Конспект урока по литературе по теме
«Знакомое вязанье букв по творчеству А.В.Баевой».
(Тема РМО «Роль литературного краеведения в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения».)
Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.В.Баевой.
Задачи урока:
-развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-обогащать словарный запас учащихся;
-осуществление системно-деятельностного подхода;
-развитие критического мышления;
-развитие внимания;
-формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных);
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-формирование логических умений;
-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-развитие умения формировать проблему;
-развитие умения работать в группах;
-воспитание интереса и уважения к литературе;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, развитие уважения друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, видеозапись- интервью с А.В.Баевой, выставка книг, музыкальный инструмент – бандура, тексты стихов и рассказа «Простите за бедность» А.В.Баевой.
Приемы: диалог, художественный пересказ текста, чтение по ролям, чтение стихотворений наизусть, построение синквейна, фронтальный опрос, работа в группах(творческие задания: «Проба пера», «Я художник», анализ стихотворения).
Ход урока
1. Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу я. Зовут меня Инна Александровна.
Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей.
Пожелаем всем удачи и везучести впридачу!
2. Вступительное слово учителя.
-А теперь включите свою фантазию и представьте…
Самойловка. Поздний вечер… Комната погружена в полумрак… А высоко в небе светит месяц-батюшка, зажигает звезды из сусального золота… Ночь осторожно накрывает землю своей прозрачной вуалью… В саду заливается звонкой трелью соловей, а по матушке реке Терсе плывет серебряная мелодия бандуры…
В распахнутое окно врывается ласковый весенний ветерок играя листами бумаги, лежащими на столе… А за столом у окна сидит женщина – Антонина Васильевна Баева – и на белом листе выводит строки – простые и мудрые…
(звучит мелодия бандуры; уч-ца рассказывает стихотворение наизусть)
Дни, похожие друг на друга,
Пролетают, слагаясь в год.
Заметает седая вьюга
Серых дней моих хоровод.
И вдогонку я им не плачу,
Не зову их обратно, нет!
Просто чаще пишу, а значит-
На земле оставляю след.
-Ребята, я думаю, что теперь вам не трудно будет определить тему урока и поставить к нему цели.
Тема - творчество А.В.Баевой. Я назвала этот урок «Знакомое вязанье букв»
(Слайд 1)
Обратите внимание на слайд, посмотрите на фотографию писательницы, возможно кто-то её уже видел и знает.
Цели – познакомиться с биографией А.В.Баевой; познакомиться с её творчеством.
-Итак, Антонина Васильевна Баева…
(Слайд 2) Глава 1 «Родилась я в зимний вечер…»
К сожалению, Антонина Алексеевна не смогла прийти к нам на урок, но мы встретились с ней в Самойловской районной библиотеке имени Пушкина и взяли интервью, выдержки из которого вы сегодня увидите.
Видеозапись «Биография».
(отрывок из стихотворения наизусть читает уч-ся)
Ах, как мало умею!
И всегда посему
Я училась у жизни
Понемногу всему.
Я у ветра училась
Быть суровой и сильной,
У пушистой берёзки-
Нежной быть и красивой.
У весны я училась
Слушать трель соловья,
Задушевные песни петь,
Как мама моя.
У пурги я училась
Песни грустные петь,
Мою маму просила
Никогда не стареть.
У зари я училась
Раным-рано вставать,
Быть проворной в работе
И везде успевать.
Я у речки училась
Плыть в своих берегах,
У земли я просила
Сил стоять на ногах.
-При подготовке к уроку класс был разделен на группы, которым нужно выполнить определенное задание.
По этому стихотворению одной из групп было дано творческое задание.
Задание: попробуйте нарисовать цветовое видение этого стихотворения, переданное автором(красками на альбомном листе). Это должна быть не сюжетная картина, а цветовые эмоциональные ощущения поэтических строк.
(каждый цвет можно подписать – что он означает) 2-3 чел.
(Слайд 3) Глава 2. «Во мне стихи мои живут…»
Видеозапись «Муза»
(чтение стихотворения наизусть «Ищу Творца…»)
Ищу Творца, ищу Его во всем:
В морских глубинах, в паучке висящем,
В ручье звенящем, в небе грозовом,
Ищу в грядущем, прошлом, настоящем.
Ищу его в рябиновом кусте,
В дождинке и кузнечике зеленом,
Ищу Творца в мерцающей звезде
На бесконечно-вечном небосклоне…
Ищу и знаю: здесь Он, Он живой
И тут, и там. В тебе, во мне и в сыне
Творец – Отец и Сын и Дух Святой-
Повсюду Троица Животворяща и Едина.
(Слайд 4) Глава 3. «Земле в любви я признаюсь…»
Видеозапись «Родина»
(чтение стихотворения наизусть «А заря сегодня такая алая…»
А заря сегодня такая алая,
Будто краскою – из ведра!
Ах,художник, какой удалый!
Ну, добавь еще серебра!
На тот, правый, край плесни-ка синего!..
До чего же красив закат!
Ты, родная моя Россия,
Краше всех сторон во сто крат!
-По этому стихотворению одной из групп было дано задание.
Задание: Определите настроение этого стихотворения.(Восторженное)
Какие художественные средства выразительности использовал автор в стихотворении?
(Эпитеты: алая заря, художник удалый, родная Россия;
Сравнение: заря такая алая – будто краскою из ведра;
Гипербола: краше во сто крат.)
(Слайд 5) Физкультминутка.
-Продолжая тему Родины, проведем физкультминутку.
Вы должны жестами и мимикой показать, какая наша Родина.
Моя Родина.
-любимая(руками рисуем сердце);
-великая(поднимаем руки вверх);
-могучая(показываем силу);
-единственная(показываем указательный палец);
-необъятная(руки разводим в стороны);
-прекрасная(показываем мимикой).
(Слайд 6) Глава 4. «Рассказала мне бабушка…» Рассказ «Простите за бедность».
-Ребята, вы познакомились с рассказом А.В.Баевой «Простите за бедность».
Давайте вспомним, о чем идет речь в этом произведении.
(Художественный пересказ с элементами чтения по ролям)
Фронтальный опрос по рассказу.
-Понравился ли рассказ? Почему?
-Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
-Какой мир изобразила писательница в произведении? По каким законам он живет?(Жестокий мир. Закон – кто сильнее, тот и прав.)
-Что волнует автора, обратившегося к этому сюжету? Какие проблемы он поднимает? (Проблемы равнодушия, жестокости, беззакония. Нужно жить по совести, помогать ближнему.)
-Какова идея произведения? (Жить нужно по-совести, помогать ближнему…)
-Это произведение было написано в 20 веке. Актуально ли оно в наш 21 век? (Да, актуально. Пока существуют люди со своими слабостями и пороками, такие темы будут существовать.)
(Слайд 7) Афоризмы.
-Ребята, какие афоризмы являются выводом из этого рассказа? Аргументируйте свой ответ.
(Напоминаем, что такое афоризм)
1. «Чтобы поверить в добро, люди должны делать его»(Л.Толстой)
2. «Милосердие – это активная доброта»(И.Шевелев)
3. «Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний»( Сервантес)
(Все три афоризма могут являться выводом из рассказа, так как в нх говорится об одном – о доброте. Люди должны быть друг к другу человечнее и добрее.)
-Давайте послушаем историю этого рассказа. Как он появился.
Видеозапись. Рассказ «Простите за бедность».
-В этом произведении встречается много диалектных хохлацких слов. Откуда же они появились? Прослушайте небольшую историческую справку.
(Слайд 8) Историческая справка «Появление диалектного(хохлацкого) языка на Самойловской земле
Историческая справка
Слобода Самойловка появилась в середине 18 века. Первыми поселенцами стали крепостные крестьяне, бежавшие из-под Киева от помещика Самойлова в 1750г.
Для того, чтобы сделать свое путешествие скрытным и незаметным, беглецы, как говорит народное предание, собрались тайно под покровом темной ночи. Для удобнейшего скрытия побега «старики» затопили печи, и выходящий из труб дым говорил панскому управляющему, что все дальше на восток.
Облюбовав место у реки Терсы, поселились здесь. Люди бережно относились к своей культуре и языку. До сих пор диалектный хохлацкий язык встречается в речи людей района.
Вот небольшой словарь хохлацких слов, которые встретились в рассказе:
Шо – что;
Тэбэ – тебя;
Зожрэ – съест;
Нэ бачила – не видела;
Вин – он;
Завалэ – завалит;
Простить – простите;
Добри – добрые;
Горэ – горе;
Диточки – деточки;
Была – била.
В настоящее время доля украинцев в Самойловском районе составляет 25%.
- По этому рассказу одной из групп было дано творческое задание.
Задание: «Проба пера!» Представьте, что вы являетесь автором рассказа «Простите за бедность». Как бы вы его закончили?
(Уч-ся зачитывают)
(Слайд 9) Глава 5. «Завещая вам, люди…»
-Антонина Васильевна не просто сочиняет на досуге свои произведения и оставляет их в тетрадочке в комоде, она печатается…
Видеозапись «Сборники».
-Выставки книг.(рассказывает уч-ся)
Станислав Баев(брат Антонины Васильевны – поэт)сказал о творчестве А.В.Баевой: «Творчество Антонины Баевой – это живой букет полевых цветов… Красота в яркости, многоцветии, какой-то острой выразительности». В ее произведениях – счастье души и сердца, счастье земного бытия.
У нас представлена небольшая выставка книг Баевой «Голос мой…»
«Бабушкины уроки». Эту книгу она посвятила своему мужу. В ней напечатаны рассказы очень простые и жизненные.
«Домик у речки». В этом сборнике стихи посвящены малой родине, родной деревне.
В сборнике «Жизнь моя – деревня» - стихи, рассказы. Песни, басни о себе, о деревне, о простых людях, о красоте и богатстве нашего края.
Эти и другие книги можно найти в Самойловской библиотеке и познакомиться с ними.
-Ребята, подводя итог урока, я бы хотела вас попросить составить синквейн на тему: «А.В.Баева». Какой вы ее увидели как человека, поэтессу, писательницу?
(Слайд 10) Синквейн. (Вспоминаем, что такое синквейн)
(уч-ся составляют синквейн, зачитывают)
Одной из групп было дано задание.
Задание: нарисуйте герб по творчеству А.В.Баевой.
(Слайд 11) Глава 6. «Подрастающему поколению»
Прослушайте слова напутствия вам, подрастающему поколению.
Видеозапись. «Напутствие»
Рефлексия.
-Ребята, у каждого из вас на парте лежит карта настроения «Острова». Поставьте знак(галочку), на каком острове вы сегодня побывали: о.Страха, о.Познания, о. Уверенности, о.Скуки, о.Мечты, о.Будущего. Возможно, на карте появится ещё один Ваш остров.
Домашнее задание.
-Домашнее задание я могу только порекомендовать – ближе познакомиться с творчеством Самойловской писательницы А.В.Баевой.
-Спасибо за урок. (Выставление оценок).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.