Конспект открытого урока в 5 классе
«Жанры изобразительного искусства.
Выполнение зимнего пейзажа»
Цели:
1.Обучающая: учиться художественному видению окружающего мира, научить правильно построить композицию, передать цветовую гамму.
2. Развивающая: расширять кругозор, творческую активность, способности, образное мышление, эстетическое воспитание, самостоятельность.
3.Воспитательная: прививать любовь к природе, учить любить Родину.
Задача: Создать композицию пейзажа, посвященную зиме, используя цвет, конструкцию.
Музыкальный ряд: А.Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года».
Тип урока: введение новых знаний.
Оборудование и материалы, используемые на уроке:
1. Ноутбук.
2. Проигрыватель Windows Media
3. Презентация: «Жанры изобразительного искусства. Выполнение зимнего
пейзажа».
Материалы к уроку: альбомный лист, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Оформление классной доски:
* К.А.Коровин Зимой. (репродукция 1);
* В.И.Суриков. Взятие снежного городка. (репродукция 2);
* А.А.Пластов. Первый снег. (репродукция 3);
* К.Ф.Юон. Вид Троицкой лавры. (репродукция 4);
* Цитата: Человек идет
Рядом с природой,
С временами года,
Он соучастник
И собеседник всего,
Что совершается в творении. Н.В.Гоголь.
* Определение: Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами.
Приглушенное звучание музыки из произведений А.Вивальди, П.И.Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент:
обращаю внимание на дисциплину, готовность, отсутствующих.
Проверь,
дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
II. Формирование знаний. Изложение учебного материала
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы изучаем новую тему: “Жанры изобразительного искусства. Выполнение зимнего пейзажа». Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные казалось бы явления называются одним словом - искусство. Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Сегодня наша задача познакомится с жанрами изобразительного искусства.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. (Учитель показывает определение на доске).
К жанрам изобразительного искусства относятся:
* Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари.
- Коровин К.А. Натюрморт с розами и яблоками. (репродукция 5);
- В.Хеда-Натюрморт. Ветчина и серебряная посуда. (репродукция 6);
* Портрет – изображение человека.
- О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. (репродукция 7);
- В.А.Тропинин. Портрет сына. (репродукция 8);
* Анималистический – изображение животных.
- А.Г.Венецианов. На пашне. Весна. (репродукция 9);
- Н.А.Ярошенко. Всюду жизнь. (репродукция 10);
* Бытовой - изображение жизни людей.
- А.Е.Архипов. Прачки. (репродукция 11);
* Батальный – изображение военных действий.
- А.А.Дейнека. Оборона Севастополя. (репродукция 12);
* Сказочно-былинный – изображение сказочных героев.
- В.М.Васнецов. Ковёр – самолёт. (репродукция 13);
* Исторический – изображение исторических событий, личностей.
- В.М.Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. (репродукция 14);
- И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. (репродукция 15);
* Пейзаж – изображение природы.
- С.В.Герасимов. Лёд прошёл. (репродукция 16).
Что же
такое пейзаж?
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.
Какое сейчас время года? (Зима)
Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
А кто знает, какой месяц сейчас идет? (Январь)
Какие зимние приметы вы знаете? (На деревьях нет листьев, холодно, мороз, иней,
идет снег и т. д.)
Посмотрите в окно. Вам нравится картина за окном?
Когда мы будем рисовать, то вашей главной целью будет передать в пейзаже
расположение предметов по плановости.
Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников.
Недаром русские художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи),
хранящую в себе множество тайн и секретов.
Просмотр видеоролика. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Дети просматривают
2-ухминутный ролик «Зимний пейзаж»)
III. Сообщение нового материала.
1. На уроке мы с вами будем рисовать зимний пейзаж. На нем мы изобразим небо,
снег, деревья, кусты.
А какого цвета снег? (Ответы детей)
Снег на картинах изображается разными цветами. Он и голубой, и сиреневатый, и
зеленоватый, и розовый, а также может быть других оттенков.
Послушайте стихотворение Владимира Зайченко «Какого цвета снег?»
А какого цвета снег?Для кого-то он искристый,В переливах серебристый.Для иных –
снег голубойИли с нежной белизной,То от солнца желтоватый,Теплой краскою
богатый.Что за чудеса на свете?Столько краски в белом цвете!Даже серым снег
бывает,По весне, когда он тает...В гамме снежного “портрета” –Есть почти все
краски цвета!
2. Посмотрите на этот лист бумаги и скажите, какого он цвета. (На листе заливка
в светлых тонах)
А теперь сравните с этим листом. (Он белый)
Какие вы видите различия. (На первом листе есть оттенки) При помощи этих
оттенков вы можете нарисовать снег.
3. Чтобы пейзаж был красивым, вспомним о том, как выглядят предметы на ближнем,
среднем и дальнем плане.
На ближнем плане они изображаются крупно, у них можно разглядеть мелкие детали,
краски используются яркие.
На среднем плане предметы изображаются мельче, у них нет такой четкости, краски
более спокойные.
На дальнем плане предметы мелкие, выглядят расплывчато, будто в дымке.
4. Предлагаю вам показать плановость рисунка при помощи набора элементов.
Расположите их правильно. (Дети выполняют задание на закрепленном на доске
демонстрационном наборе)
5. Давайте рассмотрим образец нашего пейзажа. Любой пейзаж начинается с линии
горизонта, она разделяет небо и землю. Она должна быть расположена чуть выше
или чуть ниже середины листа. Зимнее небо по тону должно быть темнее, чем снег.
Снег всегда светлее.
Что мы изобразим на ближнем плане? (Дерево, трава, следы) Цвета мы берем
насыщенные, более тёмные. Мы воспользуемся коричневыми оттенками, так как они
зрительно приближают предметы.
Что находится на среднем плане? (Деревья, кусты) Здесь цвета светлее,
спокойнее.
Что расположено на дальнем плане? (Лес) Здесь цвета голубоватые, светлые, чтобы
чувствовался воздух.
IV. Практическая работа
Обратите внимание: цвет снега в зимнем пейзаже зависит от времени суток (воздушная перспектива), от падающих теней деревьев и кустарников. Посмотрите на репродукции картин:
И.Э.Грабарь. Февральская лазурь. А.И.Морозов. Зимний пейзаж на закате.
Последовательность выполнения работы:
1.Сделать заливку фона «по-сухому» из следующих сочетаний: голубой, светлый синий, светлый фиолетовый. Выделить облака и холмы тонкой кисточкой белой краской. На линии горизонта выделить холм фиолетовым цветом более тёмного тона.
2. На готовой заливке наметьте ветви дерева, еле касаясь бумаги карандашом. После чего с помощью тонкой кисти обведите их акварелью. Чтобы дерево казалось объёмным, ветви нарисуйте разными оттенками светлой и тёмной краски.
3. Тонкой кистью нарисуйте маленький кустик, добавьте к нему травинки. Тени, травинки и кустик делают изображение более реалистичным. Закрашивайте тени около стволов, иначе создастся впечатление, что дерево висит в воздухе. Ствол дерева затемните, чтобы привлечь к нему внимание.
Наша картина
готова!
Учитель: А теперь сами самостоятельно можете приступать к работе. Когда вы
будете выполнять свой рисунок, то можете добавить другие детали, например,
сельские домики или что-то ещё.
(В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь)
V.
Физкультминутка. (проводит ученик)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
1,2,3,4,5
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Как настоящие художники придумайте название своим пейзажам.
VI. Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Вспомните тему нашего урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои
работы и работы одноклассников.
Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились! У каждого получился свой,
неповторимый пейзаж. Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как
настоящие художники-пейзажисты!
Заканчиваю
сегодняшний урок вот такими строками:
Нет, не пейзаж влечет меня
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита
Она везде, где красота. Иван Алексеевич Бунин.
V. Рефлексия
1.Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)
2.Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический).
3. Понравилась ли вам работать на уроке?
VI. Задание на дом: Подготовить сообщение об одном из художников – пейзажистов.
Приложение
К.А.Коровин. Зимой. В.И.Суриков. Взятие снежного городка.
(репродукция 1); (репродукция 2);
А.А.Пластов. Первый снег. К.Ф.Юон. Вид Троицкой лавры.
(репродукция 3); (репродукция 4);
Коровин К.А. Натюрморт В.Хеда. Натюрморт.
с розами и яблоками. Ветчина и серебряная посуда.
(репродукция 5); (репродукция 6);
О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. Портрет сына.
Портрет А.С.Пушкина. (репродукция 8);
(репродукция 7);
А.Г.Венецианов. На пашне. Н.А.Ярошенко. Всюду жизнь.
Весна. (репродукция 9); (репродукция 10);
А.Е.Архипов. Прачки. А.А.Дейнека. Оборона Севастополя.
(репродукция 11); (репродукция 12);
В.М.Васнецов. Ковёр – самолёт. В.М.Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. (репродукция 14); (репродукция 14);
И.Е. Репин. Крестный ход в С.В.Герасимов. Лёд прошёл. Курской губернии. (репродукция 15); (репродукция 16);
Урок был организованным, дисциплина на уроке была хорошая. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. Урок на тему « Зимний пейзаж» построен в соответствии с методическими требованиями. Учитель использует на занятии рисования, формулируя проблемную ситуацию, приёмы активизации учебной деятельности, которые позволяют обучающимся самим сформулировать задачи учебного занятия. Занятие проводилось в форме изучения нового материала. Провела с детьми беседу о зиме; рассматривание и беседы по пейзажным картинам; рисование «Зимний пейзаж»; использование моделирования в непосредственно-образовательной деятельности. Педагог использует различные формы и методы обучения: проблемно-поисковый, словесно-наглядный, использует ИКТ, использует приёмы самостоятельной работы. Для повышения общей эрудиции учащихся в области изобразительного искусства был продемонстрирован видеоролик под музыкальное сопровождение с зимними пейзажами русских художников. Этот ролик также был призван сформировать у учащихся сопутствующий психологический комфорт. В контраст ему было предложено прослушатьмузыку Вивальди «Времена года. Зима», который, наоборот, вызывает тревожные чувства. Познакомились с разными видами жанров : натюрморт, портрет, пейзаж. Дала определение жанру Пейзаж. Магомедова Х.К. создавала ситуации успеха, сотрудничества, поддерживая положительные эмоции на протяжении всего учебного занятия. Учитель во время учебного занятия получал информацию о степени усвоения учениками изучаемой темы за счет задания. В свою очередь, ученики получили задание исследовательского характера, направленное на развитие логического мышления. Выполняя задание, ученики овладели навыками исследовательской деятельности. При организации данного учебного занятия Хадижат Касумовна продемонстрировала высокие профессиональные способности, педагогическое мастерство. С учетом общих требований к учебному занятию, возможностей обучающихся был разработан дидактический материал, развивающий познавательную активность, творческие способности, самостоятельность обучающихся, что можно наблюдать на каждом этапе урока. Учитель четко рассчитала время, необходимое для выполнения задания. В конце учебного занятия провела рефлексию, обучающиеся сами оценили свою деятельность и полученный результат при изучении данной темы. Высокий темп урока был достигнут за счет квалифицированной профессионально-методической подготовки учителя, грамотного подхода , доброжелательного стиля ведения учебного занятия, использования разнообразных методов и средств обучения (часть заданий было предложено на слайдах, сменяющихся по ходу учебного занятия).
На этапе организационного момента была создана
доброжелательная атмосфера и настрой на работу в команде. На
уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. На
данном уроке применялись следующие методы обучения: словесные, наглядные,
игровые, метод сотрудничества. Любой процесс познания
начинается с импульса, мотивации, побуждающей к учебной деятельности. Хадижат
Касумовна тщательно продумывала каждый этап урока, подбирая задания, а также
использовала различные приёмы активизации учеников. Всегда немаловажную роль
играет создание психологического комфорта на уроке. Дала представление
о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с
реальностью, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве
и его применении, об образном языке декоративного искусства; формировать умения
и навыки учащихся при использовании графических материалов; развивать умение
сравнивать комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную
мыслительную и практическую деятельность. Они не только использовали имеющиеся
знания, но и на практике использовали уже полученные навыки. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой,
чередовались различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись
практическими. Для каждого обучающегося была
создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и
поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и
определении заданий на уроке учитель учитывала индивидуальные особенности
обучающихся, давала только положительную характеристику результатам их
деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный
материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для
обучающихся пятого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За
счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала,
повысились возможности обучающихся в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно,
запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с
учётом физических и психологических особенностей пятиклассников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.