Конспект открытого урока "Зимний пейзаж гуашью" в третьем классе общеразвивающей программы
Оценка 4.6

Конспект открытого урока "Зимний пейзаж гуашью" в третьем классе общеразвивающей программы

Оценка 4.6
docx
24.12.2024
Конспект открытого урока "Зимний пейзаж гуашью" в третьем классе общеразвивающей программы
Конспект откр урока Зимний пейзаж 02.12.23г..docx

                                                                           

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ДШИ № 2)

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методического совета

протокол №___от___________20___г.

Зам. директора по УМР

_______________Котенева Е.А.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

"Мир творчества"

 

 

Конспект открытого урока

предметная область

"Основы изобразительной грамоты и рисование"

 

тема: "Зимний пейзаж"

 

 

 

 Разработала: Гавриленко И.С.                                                                                                     преподаватель МБУ ДО ДШИ №2

 

 

 

 

 

 

г.о. Жигулёвск

2023г.

 

Конспект открытого урока

по теме: "Зимний пейзаж"

во втором классе по предмету

"Основы изобразительной грамоты и рисование"

 

Преподаватель: Гавриленко Ирина Сергеевна

Специальность: ДОРП «Мир творчества»

Учащиеся: 2 класс (3 года обучения)

Тема: «Зимний пейзаж»

 

    В рамках реализации общеразвивающей программы «Мир творчества» очень важным является обучение детей основам изобразительной грамоты и рисованию. Это имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

 

На уроке использовались актуальные образовательные технологии:

·         Информационно – коммуникационная технология

·         Здоровьесберегающие технологии  

·         Технология проблемного обучения

·         Игровые технологии

·          Технология интегрированного обучения

Технологии уровневой дифференциациии.

 

Цель деятельность учителя

-развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством изучения пейзажной живописи.

-сформировать представление об изучаемом предмете, познакомить с техникой, материалами и инструментами, определение общего уровня освоения изобразительного искусства у слушателей, развитие интереса к живописи и в частности художественному творчеству.

Задачи:

 

- обучающие:

 - овладение практическими навыками работы с гуашью, бумагой;

- формирование изобразительных навыков и умений( формировать навыки работы с цветом и формой)

- применение законов композиции и перспективы в создании рисунка (составлять композиции, владея двумя видами перспектив ("воздушная","линейная")

- умение создавать пейзажи, соблюдая все этапы.

 - развивающие:

- развитие мышления и творческой инициативы;

- развить творческие способности учащихся.

- воспитательные:

- ознакомление с историей возникновения жанра «пейзаж» и произведениями известных мастеров русских и зарубежных живописцев, с технологией выполнения  и подвидами пейзажей.

- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе;

- воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости

- создание в классе условий для творческой изобразительной деятельности

Тип урока

открытый, стандартный, комбинированный урок, использование здоровьесберегающих технологий на уроке

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат навыки работы красками, кистями, узнают, что такое заливка, тон, контраст, законы изобразительного искусства, законы композиции, познакомятся с видами и жанрами живописи, узнают как вести поэтапно работу, как нарисовать законченную картину.

Метапредметные: овладеют способностью ставить и выполнять перед собой творческую задачу, оценивать свои достижения, умение вступить в речевое общение, пользоваться вспомогательным материалом.

Личностные: Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в различных ситуациях, отзывчивость к красоте в природе.

Методы и формы обучения

Словесные, наглядные, практические

Оснащение урока:

Методическое обеспечение урока:

 

- столы, стулья;

- доска учебная;

- компьютер;

- телевизор

-бумага форматом А3,гуашь, кисти, тряпочка, стаканчик для воды, палитра, губка

Наглядно демонстрационный материал

- презентационные материалы по теме

- видео материал

- наглядное пособие с поэтапным выполнением пейзажа, дидактический материал

- пояснительно-иллюстративный (демонстрация готовых работ с изображением пейзажей, иллюстраций);

- репродуктивный (работа по образцам);

 

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, художник, холст, планшет, акварель, гуашь, растяжка цветовая, цветовой тон, гуашь, контраст, цвето-воздушная перспектива, горизонт.

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока:

1.  Организационный этап. Приветствие (5минут)

Отметить отсутствующих. Повторить правила техники безопасности на уроках и переменах. Проверить готовность к уроку. Мотивация на дальнейшую деятельность с применением игровых технологий, так как они занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций. Проводится игра с карточками. .

2.    Основная часть Постановка темы урока.  (10 минут)

Объяснение учебного материала. Применение мультимедийных средств, а также Интернета. Показ презентации. Беседа о жанрах живописи, подробнее о пейзаже и великих мастерах, работавших в данном жанре. Краски, применяемые в живописи. Овладеть основными приёмами работы с гуашью.

Понятие «Пейзаж», типы пейзажа.

Стихотворение рассказывает  Ученик №1:

Если видишь

на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или спешная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж!

 

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором  изображается  природа. Пейзаж бывает сельским, городским (индустриальным), морским (марина).

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

 

Просмотр репродукций с изображением пейзажа великих мастеров Шишкина,  Саврасова, Левитана, Айвазовского и т.д..на компьютере слайд-шоу.

 

Основы композиции пейзажа.

При работе над пейзажем мы сталкиваемся с проблемой неограниченного пространства. Создание иллюзии глубины пространства и бесконечно глубокой перспективы -главная художественная задача в композиции пейзажа. Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний). Предмет нашего внимания — поиск изобразительных средств организации пространства картины, построения основных планов и передачи их удаленности от зрителя. В вопросе организации пространства нам поможет перспектива. Но пространство картины не исчерпывается схемой линейной перспективы. Леонардо да Винчи разделил учение о зрительных линиях (перспективе) на три части: «Первая из них содержит только очертание тел; вторая - об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья -об утрате отчетливости тел на разных расстояниях».

Иными словами, речь идет о линейной, цвето-тональной и воздушной перспективе.

Не менее важным средством создания иллюзии глубины и усиления выразительности сюжета является масштаб, размер предметов по мере их удаленности уменьшается. Однако масштабные соотношения крупных и мелких предметов могут стать самостоятельным средством. Например, можно умышленно увеличить удаленные объекты, чтобы подчеркнуть их значимость, или, наоборот, уменьшить их. Еще одним изобразительным средством организации пространства пейзажа является подробная проработка деталей, передача фактуры и материальности цветом и тоном, усиление контрастов на ближнем плане или ослабление их на среднем и дальнем планах.

И наконец, для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент. Роль таких элементов может выполнять, например, изображение уходящей вдаль дороги, ветки дерева и тому подобное. Главное -эти элементы должны «указывать» на композиционный центр картины.

 

3.  Практическая часть. (20 мин)

 

Объяснение выполнения работы:

    Перед учащимися наглядное пособие, на котором изображен пейзаж.

 

Этапы работы над пейзажем:

Изображение пейзажа начинается с определения положения листа бумаги (горизонтальное, вертикальное). Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую отношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы.

Итак, у нас с вами задача  - нарисовать зимний пейзаж гуашью. Что же такое гуашь и какими свойствами она обладает, мы познакомились с вами на предыдущих занятиях.

Сначала я вам покажу первый этап в рисовании пейзажа, а затем вы повторите за мной, и таким образом мы последовательно выполним работу. Начинаем с изображения неба: я белой гуашью грунтую бумагу, лист расположен вертикально. Затем наношу мелкими вкраплениями жёлтый, красный и синий цвета и быстро их растираю широкой кистью в горизонтальном направлении, добиваясь эффекта растяжки.

Интересно, а какого цвета снег? Ну, конечно каждый знает , что снег белый. И рисовать его просто: взял белую краску - вот тебе и снег. Но как же быть ведь с бумага тоже белая. Давайте проведем опыт. Возьмем белую фарфоровую чашку и поставим на синюю драпировку. Что мы увидели? На чашке появилось отражение синего цвета. Ни один художник не стал бы писать чашку только белой краской, а увидел бы в ее цвете сочетания других оттенков - и синего, и красного, и фиолетового цветов. Так происходит и в природе. Художник должен быть очень наблюдательным. А вы, наблюдательны? От чего зависит изменение цвета снега? (если день пасмурный, то снег – серый, коричневый; если на дворе солнце, то снег - желтый, голубой, фиолетовый).

Приступаем к нанесению снега. И т.д...

 

4. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, воздействующие на здоровье.

Физкультминутка. (2 мин)

 Гимнастика для шеи и для глаз.

Den-zreniya-gimnastika-2.jpg3216933.jpg

Урок содержит технологию интегрированного образования, которая подразумевает  совокупность  межпредметных связей.

 

5. Самостоятельная работа. Таким образом ребята выполняют работу, учитель корректирует, подходя к каждому.

 

6. Заключительная часть (5 минут)

1. Подведение итогов. Просмотр работ и оценивание результата.

2.Рефлексия содержания учебного материала. Самостоятельная оценка своей работы. Проблемный вопрос или что удалось лучше?..

 

7.   Задание на дом: выполнить этюд " Вид из окна моей комнаты".

 

Заключение

 

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своей страны  - одна из главных и трудных задач духовно - нравственного становления личности.

 Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм и движений. Пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка. Развитие творческого воображения детей на образцах пейзажной живописи представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

 

«Кто сказал, что пишут красками?

Пользуются красками, а пишут чувствами...»

 

                              Батист Жан - Симеон  Шарден.

 

 

Литература:

 

1. Визер В.В. И42 Живописная грамота, Основы пейзажа.=Спб.: Питер,2006.-192 с.: ил.-е изд., перераб.- М.: Просвещение,1984.

-240с., ил.,8л. Ил.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник,3-е изд. М.:Агар,1998.

3 .Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство, 3 класс. М.: Просвещение, 1967.-98 с.. ил.7.

4.  Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006.

5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. - М.: Роспедагентство, 2005.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2008. .

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

 

Шишкин Иван. Утро в сосновом лесу (1889).jpgEcaMzuAXkAAAnBh.jpgпрроо.jpgЛевитан Исаак. Над вечным покоем.jpg206ebdd66039705834f45da7f8ni--kartiny-i-panno-rozh-kartina-maslom-kopiya-i-i-shishkina.jpgвываап.jpg

 

Работы учащихся:

 

       

     


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект открытого урока по теме: "

Конспект открытого урока по теме: "

Задачи: - обучающие: - овладение практическими навыками работы с гуашью, бумагой; - формирование изобразительных навыков и умений( формировать навыки работы с цветом и формой) -…

Задачи: - обучающие: - овладение практическими навыками работы с гуашью, бумагой; - формирование изобразительных навыков и умений( формировать навыки работы с цветом и формой) -…

Проводится игра с карточками.

Проводится игра с карточками.

И наконец, для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент

И наконец, для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент

Урок содержит технологию интегрированного образования , которая подразумевает совокупность межпредметных связей

Урок содержит технологию интегрированного образования , которая подразумевает совокупность межпредметных связей

ПРИЛОЖЕНИЕ: Работы учащихся:

ПРИЛОЖЕНИЕ: Работы учащихся:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2024