Конспект открытого урока русского языка в 4 Б классе. Тема: «Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения». Учитель: Серова Э.В., 1 категории г.Нижний Тагил

  • docx
  • 28.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока русского языка 4 класс.docx

КОНСПЕКТ УРОКА     

Дата: 24.11.2021 г.           Русского языка «УМК Школа России»

 

Тема урока: «Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения».

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.

Планируемые предметные результаты.

Научатся определять тип склонения имён существительных, правильно писать падежные окончания имён существительных 3-го склонения, изменять по падежам имена существительные 3-го склонения, выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.

Метапредметные УУД.

- Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя), проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

- Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, вносить соответствующие коррективы.

- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения.

Личностные результаты.

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка.

 

Цель: Через обобщение знаний о склонении имен существительных добиться умения определять склонение имён существительных каждым учеником.

Задачи:

 1. Совершенствовать умение определять склонение имен существительных.

 2. Совершенствовать орфографические навыки.

 3.  Развивать речь учащихся.

 4. Активизировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

 5.Формировать устойчивое внимание.

 6. Приучать детей к самостоятельности, самоконтролю и самооценке своих знаний на основе критериев учебной деятельности.

 7. Выявить пробелы в знаниях учащихся по изучаемой теме, используя самопроверку и обратную связь.

 8. Воспитывать чувства коллективизма, взаимоуважения, взаимопонимания при работе в группе, в паре.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Презентация к уроку.

Набор карточек со словами для групповой работы – 24 шт.

Карточки для рефлексии – 3 шт.

Карточки для «обратной связи» (падежи, гласные буквы, цифры) у каждого ученика.

Круги 3-ех цветов (красный, зеленый, желтый) у каждого ребенка – для рефлексии.

 

 

Ход урока:

1.      Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

 

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

 

- На уроке у нас присутствует гость. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные.  Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.

Слова на доске: картинки из словаря

Лиса, степь, рожь, сестра, мама, глушь.

- Чем похожи эти слова?

Это существительные женского рода, стоящие в именительном падеже

- Чем отличаются?

- Окончанием

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На две.

- Какие?

- Существительные 1 и 3 склонения.

- Как вы определили?

- Чтобы определить склонение им.сущ., нужно:

   - определить начальную форму имени существительного (И.п. ед.ч.)

   - определить род, выделить окончание;

   - по роду и окончанию в Н.ф. определить склонение.

- Этим мы и будем сегодня заниматься.

Сформулируйте тему урока

- Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения слайд 1.

Сформулируйте цель урока.

- Продолжим упражняться в определении 3-го склонения имён существительных.

 

2.      Чистописание

- Открываем тетради. Записываем число (выделяем орфограммы) слайд 2.

Двадцать четвертое ноября.

Классная работа.

 - Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы «ша»).

  - Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

(Параллельность наклонных палочек).

 - Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради. Слайд 3,4

Х хжх хорошо хорошеть хорошо

Проверьте свою посадку и положение тетради. Слайд 3,4

- Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой?

Хорошим словом мир освещается.

  - Запишите предложение в тетрадь.

- Найти грамматическую основу предложения, написать какими частями речи выражены они .).

 

Словарная работа.

- Я задаю Вам вопросы, ответами являются словарные слова, которые вы записываете в тетрадь, выделяя орфограммы.

- один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства?

    - пейзаж (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- главный в поле?

    - агроном (безударная гласная а, о, в корне слова, непроверяемые ударением).

- Синоним к слову разговор?

    - беседа (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их)?

    - аллея (безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением; удвоенная согласная лл)

- аппарат для передачи и приёма звука

    - телефон (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- Передача изображения при помощи телевидения. 

     - телепередача (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением). 

- наречие, указывающее на место?

     - здесь (правописание согласной буквы "з", надо запомнить)

- День, прямо предшествующий текущему?

     - вчера (парная согласная в; непроверяемая безударная гласная в корне слова)

- Не торопясь, неспешно, не спеша; потихоньку, полегоньку, шаг за шагом?

     - медленно

3. Актуализация знаний

- Прежде чем начать работу, необходимо вспомнить, сколько склонений имён существительных существует в русском языке?

- Три.

- Назовите их.

1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение. (Слайд 5)

4.      Работа по теме урока

Распределите слова на 3 группы.

Слова на доске (слайд 6) 

Рефлексия (хлопаем в ладоши столько раз, какое склонение слышим  1-3)

Роза, пион, радость, тюльпан, гвоздика, мысль, астра, мама, георгин, лилия, орёл, речь, василёк, ирис, рожь, площадь.

(1-е склонение: Роза, гвоздика, астра, мама, лилия.)

(2-е склонение: Пион, тюльпан, георгин, орёл, василёк, ирис.)

(3-е склонение: Радость, мысль, речь, рожь, площадь.)

- По каким признакам вы определяли склонение?

- По роду и окончанию.

- Напомните, какие существительные относятся к 1 склонению?

- Существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.

- Ко 2-ому склонению?

- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

- К 3-му склонению?

- Существительные женского рода с нулевым окончанием.

- Как вы думаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей)

- Спишите слова (слова записаны на доске), подумайте, что у них общего.

в книге                     в пенале                  в тетради

- Одинаковый падеж.

- Какой?

- Предложный.

- Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже?

 - Разные.

- Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания?

- Разные склонения.

- Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных?

- Можно, так как они безударные.

- Достаточно ли знать только падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания?

- Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться.

- Что обязательно надо знать о существительном, чтобы правильно писать безударные окончания? – Склонение.

- Молодцы!

Распознавание склонения имен существительных с мягким знаком на конце.

- Сейчас я вам буду диктовать имена существительные, а вы должны записать только имена существительные 3-го склонения.

- Мышь, конь, помощь, пень, лень, жизнь, день, степь, автомобиль, картофель, печь, дочь.

- Какие существительные 3-го склонения вы записали?

- Мышь, помощь, лень, жизнь, степь, печь, дочь.

- Как вы определили?

- К 3- ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце).

5.      Физкультминутка (доска)

 Сердечко для мамы,

Мы дарим сейчас.

Пусть мама получит наш добрый привет,

Пусть мамочка знает, ее лучше нет!

Электронная физкультминутка

6.      Работа с учебником

Стр.101 упр.179 (слайд 7)

- Расскажите о склонении имен существительных женского рода.

– Имена существительные женского рода могут относится к 1-ому и 3-ему склонению.

- Какие имена существительные женского рода относятся к 1-ому склонению?

- С окончание –а, -я.

- А к 3-ему склонению?

- С нулевым окончанием.

-Запишите слова, которые я вам продиктую (1 человек у доски)

ветка, сетка, нитка, кисточка, лошадка, печка, ёлка, площадка

- к какому склонению относятся данные существительные?- (1 склонение).

- Запишите эти слова снова, но уже ставя их в 3 склонение.

- (3 склонение: ветвь, сеть, нить, лошадь, мышь, ладонь, печь, ель, площадь)

- Молодцы!

7. Итог урока

- По каким признакам мы определяем склонение существительных?

- По роду и окончанию

- Какие существительные относятся к первому склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

 - Да: мама, мышь; огурец, дядя

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?

- Да: ручка, папа; солнце, карандаш

8. Рефлексия

- У вас у каждого на партах лежат карточки со смайликами.

- Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке, какие задания вы выполняли, как вы их выполняли: легко ли, с удовольствием, или вам было трудно. Раскрасьте цветными карандашами тот смайл, который как вы считаете подходит вам. (Слайд 8)

Я был активен на уроке. У меня все получилось. Я доволен. (Зелёный)

Я принял участие в работе на уроке. У меня не все получалось, мне помогали. Это меня радует. (Жёлтый)

Я не очень доволен своей работой, поэтому мне грустно. Но в дальнейшем я буду активнее. (Красный).

-Урок окончен. Спасибо за работу (Слайд 9). Молодцы!

9. Домашнее задание

Правила с. 98- 100 , учить .Составить  мини сочинение  «Жизнь дана на добрые дела»

 

 

 

 



 

Посмотрите также