Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»

Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»

Медиа
doc
28.11.2019
6кл. «Фотосинтез».doc

 

Конспект открытого урока в 6 классе

  по теме

«Фотосинтез»

 

 

Тема: Фотосинтез

Задачи урока:

·          продолжить формирование понятия о способах пита­ния растений;

·          познакомить учащихся с воздушным питанием рас­тений;

·          раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;

·          выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;

·          сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.

 

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;

- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,

 

Учащиеся должны уметь:

-проводить наблюдения за зелеными растениями,

-осуществлять постановку биологических экспериментов,

-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,

- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.

Метапредметные:

Регулятивные

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать

 

конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные

-  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- давать определение понятиям;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Коммуникативные

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Личностные:

- формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе;

- развитие самостоятельности;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.

                                                           Ход урока

I. Организационный момент

     II. Мотивационно – целевой этап.       Звучит музыка.                                    

Актуализация знаний.  Определение темы урока.

- Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного? 

400 лет учёные изучают процессы в нём  происходящие, и до сих пор не всё ясно. Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить. Уже в 6 веке

 

 

 в  Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Люди  видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи.

 Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века…

- А вы можете сейчас ответить на этот вопрос?  Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на  эти вопросы (использование презентации)

 

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами.

Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу.

1 группа:                                                                                                                                              

Опыты ван Гельмонта 

 Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г. питательных веществ  для  ван – Гельмонта осталось загадкой.

Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

 

Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело только с участием минеральных солей почвы.

2 группа                                                                                                                                                   

Опыты Джозефа Пристли и Ингенхаузена

 

Вывод: 1)листья выделяют кислород;

             2) образуется он только на свету.

Проблемный вопрос:

- В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты

Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи.

Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил

противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты

гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему?

3 группa                                                                                                                                                         

Опыты Жана Сенебье

Вывод: 1)образование кислорода в  листьях происходят только при поступлении в них углекислого газа

           

 

 2) без  СО2  кислород не образуется            

4 группа

Опыты Юлиуса фон Сакса                                                                                         

Выводы: 1) на свету в клетках образуется крахмал;

                2) процесс идет только в зелёных частях листа, где есть хлоропласты;

                3) для образования крахмала нужен углекислый газ

 

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений                                

Итак, обобщим полученную информацию:

1)      Какова тема сегодняшнего урока? (питание растений – фотосинтез)

2)      Какой процесс позволяет растениям питаться? (фотосинтез)

3)      При каких условиях идёт фотосинтез? ( СО2, вода, солнечный свет и хлоропласты)

4)      Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза и питает всё растение? (крахмал)

5)      Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? (только имеющих хлоропласты) 

6)      Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (фильм «Солнце, жизнь и хлорофилл»)

(с 2:13 мин.)                                                                                                                                                      

Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и      

обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород

для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты»  будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.

Растения ежегодно образуют более  100 млрд. тонн органических веществ, выделяют  в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими  водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Проблемный вопрос:

7)      Где и как можно увеличить интенсивность  фотосинтеза?                                                            

- В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

8)  Для чего человек создает такие условия?

 - Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

 

Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса.

 

V.  Объяснение и понимание домашнего задания: Оценивание                                                       

Изучить параграф №16; подготовить свой рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза и ответить на ? темы в рабочей тетради. 

 

VI. Рефлексия                                                                                                       

 

- Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти

заводской дым?

- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам.

Правильно ли она поступила?  Почему? 

 

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)