Конспект открытого урока по теме "Знакомое вязанье букв"(творчество земляков).

  • docx
  • 27.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по литературе по теме.docx

Конспект урока по литературе по теме

«Знакомое вязанье букв по творчеству А.В.Баевой».

(Тема РМО «Роль литературного краеведения в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения».)

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.В.Баевой.

Задачи урока:

-развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных);

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формировать проблему;

-развитие умения работать в группах;

-воспитание интереса и уважения к литературе;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, развитие уважения друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, видеозапись- интервью с А.В.Баевой, выставка книг, музыкальный инструмент – бандура, тексты стихов и рассказа «Простите за бедность» А.В.Баевой.

Приемы: диалог, художественный пересказ текста, чтение по ролям, чтение стихотворений наизусть, построение синквейна, фронтальный опрос, работа в группах(творческие задания: «Проба пера», «Я художник», анализ стихотворения).

 

Ход урока

1. Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу я. Зовут меня Инна Александровна.

Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи и везучести впридачу!

2. Вступительное слово учителя.

-А теперь включите свою фантазию и представьте…

Самойловка. Поздний вечер… Комната погружена в полумрак… А высоко в небе светит месяц-батюшка, зажигает звезды из сусального золота… Ночь осторожно накрывает землю своей прозрачной вуалью… В саду заливается звонкой трелью соловей, а по матушке реке Терсе плывет серебряная мелодия бандуры…

В распахнутое окно врывается ласковый весенний ветерок играя листами бумаги, лежащими на столе… А за столом у окна сидит женщина – Антонина Васильевна Баева – и на белом листе выводит строки – простые и мудрые…

(звучит мелодия бандуры; уч-ца рассказывает стихотворение наизусть)

Дни, похожие друг на друга,

Пролетают, слагаясь в год.

Заметает седая вьюга

Серых дней моих хоровод.

И вдогонку я им не плачу,

Не зову их обратно, нет!

Просто чаще пишу, а значит-

На земле оставляю след.

-Ребята, я думаю, что  теперь вам не трудно будет определить тему урока и поставить к нему цели.

Тема - творчество  А.В.Баевой. Я назвала этот урок «Знакомое вязанье букв»

(Слайд 1)

Обратите внимание на слайд, посмотрите на фотографию писательницы, возможно кто-то её уже видел и знает.

Цели – познакомиться с биографией А.В.Баевой; познакомиться с её творчеством.

-Итак, Антонина Васильевна Баева…

(Слайд 2) Глава 1 «Родилась я в зимний вечер…»

К сожалению, Антонина Алексеевна не смогла прийти к нам на урок, но мы встретились с ней в Самойловской районной библиотеке имени Пушкина и взяли интервью, выдержки из которого вы сегодня увидите.

Видеозапись «Биография».

(отрывок из стихотворения наизусть читает уч-ся)

Ах, как мало умею!

И всегда посему

Я училась у жизни

Понемногу всему.

Я у ветра училась

Быть суровой и сильной,

У пушистой берёзки-

Нежной быть и красивой.

У весны я училась

Слушать трель соловья,

Задушевные песни петь,

Как мама моя.

У пурги я училась

Песни грустные петь,

Мою маму просила

Никогда не стареть.

У зари я училась

Раным-рано вставать,

Быть проворной в работе

И везде успевать.

Я у речки училась

Плыть в своих берегах,

У земли я просила

Сил стоять на ногах.

-При подготовке к уроку класс был разделен на группы, которым нужно выполнить определенное задание.

По этому стихотворению одной из групп было дано творческое задание.

Задание: попробуйте нарисовать цветовое видение этого стихотворения, переданное автором(красками на альбомном листе). Это должна быть не сюжетная картина, а цветовые эмоциональные ощущения поэтических строк.

(каждый цвет можно подписать – что он означает) 2-3 чел.

(Слайд 3) Глава 2. «Во мне стихи мои живут…»

Видеозапись «Муза»

(чтение стихотворения наизусть «Ищу Творца…»)

Ищу Творца, ищу Его во всем:

В морских глубинах, в паучке висящем,

В ручье звенящем, в небе грозовом,

Ищу в грядущем, прошлом, настоящем.

Ищу его в рябиновом кусте,

В дождинке и кузнечике зеленом,

Ищу Творца в мерцающей звезде

На бесконечно-вечном небосклоне…

Ищу и знаю: здесь Он, Он живой

И тут, и там. В тебе, во мне и в сыне

Творец – Отец и Сын и Дух Святой-

Повсюду Троица Животворяща и Едина.

(Слайд 4) Глава 3. «Земле в любви я признаюсь…»

Видеозапись «Родина»

(чтение стихотворения наизусть «А заря сегодня такая алая…»

А заря сегодня такая алая,

Будто краскою – из ведра!

Ах,художник, какой удалый!

Ну, добавь еще серебра!

На тот, правый, край плесни-ка синего!..

До чего же красив закат!

Ты, родная моя Россия,

Краше всех сторон во сто крат!

-По этому стихотворению одной из групп было дано задание.

Задание: Определите настроение этого стихотворения.(Восторженное)

Какие художественные средства выразительности использовал автор в стихотворении?

(Эпитеты: алая заря, художник удалый, родная Россия;

Сравнение: заря такая алая – будто краскою из ведра;

Гипербола: краше во сто крат.)

(Слайд 5) Физкультминутка.

-Продолжая тему Родины, проведем физкультминутку.

Вы должны жестами и мимикой показать, какая наша Родина.

Моя Родина.

-любимая(руками рисуем сердце);

-великая(поднимаем руки вверх);

-могучая(показываем силу);

-единственная(показываем указательный палец);

-необъятная(руки разводим в стороны);

-прекрасная(показываем мимикой).

(Слайд 6) Глава 4. «Рассказала мне бабушка…» Рассказ «Простите за бедность».

-Ребята, вы познакомились с рассказом А.В.Баевой «Простите за бедность».

Давайте вспомним, о чем идет речь в этом произведении.

(Художественный пересказ с элементами чтения по ролям)

Фронтальный опрос по рассказу.

-Понравился ли рассказ? Почему?

-Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?

-Какой мир изобразила писательница в произведении? По каким законам он живет?(Жестокий мир. Закон – кто сильнее, тот и прав.)

-Что волнует автора, обратившегося к этому сюжету? Какие проблемы он поднимает? (Проблемы равнодушия, жестокости, беззакония. Нужно жить по совести, помогать ближнему.)

-Какова идея произведения? (Жить нужно по-совести, помогать ближнему…)

-Это произведение было написано в 20 веке. Актуально ли оно в наш 21 век? (Да, актуально. Пока существуют люди со своими слабостями и пороками, такие темы будут существовать.)

(Слайд 7) Афоризмы.

-Ребята, какие афоризмы являются выводом из этого рассказа? Аргументируйте свой ответ.

(Напоминаем, что такое афоризм)

1. «Чтобы поверить в добро, люди должны делать его»(Л.Толстой)

2. «Милосердие – это активная доброта»(И.Шевелев)

3. «Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний»( Сервантес)

(Все три афоризма могут являться выводом из рассказа, так как в нх говорится об одном – о доброте. Люди должны быть друг к другу человечнее и добрее.)

-Давайте послушаем историю этого рассказа. Как он появился.

Видеозапись. Рассказ «Простите за бедность».

-В этом произведении встречается много диалектных хохлацких слов. Откуда же они появились? Прослушайте небольшую историческую справку.

(Слайд 8) Историческая справка «Появление диалектного(хохлацкого) языка на Самойловской земле

Историческая справка

Слобода Самойловка появилась в середине 18 века. Первыми поселенцами стали крепостные крестьяне, бежавшие из-под Киева от помещика Самойлова в 1750г.

Для того, чтобы сделать свое путешествие скрытным и незаметным, беглецы, как говорит народное предание, собрались тайно под покровом темной ночи. Для удобнейшего скрытия побега «старики» затопили печи, и выходящий из труб дым говорил панскому управляющему, что все дальше на восток.

Облюбовав место у реки Терсы, поселились здесь. Люди бережно относились к своей культуре и языку. До сих пор диалектный хохлацкий язык встречается в речи людей района.

Вот небольшой словарь хохлацких слов, которые встретились в рассказе:

Шо – что;

Тэбэ – тебя;

Зожрэ – съест;

Нэ бачила – не видела;

Вин – он;

Завалэ – завалит;

Простить – простите;

Добри – добрые;

Горэ – горе;

Диточки – деточки;

Была – била.

В настоящее время доля украинцев в Самойловском районе составляет 25%.

- По этому рассказу одной из групп было дано творческое задание.

Задание: «Проба пера!» Представьте, что вы являетесь автором рассказа «Простите за бедность». Как бы вы его закончили?

(Уч-ся зачитывают)

(Слайд 9) Глава 5. «Завещая вам, люди…»

-Антонина Васильевна не просто сочиняет на досуге свои произведения и оставляет их в тетрадочке в комоде, она печатается…

Видеозапись «Сборники».

-Выставки книг.(рассказывает уч-ся)

Станислав Баев(брат Антонины Васильевны – поэт)сказал о творчестве А.В.Баевой: «Творчество Антонины Баевой – это живой букет полевых цветов… Красота в яркости, многоцветии, какой-то острой выразительности». В ее произведениях – счастье души и сердца, счастье земного бытия.

У нас представлена небольшая выставка книг Баевой «Голос мой…»

«Бабушкины уроки». Эту книгу она посвятила своему мужу. В ней напечатаны рассказы очень простые и жизненные.

«Домик у речки». В этом сборнике стихи посвящены малой родине, родной деревне.

В сборнике «Жизнь моя – деревня» - стихи, рассказы. Песни, басни о себе, о деревне, о простых людях, о красоте и богатстве нашего края.

Эти и другие книги можно найти в Самойловской библиотеке и познакомиться с ними.

-Ребята, подводя итог урока, я бы хотела вас попросить составить синквейн на тему: «А.В.Баева». Какой вы ее увидели как человека, поэтессу, писательницу?

(Слайд 10) Синквейн. (Вспоминаем, что такое синквейн)

(уч-ся составляют синквейн, зачитывают)

Одной из групп было дано задание.

Задание: нарисуйте герб по творчеству А.В.Баевой.

(Слайд 11) Глава 6. «Подрастающему поколению»

 

Прослушайте слова напутствия вам, подрастающему поколению.

Видеозапись. «Напутствие»

Рефлексия.

-Ребята, у каждого из вас на парте лежит карта настроения «Острова». Поставьте знак(галочку), на каком острове вы сегодня побывали: о.Страха, о.Познания, о. Уверенности, о.Скуки, о.Мечты, о.Будущего. Возможно, на карте появится ещё один Ваш остров.

Домашнее задание.

-Домашнее задание я могу только порекомендовать – ближе познакомиться с творчеством Самойловской писательницы А.В.Баевой.

-Спасибо за урок. (Выставление оценок).