряда для обозначения мягкости на письме? ([щ, ч, й])
- Почему? (они всегда мягкие)
- С каким настроением уходите с урока?
- Оцените свою работу на уроке, поставив в тетради:
2. -Ученик выполнил задания в тетради. (Запись на слайде)
- Попробуйте, сформулируйте их?
33
а, ы, о, э, у
я, и, ё, е, ю
конь
(- Сколько букв в русском языке?
- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков на письме?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков на письме?)
- Какое задание не смогли сформулироватьть?
(как ещё обозначают мягкость согласных звуков на письме?)
- Есть ещё чему учиться на следующих уроках?
- Кому скажем «Спасибо» и за что?
- Спасибо за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.