Конспект открытого занятия "Домашняя Масленица"
Оценка 4.8

Конспект открытого занятия "Домашняя Масленица"

Оценка 4.8
doc
13.03.2024
Конспект открытого занятия "Домашняя Масленица"
открытое занятие Масленица.doc

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детско юношеский центр «Максимум»

Города Магнитогорска

 

 

 

Конспект открытого занятия по теме:

«Изготовление куклы

«Домашняя Масленица»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

                                                                                               Педагог дополнительного образования            

I квалификационной категории  

                                                                                                                             Рябченко Светлана Анатольевна                                                                                                         

Магнитогорск

2023

 

Пояснительная записка

Занятие разработано для педагогов ДПТ, занимающихся изготовлением мягкой игрушки, для детей младшего и среднего школьного возраста, по образовательной программе    творческого объединения «Веселые лоскутки», по общей теме «Работы из ситца и холщовой ткани» для детей первого и второго года обучения.

 Проводя опрос детей во время занятий в объединении выяснилось, что многие дети не знают о старинных народных праздниках, их традиций и обычаев, которые сохранялись на протяжении многих веков. Теряются корни, связь поколений. Сделанные выводы показали, что необходимо развивать и проявлять интерес у детей к народным традициям и обычаям. Что и определило тему данного занятия: «Изготовление обрядовой куклы «Домашняя Масленица».

На занятии дети познакомятся с историей праздника «Масленица», изготовят обрядовую куклу, проанализируют полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по теме:

Тема занятия: изготовление куклы «Домашняя Масленица»

Цель занятия: Пробудить интерес к народным традициям, развить творческие способности детей через изготовление куклы- оберега «Домашняя масленица»

Задачи:

·        Познакомить с народным праздником

·        Развить познавательный интерес при работе с текстилем, творческие   способности, интерес к   обычаям и традициям

·        Воспитать: эстетический вкус, аккуратность

·        Обучить самостоятельно изготовить и оформить куклу

·        Закрепить ранее полученные навыки при работе с текстилем

·        Формировать положительную мотивацию к народным традициям

Методическое обеспечение: образовательная программа творческого объединения «Веселые лоскутки», конспект занятия, электронная презентация

Методы: объяснительно - иллюстративный, словесно-наглядный, репродуктивный, практический

Приемы: беседа, напоминание, поощрение, объяснение

Формы работы: презентация, объяснение, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа, игровая

Оборудование и материалы ткань, нитки, ножницы, синтепон,

 компьютер, кинопроектор

Раздаточный материал: технологическая карта, три цвета лент

Дидактический материал: готовый образец куклы «Домашняя масленица», большая кукла «Масленица», презентация «Масленица» (изготовление куклы - «Домашняя масленица», технологические карты.

Возраст: 8-9 лет

 

 

 

 

 

 

 

План занятия:

1.       Организационный момент -1 мин;

2.       Теоретическая часть -7 мин;

 Вводная беседа с демонстрацией готовых изделий-кукол

 Презентация

3.       Объяснение нового материала -3 мин

    - Последовательность изготовления

4. Повторение техники безопасности -1 мин;

    5. Самостоятельная работа -22мин;

    6. Закрепление нового материала-3 мин

     Масленичная викторина 

          7.  Заключительная часть- 8мин

            - Анализ занятия, рефлексия, подведение итогов

    Итого – 45мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1.Организационный момент.           

Здравствуйте! Рада вас видеть!

2. Теоретическая часть.

- Сегодня мы немного прикоснемся к истории старинного русского праздника.

Вы узнаете о народных традициях и обычаях, изготовите куклу-оберег к этому празднику, узнаете, для чего она служила.

Слайд №1

Педагог:

На протяжении многих веков народ создавал и сохранял обычаи и обряды, которые помогали дружно прожить в большой семье и отрегулировать непростые отношения между молодыми и родителями, тёщами и зятьями, невестками и золовками. Одним из таких обычаев является праздник «Масленица».

Яркая, весёлая, добрая масленица издавна считалась праздником семейным. Этот праздник даёт великолепную возможность поддерживать связи с родственниками и друзьями, сходить друг другу в гости и попросить прощения у тех, кого возможно когда-то обидели.

 Слайд №2 

Педагог:

 - Что за праздник - Масленица?

Предполагаемый ответ детей: (люди пекут блины, сжигают чучело)

Педагог:

- МАСЛЕНИЦА – Некогда языческий праздник в честь бога солнца – Ярила. Самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю, торжественное прощание с Зимой и встреча Весны. Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко. В народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица».

Слайд №3

  Педагог:

- МАСЛЕНИЦА берет начало в языческих традициях наших далеких предков – древних славян, которые в конце февраля – начале марта устраивали проводы Зимы – праздник, посвященный рождающемуся Солнцу.  Символ этого старинного праздника –блин, как знак Солнца.

Слайд №4

Педагог:

- Кто является главным героем праздника?

Предполагаемый ответ детей (Чучело Масленицы) 

Педагог:

 - Главная героиня праздника – Масленица, воплощенная в чучеле.

Изготавливали чучело в старину всем селом-как правило, из соломы (причём каждый двор должен был внести свою лепту-пучок соломы или тряпьё). Чучело наряжали в женскую одежду, повязывали платок. Всю неделю с чучелом возились: устраивали катания на санях с Масленицей, водили вокруг нее хороводы, пели частушки, посвящали ей песни.

 Слайд №5

Педагог:

- А кто из вас может сказать, как еще называют Масленицу?

Предполагаемый ответ детей (широкая масленица, сырная неделя, лакомка)

- Как известно, Масленица — это не один праздник, а целый недельный цикл.  За все время своего существования (а это срок не малый) данный праздник, кроме своего самого известного названия, получил множество иных имен, например, некоторые из них: Маслена, Масленая неделя, Блинница, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, Целовальница, Сырная неделя и многие другие.

Слайд №6

Педагог:

- Каждый день масленицы имеет свое название и обряды.

  А кто знает, какие названия у каждого дня масленицы?

Предполагаемый ответ детей (Встреча, заигрыши, лакомка, прощеное воскресение)

Слайд №7

Понедельник – Встреча

На первый день Масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы –широкой боярыни. Делали куклу «Масленицу», наряжали, усаживали в сани и везли её на гору. Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Слайд №8

Вторник – Заигрыши.

На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости-поесть блинов, пели песни, шутили, играли.

Все ходили и поздравляли друг друга с праздником. Дети катались с гор во все дни масленицы-съезжали с гор на санях, на салазках или обледенелых рогожках.

  Слайд №9

Среда-Лакомка.

На Лакомку зять приходил к теще на блины. В этот день теща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, теща приглашала и других гостей.

Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен. Так что была масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи!»

Слайд №10

Четверг - Широкий разгул.

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь.

Народ предавался всевозможным потехам Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои, на конские бега. Возведение и взятие снежного города, катание на улицах на лошадях, ряженые веселили народ, устраивали целые представления.

Медвежья потеха-дрессированные медведи смешили публику, изображая небольшие сценки.

Петрушечные комедии-традиционно веселили публику скоморохи и любимый народный герой-Петрушка. Обычно он был одет в красную рубаху, на голове колпак, плисовые штаны и щёгольские сапожки. У Петрушки был длинный нос и горб (или два горба) на спине. Нехитрая комедия могла бесконечно повторяться целый день, но всякий раз вызывала искренний восторг.

Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки или других подручных средств). Петрушка побеждал всех противников, кроме одного-смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой.

 

 Слайд №11

Пятница - Тещины вечерки

В это день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю.

Блины в этот день пекла дочь-жена зятя. Теща приходила в гости со своими родственниками и подругами, а зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее близким.

 Слайд №12

Суббота -  Золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. «Проводы Масленицы» - куклу возили по всему селу. Шла большая толпа ряженых, все пели, шутили, плясали.

Слайд №13

Воскресение - (Последний день Масленицы) — Прощёное воскресенье

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».

Но кульминацией праздника были проводы Зимы- с особыми обрядами, ведь по сути это было жертвоприношением. Люди сжигали Масленицу, уничтожая символ зимы, и ждали воскрешения её силы весной в злаках.

 

Слайд №14

Обережная кукла «Домашняя Масленица»

На Масленицу делают куклу не только из соломы и сжигают ее. Помимо такой куклы существует ещё тряпичная кукла «Домашняя масленица».

Педагог демонстрирует образец куклы

Кукла «домашняя Масленица» одна из популярнейших обережных обрядовых кукол, её ручки тянуться вверх к солнцу. Юбочка скручена специальным способом, как ба по кругу, что символизирует солнцеворот.

Такую куклу делали в канун Масленицы и хранили её круглый год в красном углу или у входа в жилище.

В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или во дворах. По традиции «Масленицей» встречали жениха и невесту. Это мощный оберег дома, семьи, тепла. «Домашняя Масленица» находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом. На следующий праздник куклу сжигали.

Педагог

Сегодня вы тоже сможете сделать себе такую же куклу к празднику Масленица.

На вашем рабочем столе находится технологическая карта, с помощью которой будете изготавливать куклу. Давайте познакомимся с технологией изготовления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Объяснение нового материала

Слайд №15

 Чтобы изготовить куклу «Домашняя Масленица» своими руками нам понадобится:

Лоскут ткани 20х20 см для головы

Два лоскута 10х20 см для рук

Два цветных лоскута для юбки

Лоскут для косынки

Немного синтепона для головы

Слайд №16

 Последовательность изготовления

 Слайд №17

Оформляем голову.

 В середину белого лоскута ткани 20х20 помещаем наполнитель.

Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перематываем ниткой.

Слайд №18

Теперь делаем руки.

Для этого берем два лоскута ткани 10х20 и делаем скрутку с уголка.

Слайд №19

Скрутку для рук привязываем в районе шеи.

Слайд №20

Привязываем обе руки.

Нитки не отрываем, либо оставляем длинные концы для закрепления юбки.

Слайд №21

Лоскуты юбки складываем по диагонали

Нижний лоскут кладем горизонтально прямым углом вниз

Верхний лоскут вертикально, прямым углом по левую руку куклы.

 

 

Слайд №22,23

Загибаем нижний лоскут к центру    

Верхний лоскут загибаем от левой руки к правой (на кукле)

Слайд №24

Надеваем косынку.       Домашняя Масленица готова!

4. Повторение техники безопасности

Перед тем, как приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами

Держать ножницы на рабочем месте в закрытом виде

Передавать кольцами вперед

Не вырывать из рук у соседа

Не рвать руками и не откусывать нитки

4.     Самостоятельная работа, работа по технологическим картам.

Педагог

Приступаем к самостоятельной работе.

(дети приступают к самостоятельной работе по технологическим картам)

Если возникнут сложности или вопросы вы можете обращаться ко мне.

Во время работы педагог проверяет правильность изготовления, поощряет детей.

По окончании предлагает все работы выложить на общем столе, для самооценки работ.

Педагог

-Ребята, я предлагаю вам сейчас выложить свои работы на общий стол, и мы посмотрим, какие куколки у вас получились.

(дети выкладывают свои работы)

- Вам нравятся ваши куколки? Какая из них самая красивая?  Какую из них нужно    немного поправить?

(дети дают оценку своим работам)

5.     Закрепление нового материала

Педагог

Давайте вспомним о празднике «Масленица» и ответим на вопросы викторины.

 

Слайд № 25    Масленичная викторина

 Слайд № 26   - От какого слова происходит название праздника Масленица?

·                От слова «масса»                  

·                От слова «масло»                                

·                От слова «Масяня» 

(масло)

   Слайд №27 - В честь какого бога празднуется Масленица?

·               Бога Перуна

·               Бога Урана

·               Бога Ярила

                              (Бога Ярила)

Слайд №28 - Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?

·               Холодец

·               Блины

·               Щи

      (Блины)

 Слайд№29 - Символом чего является блин?

·                Луны

·                Марса

·                Солнца

       (Солнца)

 Слайд №30- Кто из этих персонажей связан с масленицей?

·               Скоморох

·               Клоун

·               Леший

       (Скоморох)

Слайд №31 - В какой из дней масленичной недели принято просить друг у друга                                 прощение?

·               Среда

·               Воскресение

·               Пятница

                  (Воскресение)

Слайд №32 - Как называется пятый день Масленицы?

·               Лакомка

·               Тещины вечерки

·               Широкий пир

(Тещины вечерки)

7.Заключительная часть, анализ занятия, рефлексия.

Педагог

- Давайте сейчас представим, что вы находитесь на празднике проводов

   «Масленицы», наденем красивые платки и поведем хоровод.  Под музыку каждый из вас по очереди подойдет к «Масленице» и привяжет к ней цветную ленту,

·      красная лента - занятие понравилось,

·      зеленая лента – что-то не получилось,

·      синяя лента – занятие не понравилось

(Педагог ставит большую куклу в центре, раздает детям платки, играет музыка)

 (Дети наряжаются, встают в круг, выбирают цветную ленту нужного цвета и по очереди, в хороводе подвязывают ленту к «Масленице»).

Анализ педагога

- Давайте теперь посмотрим, какие ленты вы подвязали к нашей «Масленице».

(Педагог смотрит, какого цвета ленты подвязали дети.  Какого цвета больше, делает оценку занятия).

- Я вижу, что вам понравилось занятие, если у кого-то что-то не получилось, предлагаю подойти после занятия.

- Большое вам спасибо за работу! Вы с заданием справились хорошо! Молодцы!

 Слайд №33

Спасибо за внимание!

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное учреждение дополнительного образования

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Пояснительная записка Занятие разработано для педагогов

Пояснительная записка Занятие разработано для педагогов

Конспект открытого занятия по теме:

Конспект открытого занятия по теме:

План занятия: 1. Организационный момент -1 мин; 2

План занятия: 1. Организационный момент -1 мин; 2

Ход занятия 1.Организационный момент

Ход занятия 1.Организационный момент

Предполагаемый ответ детей (Чучело

Предполагаемый ответ детей (Чучело

На Лакомку зять приходил к теще на блины

На Лакомку зять приходил к теще на блины

Но кульминацией праздника были проводы

Но кульминацией праздника были проводы

Объяснение нового материала Слайд №15

Объяснение нового материала Слайд №15

Загибаем нижний лоскут к центру

Загибаем нижний лоскут к центру

Слайд № 26 - От какого слова происходит название праздника

Слайд № 26 - От какого слова происходит название праздника

Пятница (Воскресение)

Пятница (Воскресение)

Конспект открытого занятия "Домашняя Масленица"

Конспект открытого занятия "Домашняя Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024