Конспект
открытого урока
по русскому языку
во 2 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Усенова Э.К..
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.
Тип урока: урок открытия нового знания
.
Планируемые результаты обучения:
Планируемые результаты
· Предметные:
· Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
· Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
· Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
· Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
· навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
· мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
· ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
· готовность слушать собеседника и вести диалог;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· участвовать в групповом обсуждении.
Личностные результаты: развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления, доброжелательности
Методы обучения: частично - поисковый, элементы проблемного метода
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Оборудование: учебник, проектор, карточки
Ход урока.
I Организационный момент.
Вы умные? (умные)
Вы дружные? (дружные)
Вы внимательные? (внимательные)
Вы старательные? (старательные)
Вы учиться любите? (любим)
- Пожелайте друг другу успехов и скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!
Психологический
настрой.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
- Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.
Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.
Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:
Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.
- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?
- Чему учимся? ( Познаём тайны русского языка.)
И сегодня нас ждут новые интересные открытия.
Откроем наши тетрадочки и запишем сегодняшнее число и Классная работа.
Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!» (слайд 1)
Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)
Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания?
Тогда настоящие исследователи отправляются в путь.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать. ( мягкий знак)
1) Создание проблемной ситуации. (фронтальный опрос).
- Сравните предложения:
Птицы совершают полёт.
Скоро пол…ёт дождь.
(слайд 3)
- Смысл какого предложения вам не понятен? (второго) Предположите, что необходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если дают правильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли ваше предположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе уроке ответить на данный вопрос)
- Откройте учебник на стр. 31 и назовите тему урока.
Тема: Разделительный ь.(слайд 4)
– попробуйте сформулировать задачи урока
1.Узнать, когда пишется разделительный ь?
2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.
- Вернёмся к нашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.
Слайд 5
- Назовём по порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т ], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
- А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)
- Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознавать разную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.
III. Формирование новых знаний
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, ю, я, и.
Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.
Чтобы быстрее запомнить правило выучим стихотворение:
Слева от меня - согласный,
Справа - е,ё,и,ю,я,
Чтобы не было слиянья,
Разделите их, друзья!
1. Чистописание
Понаблюдаем за буквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.
Какую работу выполняет Ь в буквосочетаниях нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)
Пропишите эти буквосочетания. Найдите в орфографическом СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями и запишите по одному слову на каждое сочетание букв.
Какую роль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишите эти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).
Делаем вывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)
IV. Физкультминутка Игра «Будьте внимательны» (слайд 7)
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, деньки, прутья, камень, стулья , метель, вьюга, пень, счастье, олень, пальто, веселье .
- Молодцы, вы были внимательны .
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас настало время применить полученные знания при выполнении различных заданий.
Задание 1 (работа в парах - карточка)
Распределите слова на две группы.
Проверяем:
Варенье пальцы
Ружьё рельсы
Вьюга мальчик
Братья коньки
Ручьи пеньки
Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра. Догадайтесь, кто это? (Пьеро). (слайд 9)
Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словам антонимы, т.е. слова с противоположным значением.
Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма, болезнь – здоровье; скука – веселье, враги-друзья, вред-польза). (слайд 10)
Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным Ь.
.
YI. Самостоятельная работа по вариантам. (слайд)
1. Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.
Прочитайте слова : Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.
[й’а] [й’и] й’у] [а]
Задание: Запишите слова по вариантам.
1 вариант – с разделительным мягким знаком.
2 вариант – слова без мягкого знака.
Рядом со словом напишите, какие звуки обозначает гласная буква.
- Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали? (слайд)
- Докажите.
− Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?
2.. Работа в группах.
Внимание на экран .
Слайд
– Эти детишки улыбаются, они веселы, наверное, потому, что они друзья.
– Почему хорошо иметь друга или друзей?
– Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. Организаторам выдаются листки-задания. В группе выбирают спикера.
Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.
· Снежная буря - вьюга
· Мама, папа, дети – семья
· Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
· Дом, жилище – жильё
· Домики для пчёл – ульи
· Когда улетают лебеди? -осенью
– Выступает от группы спикер.
– Докажите, что правы вы. Где же пишется разделительный Ь?
Перед е, ё, ю, и, я
Я в корнях стою, друзья.
После согласного
Перед хитрой гласной.
– А вы почувствовали в работе плечо друга?
5) Работа по учебнику.
Выполним его по учебнику с.35, №60.
Выполняем письменно . Обоснуйте свой ответ.
Cпишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
1) Учен..е - свет, а ….. - тьма.
2) …… познаются в беде.
Объясните смысл пословицы. Найдите в пословицах антонимы.
Для слабых учащихся раздаются карточки...
Возьмите карточку. Прочитайте задание.
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
1. сидит, на, снегирь, рябине
2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют
3. на, лесную, вышел, полянку, олень
6. Рефлексия урока.
– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:
– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое знание открыли?
( алгоритм написания разделительного знака)
– Где же пишется разделительный Ь?
- Что удалось на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Чьим успехам смогли порадоваться?
- За что можете себя похвалить?
- Что было самым трудным?
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. (слайд 12)
А что помогало вам в работе?
– А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. (слайд 13)
Оцените свои достижения при помощи «светофора»
«красный» - Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!
«жёлтый» - Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!
«зелёный» - А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!
– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка)
- Я рада за вас! Спасибо за работу!
7. Тест.
У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.
Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.
Тест
1) Разделительный знак (ь) пишется….
а) после согласных
б) после гласных
2) Разделительный знак (ь) пишется….
а) перед согласными
б) перед гласными
3) Разделительный знак (ь)…
а) является показателем мягкости
б) показывает, что согласный не сливается с гласной
4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком
а) соловьи
б) огоньки
в) Дарья
г) стулья
д) колокольчики
7. Домашнее задание.
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
Карандашом восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 1. сидит, на, снегирь, рябине 2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют 3. на, лесную, вышел, полянку, олень
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.