МКОУ «ЧИТЛИНСКАЯ ООШ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема:« Глагол как часть речи»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Джабраилова Айшат Нурмагомедовна
2019 год
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока |
« Глагол как часть речи» |
Цель урока: |
Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки |
Задачи: |
Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и спряжение с безударным личным окончанием. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; развивать практические умения работы учащихся в системе PROClass. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову , стремление к речевому самосовершенствованию. Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. |
Тип урока |
Комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и систематизации ЗУН. |
Предполагаемые результаты |
Формирование языковой компетенции: Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола , Уметь находить глаголы в тексте, различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола. Закрепление навыков грамотного письма. Формирование коммуникативной компетенции: Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование навыка работы с учебно-лабораторным оборудованием (системой PROClass). |
Методы и приемы |
Исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей. |
Образовательные ресурсы |
http://www.uroki.net http://www.festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://www.nsportal |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), компьютер, учебно-лабораторное оборудование PROClass. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока, материал для самооценки (светофор). |
Основные понятия |
Морфологические признаки, части речи, глагол, спряжение. |
Организационная структура (сценарий) урока
№ |
Этап урока |
ИКТ |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (УУД) |
1. |
Организа-ционный момент |
|
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Личностные:
- самоопределение;
-самооценка готовности к
уроку.
|
2. |
Мотивация к учебной деятельнос-ти
|
|
Ребята, мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
|
3. |
Актуализа-ция знаний |
|
Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий». На удивительную силу этой части речи обращали вниманием многие писатели и лингвисты (языковеды). А эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение В.Кондрашова, замечательного мастера слова. -Прочитайте выразительно стихотворение.
-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Глагол как часть речи ». Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». -Известный русский лингвист А.М.Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё,к чему они приложены». И это действительно так. С помощью глагола мы узнаём, как всё в мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? - Определяет вместе с учениками цели урока: Ø Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол». Ø Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают, рассматривают учебные пособия
Определяют тему урока, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
|
Познавательные: -осознавать познавательную задачу; применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему и цель урока. |
4. |
«Открытие» новых знаний и причины затруднения
|
|
- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики? - А теперь давайте проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?» Повар - …, врач - …, учитель - …, ученик - …,баянист - …, художник - …,портниха - …, продавец - …,пекарь -…, гром -…,молния - …, трава - …, дождь - …,солнце -…, вода - … - Послушайте отрывок из музыкального произведения «Мечты о море» и постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, употребив глаголы. - А сейчас давайте перенесём свой взгляд на изображённые перед вами пиктограммы (К доске прикреплено 9 пиктограмм с чётко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.) Сделайте и запишите вывод о роли глаголов в речи. - Вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе, и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…». - Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, а информацию, с которой не согласен, обозначьте знаком вопроса |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины, игра
Начинают групповую работу по исследованию временных форм глагола. Анализируют, сравнивают, обобщают информацию, делают выводы.
|
Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); обосновывать свое мнение. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
|
|
|
Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. |
Выполняют элементарные физические упражнения. |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
5. |
Закрепление, обобщение материала. |
|
Слушает результаты исследования учащихся. Корректирует /при необходимости/. Составление обобщающей таблицы. Работа со схемой- таблицей. - На какие вопросы может отвечать глагол? - Что обозначает глагол как часть речи? - Какие морфологические признаки имеет глагол? - Каким членом предложения обычно бывает? Организует выполнение упражнений 80-82 и сопровождает совместную учебную деятельность, создаёт условия для устранения перегрузки учащихся .
|
Зачитывают результаты своего исследования.
Делают обобщающий вывод |
Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. |
6. |
Контроль усвоения полученных знаний. Интерактив-ный тест. |
|
Учитель читает вопросы и варианты ответа, а ученики выбирают правильный ответ с помощью оборудования PROClass. Полученные ответы отражают понимание материала каждым учеником. По окончании теста автоматически создается отчет о результатах работы. Подводятся итоги, выставляются отмет-ки. Вопрос 1 Глагол –это часть речи, которая обозначает: А.Действие Б. Признак В.Предмет Вопрос 2 Найдите глагол? А. До свидания Б. Впереди В.Приход Г.Был
Вопрос 3 Отметь глагол с буквой Е в окончании? А. Сдерж…тся Б. натерп…тся В. Дремл…тся Г.Провер…т Вопрос 4 По каким признакам нельзя определять время глагола? А. По вопросу Б. По виду В. По окончанию Г. По спряжению Вопрос 5 Укажи глагол, в котором пишется ь? А. Решает…ся вопрос Б.колосит…ся пшеница В. Колют…ся иголки Г. Сложно познакомит…ся Вопрос 6 Укажи глагол несовершенного вида? А.Заслужить Б.Смеяться В.Выслушать Г.Вычислить
Вопрос 7 Нулевое окончание имеют глаголы А. Прошедшего времени Б. Настоящего времени В. Будущего времени
Вопрос 8 Суффикс –л- имеют глаголы А. Настоящего времени Б. Прошедшего времени В. Будущего времени
Вопрос 9 Найдите глагол 1 спряжения? А.Дышать Б.Думать В.Увидеть Г.Строить .
Вопрос 10 Укажите строку, где все глаголы настоящего времени А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте. Б. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил. В. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит.
|
Воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы теста, выбирая правильный ответ.
|
Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -уметь работать с системой контроля знаний PROCLASS Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль |
7. |
Рефлексия. |
|
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас?
Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями. Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
|
Делают самоанализ. Определяют уровень приобретенных знаний. |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
8. |
Домашнее задание. |
|
1.Упр. 83. 2.Рабочая тетрадь: задание 26 (с.14-15) |
|
|
Вывод
Проведение урока с применением учебно-лабораторного оборудования (системы PROClass) позволяет добиться следующих результатов:
· рационально использовать учебное время;
· своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях учеников;
· повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
· объективно оценивать ЗУН учащихся;
· система дает универсальное средство для оценки знаний учащихся всего региона или одной школы в режиме реального времени.
Использованная литература
1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; / Издательский центр “Академия”, М., 2000.
2. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
4. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
l
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.