Конспект открытого урока в 6 классе
«Орнамент. Символы в орнаменте».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель – знакомство с символикой в орнаменте.
Задачи:
обучающие – дать базовый уровень знаний, научить украшать изделие, применять орнамент.
развивающие – развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства, познавательный интерес к предмету;
воспитательные – воспитывать национальное самосознание и уважение к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям разных национальностей;
Прогнозируемые результаты
личностные: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
метапредметные: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников;
предметные: знать понятие «орнамент», основные виды орнаментов, цветовые сочетания и символику элементов народного орнамента.
Оборудование / ресурсы: персональный компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы, материалы для практической работы, картон, нитки мулине, ножницы, простой карандаш.
Этап урока |
Деятельность учителя (содержание педагогического взаимодействия) |
|
I. Организационно-мотивационный 1. Мотивация. Психологическая подготовка. Упражнение “Приветствие”. - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. - Помашите мне рукой те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь те, кто любит теплую погоду и солнце, и те, кому интересно знать, чем мы сегодня будем заниматься (ученики в знак приветствия машут рукой). - Спасибо! Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты танцев трех разных народов. Прошу вас внимательно рассмотреть костюмы артистов. (Слайд 1) - Танцы каких народов вы посмотрели? (русского, хантыйского и украинского) - Мы с вами живем в многонациональной стране. Как вы думаете, почему я представила танцы именно этих народов? - Да, действительно, эти 3 народа - русские, ханты и украинцы проживают на территории ХМАО у нас в Нижневартовском районе |
Организует фронтальное погружение в тему. Создает положительный эмоциональный настрой на урок. Демонстрирует изделия декоративно-прикладного искусства. Организует коллективное обсуждение. |
|
II. Содержательно-деятельностный Целеполагание. - Ребята, внимательно посмотрите и определите, в чем особенность украшений костюмов? (разные узоры) - А что такое узор? (рисунок, орнамент и т.д) - Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 2) - Попробуйте сформулировать задачи урока. (Слайд 3) - Таким образом, мы с вами должны познакомиться с основными видами орнамента, с символикой в орнаменте и научиться изображать узор, символизирующий какой-либо предмет. 3. Открытие новых знаний. (Слайд 4) - Попробуйте дать определение, что такое орнамент (ответы детей). - Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Узоры орнамента основаны на повторе и чередовании элементов, символизирующих какой-то образ или предмет. Орнамент является частью народного декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения одежды, предметов быта, зданий. Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, и даже связать на спицах и крючком. (Слайд 5) - Несмотря на огромное разнообразие народных орнаментов, все их можно разделить на 4 основных вида – зооморфный, антроморфный, растительный, геометрический. - Как вы думаете, что изображается в зооморфном орнаменте? - В растительном? - В антропоморфном? - В геометрическом? (Слайд 6) - Я предлагаю вам определить виды орнаментов, представленные на слайде? - Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно безошибочно определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. В орнаменте получают отражение национальные мотивы, особенности растительного и животного мира. 4. Первичное закрепление новых знаний. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат элементы орнаментов. Ваша задача: разделить эти элементы по видам орнамента. - Давайте проверим, сколько групп у вас получилось? - Элементы, с которыми вы сейчас работали – не простые рисунки, а символы. Как вы думаете, что эти рисунки символизируют? - Про какие элементы можете что-то сказать? (Ответы: 1 группа, 2 группа, 3 группа.) (Слайд 7) - У наших предков каждый элемент нес информацию. На языке орнамента можно рассказать, где живет человек, какие животные окружают, какие растения растут в его местности, а также узнать его чувства и интересы. Так, например, в геометрическом орнаменте ромб является символом земли, круг, разделенный на 6 частей – мужество, а восьмиконечный знак – символ огня и солнца. Снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето. В зооморфном орнаменте фигура птицы означала тепло и сулила богатый урожай. (Слайд 8) - Перед вами лежат некоторые значения символов различных орнаментов разных народов (Карточки на столах). - Внимательно посмотрите, и попробуйте, найти, что символизируют элементы, с которыми вы работали. (Ответы детей) - Наши предположения совпали с тем, что эти элементы означают? (Ответы детей) (Слайд 9) - Существует огромное разнообразие народных орнаментов. Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. Встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам сейчас непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. - Составление орнамента – это настоящее искусство, вы согласны? - Сейчас я предлагаю немного приобщиться к этому древнему искусству. Для этого мы украсим закладки, которые лежат перед вами, изобразив на них элемент орнамента. Но прежде давайте отдохнем и настроимся на работу. 5. Релаксация. 6. Практическая работа. ТБ, технологическая карта. Выполнение практической работы. - Молодцы, вы все справились с практическим заданием. А у меня получилось сердце. Что оно символизирует ? (Ответы детей) - Правильно. (Ответ учителя) - Где применяется символика? (Ответы детей) Правильно. Оно используется ……. 7. Подведение итогов урока. ( Слайд 10) - Сейчас проверим, все ли задачи, поставленные в начале урока мы выполнили: - познакомиться с основными видами орнамента, - познакомиться с символикой в орнаменте, - научиться изображать узор, символизирующий какой-либо предмет. |
Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Предлагает определить особенность украшений. Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Предлагает сформулировать тему урока, задачи и цели. 1. Предлагает выполнить задание, определить что такое орнамент. Организует обсуждение. Корректирует ответы детей. Записывает результаты работы на экране. 2. Организует обсуждение, слушает, корректирует ответы детей, дополняет. 3. Демонстрирует презентацию на тему «Виды орнамента». Раздает карточки - задания ученикам. Организует атмосферу взаимопомощи и поддержки между учащимися, консультирует, советует. Наблюдает. Организует обсуждение, слушает, корректирует ответы детей, дополняет. Наблюдает за выполнением задания. Предлагает выполнить работу. Наблюдает за ее выполнением, консультирует. Анализирует. Предлагает провести релаксацию. Повторяют ТБ Наблюдает за выполнением задания, помогает, советует. |
|
III. Рефлекторно-оценочный Рефлексия. - Молодцы все вы сегодня хорошо поработали, справились со всеми заданиями. Я очень довольна вашей работой. - А сейчас ребята, оцените свою работу сегодняшнего урока. Если вам понравился урок, было все понятно и интересно – привяжите к закладкам зеленую нить. Если у вас были сложности – привяжите к закладкам желтую нить. Если было не интересно, трудно – привяжите к закладкам красную нить. - Прошу вывесить ваши работы на полотно. (После выполнения задания учитель вывешивает работы учащихся на полотно.) Мне тоже урок очень понравился, мне легко и интересно было с вами работать, я тоже хочу прикрепить символ своего солнца к нашему полотну и пожелать вам творческих успехов. - Урок окончен. Спасибо за урок. |
Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности, ответив на вопросы. Проводит самооценку урока. |
|
Тема «Орнамент. Символы в орнаменте» - это очень большая тема, здесь можно говорить очень много. Можно изучать символику одного орнамента, символику одного народа. Данный урок построен как обзорный для расширения кругозора учащихся. Ребята работали активно: за короткое время рассмотрели теорию, закрепили знания, нанесли элементы орнамента с применением техники тампонирование. Хадижат Касумовна использовала фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Использовала информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение (при классификации), здоровьесберегающие технологии (физкультминутка). На этапе мотивации использовала психологическое упражнение «Приветствие».
Формировала навыки самостоятельной творческой работы в технике акварели, создание художественного образа орнамента, в котором требовалось зашифровать информацию о мире с помощью символов и уметь представить свою работу с пояснениями.
Дидактические задачи решались методом эмоционального погружения в ходе художественного практикума. Каждый активно защищал свое произведение искусства.
Дети научились выполнять по представлению орнамент с зашифрованной с помощью символов информацией о мире, а также используя необходимые цвета.
Дидактические задачи решались методом организации оценивания по заданным критериям индивидуально.
Благодаря четко продуманным и имеющимся перед глазами каждого ученика критериям, ученики смогли быстро выполнить самооценку и оценку работ.
Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводилось методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации.
На каждом этапе урока был подведен итог и осуществлен переход к следующему. На этапе рефлексии ученики оценили свою работу. По результатам рефлексии все поняли.
Все ученики выразили свое хорошее отношение к каждому рисунку
Урок состоял из организационного момента, вопросов и беседы по основной теме, практическая часть из игровой деятельности, где дети закрепляли понятие об орнаменте как жанре изобразительного искусства. Хадижат Касумовна дала понятие «Символы в орнаменте».
Научила видеть и знать, что каждый символ орнамента и его цвет имеют особое значение в отдельности и в сочетании с другими.
Дидактические задачи решались через задания на отыскание причины явления, анализ имеющейся информации и выбор оптимального решения, имеющего конкретное практическое значение. Урок способствовал формированию представлений детей об иллюстративной графике, истории её возникновения, что содействует развитию познавательных и художественных интересов. Деятельность учащихся включает в себя процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания и др. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводилось методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации.
Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Хадижат Касумовне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Практическая работа учащихся – протекала с большим интересом, скучающих не было, и темп урока был высокий, так как учитель следил за процессом, вовремя оказывал необходимую помощь, подбадривая возгласами восхищения. И тем самым активно включил внимание и непроизвольное внимание учеников. Все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к своей работе. дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании графических материалов; развивать умение сравнивать комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления. В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Тон учителя на весь урок был доброжелательный, спокойный. Поведение учителя способствовало межличностному общению детей. Следует отметить уважительные отношения межу преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Похвала, одобрение прослеживались в жестах и словах учителя – каждый учащийся был замечен и оценен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.