Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е ."1 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е ."1 класс

Медиа
docx
30.11.2019
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е .docx

Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е ."1 класс

 

Цель: 1.Сформировать умение построить способ обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв я ,ю , ё, е, и.

УУД:

Предметные.

- формирование умения  обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными я, ю, ё,е,и.

-  формирование навыка звуко-буквенного анализа слов с гласными второго ряда в разных позициях;

- знакомство с новыми словарными словами;

 

Познавательные:

-создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умение формулировать ответы на вопрос учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах заданий.

 

Регулятивные:

-обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 

Коммуникативные:

-содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

 

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;

-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

 

1.     Организационный момент 

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

 

2.     Минутка чистописания.
- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Зачем мы проводим минутку чистописания?

3.На доске написан ряд букв: И, Е, Ё, Ю, Я, Ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква - Ьт. к. не обозначает звука).

  • А ещё какую букву можно исключить (БуквуИ, т. к. остальные йотированные буквы-  буквы, которые обозначают 2 звука).
  • Она будет хозяйкой минутки чистописания.
  • Определите порядок написания букв в данной цепочке: ии ие иё ию ия иеёюя
  • - Когда мы будем использовать нижнее соединение? Почему?

Запись соединений.

 

4. Актуализация знаний

- На какие две группы делятся звуки?

(работа в группах)

- Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640174/img1.gif

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

5. Постановка темы урока. 

(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

- Прочитайте надпись на доске:

На дворе звенит капель
Это месяц наш апрель.

Апрель - это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

КАПЛЯ

АПРЕЛЬ

СОСУЛЬКА

- Что можете отметить в них общего? (звук [л'] ) 

- Дайте характеристику звуку [л'].

- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)

- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).

О

С

И

Н

А

.

..

….

…..

- Какое слово у вас получилось?

Осина – лиственное дерево высотой до 35 м. Листья круглые с неровными краями. Цветет осина в апреле. Цветы собраны в сережки. Осенью листья осины раскрашиваются всеми цветами радуги и придают удивительную живописность дереву.

2.Ученик у доски проговаривает алгоритм объяснения написания словарного слова:

1). Ударение

2). Безударный слог и безударная гласная

3). Какую орфограмму запоминаем

Какое слово поможет запомнить непроверяемую букву безударного гласного? (Осень)

Запись слова, выделение орфограммы.

 

6. Работа по теме урока

На карточках записаны слова: м…ч, м…л, м…нус, м…д, ут…г.

- Какое задание вы можете предложить выполнить?  (вставить буквы в слова)

- Отгадайте загадки и вставьтепропущенные буквы в слова.
1) Круглый я как шар земной
Все гоняются за мной
Лупят ногами, руками,
А я убегаю – прыжками. 
яч)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел)

Тире зовут в грамматике, а как же в математике?(минус)

Пчела -  трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий.(
мёд)

Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается.
 (утюг)

Проверка осуществляется фронтально, фиксируя на доске.

- Какую букву вставили в слово МЯЧ? ( я - а)

                                         УТЮГ

                                         МЕЛ

                                         МЁД

                                         МИНУС

- Произнесите первый звук в слове МЕЛ [м '] Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий непарный, мягкий парный.) Фиксируем (•).

- Произнесите следующий звук [ 'э] . Охарактеризуйте его (Гласный, ударный) Фиксируем (•)

Произнесите следующий звук [л]. Охарактеризуйте его (Согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.) Фиксируем (•).

Какой буквой обозначаем звук [ 'э ] после мягкого согласного звука? (е)

- Как обозначить мягкость  согласных звуков на письме?

Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я.

 

7.Физкультминутка.
 - Немного поиграем. Если я буду называть слова с мягкими согласнымито будем хлопать в ладошиесли с твёрдыми - подпрыгнем.
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв. 
- Какие вы внимательные!

 

8. Первичное закрепление во внешней речи.

Первичное закрепление во внешней речи.

Детям раздаются карточки. Дети работают в парах.

Задание 1

Вставь пропущенные буквы.

Кл..ч, Л..ба, кл..н, м…ч , т..ль, лис…та , Андр..ша, бр..ки.

Задание 2

Выбери нужную букву и запиши предложения в рабочую тетрадь.

Папа н(о, ё)с тяжёлую сумку.

У вороны большой н(оё)с.

Саша м(а,я)л.

Паша м(я,а)л траву.

·         Какой следующий этап? ( Самостоятельная работа , а потом проверим себя по эталону)

 

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вставьте пропущенные буквы.

Коля л..бит из..м. В саду растёт высокий кл..н. Андр..ша читает книгу.

У кошки родились кот..та. Л..ня и Л..ба сели в первый р..д.

Учащиеся проводят самопроверку по образцу.( Образец на экране или на доске)

Образец

Коля л.ю.бит из.ю.м. В саду растёт высокий клё.н. Андр.ю.ша читает книгу.

У кошки родились кот.ята. Л.ёня и Лю.ба сели в первый р.я.д.

·         Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

·         У кого есть ошибки? В чем они? (Неправильно выбрали гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков.)

·         Каким эталоном вы должны были воспользоваться.( Мы должны воспользоваться эталоном «Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами я,ё,е,ю,и.»)

-Сделайте вывод .( Нужно ещё потренироваться в применении правила.)

-У кого это задание не вызвало затруднение?

- Сделайте вывод.(Мы все хорошо усвоили новое правило.)

 

10.Включение систему знаний и повторение. ( Упражнения на усмотрение учителя)

-Что нужно знать ,чтобы правильно обозначать мягкость согласных на письме ?(Нужно знать алгоритм «Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я,ю,и,ё,е)

-Предлагаю вам потренироваться в обозначении мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.

Задание 1

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

Выпишите слова в два столбика. В первый столбик слова , где мягкость согласного на письме обозначается буквой ь, а в другой – буквами гласных звуков.

Кон…, лос…, м..со, Л..ба, пал…ма, пал…то, м..д, кл..н , нян…, л..блю.

Итак, какие слова вы выписали в первый столбик?

·         Какие слова выписали во второй столбик?

·         Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?

·         Кто допустил ошибки , сделайте вывод. ( Нам нужно потренироваться в использовании алгоритма «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью гласных букв я,ю,и,ё.е.»)

Задание 2

Выпишите слова с мягким согласным звуком на конце слов.

Пень, уголь, слон, лещ, кот, май, мяч, конь, день.

-Какие слова выписали.( пень, уголь, лещ, май, мяч, конь , день.)

·         Проверяем результаты. Если всё верно поставьте + , если есть ошибки -?

В случае необходимости учитель может провести проверку по готовому образцу .

 

11. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Какой этап работы поможет проверить наши знания? (самостоятельная работа)

- Какое задание вы можете предложить выполнить? (работа по слайду)

(Вставить пропущенные буквы в слова и слова в предложения)

Выполните самостоятельно это задание на ваших листочках.

р…д - р…д

  Саша сажал овощи в ровный _______.

Осенью он был _______ урожаю.

М…шку -м…шку

  Я встретил кота ________, который ловил __________.

н…с –

      н…с

   Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой ______.          

л … к –

    л … к

 Мама поливала зелёный _________.

Мяч упал в открытый      _________.

- Что поможет проверить  самостоятельную работу? (эталон)

Проверка по эталону с пометками. (Если правильно +, если допущена ошибка?)

- Кто выполнил правильно?

- Кто допустил ошибку? Где была допущена ошибка?

- В каких словах мягкие согласные звуки?  

- Как на письме обозначена мягкость согласных звуков? (гласными буквами  я, ё, и, ю)

Когда эти буквы обозначают мягкость согласных звуков? (когда стоят после них)

Вывод : буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость согласных звуков только  в том случае, если стоят после них.

- В каком пропущенном слове встретилась орфограмма, и какая? (Мишка - имя собственное)

 

12. Включение в систему знаний.

- Прочитайте предложения про себя.

- Что заметили? (Допущены ошибки)

- Сейчас вам предстоит проверить работу ученика. Работать будем в группах.

Задание для групп у учеников на партах.

Лодка плывот по реке.

Луба и Рая лепат птичку.

Летит быстро самолот.

Лёна играл в деревянный мэч.

Лампа горыт ярко.

Осёл тележку воз.

- Проверка представителей групп.

- На какое правило допустил ошибки ученик?

- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме. (Гласными буквами е, ё, ю, и, я)

- Молодцы. Мы надеемся, что больше не будем допускать ошибки на это правило.

 

13. Рефлексия учебной деятельности.

1. - Над какой темой  урока работали сегодня: «Обозначение мягких согласных звуков на письме буквами гласных»

- Какую цель на уроке поставили? (Научиться обозначать на письме мягкие согласные звуки гласными буквами.)

- Какие шаги по данной теме мы рассматривали?

1.Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? 

-Назовите их (Гласные буквы е, ё, ю, и, я).

2.- Второй вопрос?

- Какое правило, мы можем сформулировать?

(Мягкость согласных звуков на письме обозначена гласными буквами Я, Е, И, Ё, Ю, если стоят после них).

3. - Прочитайте  модель? (•         Я, Е, И, Ё, Ю)

4.Зачем нужно обозначать мягкость согласных звуков?

( Грамотно выражать свои мысли на письме)

- Какие согласные звуки не нуждаются в гласных второго ряда для обозначения  мягкости на письме? ([щ, ч, й])

- Почему? (они всегда мягкие)

- С каким настроением уходите с урока?

Оцените свою работу на уроке, поставив в тетради:

  • зелёный кружочек, если всё было понятно
  • жёлтый, если что-то не получалось
  • красный, если остались затруднения.

2. -Ученик выполнил задания в тетради. (Запись на слайде)

- Попробуйте, сформулируйте их?

33

а, ы, о, э, у

я, и, ё, е, ю

конь

(- Сколько букв в русском языке?

- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков на письме?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков на письме?)

- Какое задание не смогли сформулироватьть?

(как ещё обозначают мягкость согласных звуков на письме?)

- Есть ещё чему учиться на следующих уроках?

- Кому скажем «Спасибо» и за что?

- Спасибо за урок.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)