Конспект открытого занятия
«Классический и современный экзерсис – как базовая основа детской хореографии»
Саратов, 2022
Возраст учащихся: 12-15 лет.
Тема занятия: «Классический и современный экзерсис – как базовая основа детской хореографии»
Тип занятия: «Освоение и закрепление знаний по классической и современной хореографии»
Цель: продемонстрировать умения и навыки, которыми овладели обучающиеся в учебном процессе, посредством технической отработки и разучивания танцевальных блоков.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умения и навыки исполнения базовых элементов классического и современного из репертуара ансамбля.
Развивающие:
- способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки и выворотности;
- способствовать развитию выносливости, координации движений, слуховой, зрительной и мышечной памяти, внимания учащихся;
- способствовать развитию эмоциональности, психологической раскрепощенности, мышления, воображения и навыков коллективной деятельности.
Воспитательные:
- способствовать у учащихся интереса к искусству классического и современного танца;
- способствовать формированию эстетического воспитания, взаимопонимания, трудолюбия, уважительного отношения к учебному процессу.
Планируемые образовательные результаты:
- имеет представление о понятии «классический экзерсис»;
- выполняет базовые основы классического танца под руководством педагога;
- знает методику исполнения классических упражнений у станка и на середине зала;
- умеет ориентироваться в музыкальном сопровождении учебного занятия;
- проявляет интерес к выполнению творческих заданий педагога.
Технологии, элементы (приемы и принципы) которые использовались:
- технология системно-деятельностного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом;
- словесные приемы (вопросы к обучающимся, указания, объяснения)
- прием доступности и индивидуальности с учетом возрастных особенностей ребенка;
- прием повышения требований с помощью постепенного увеличения объема и интенсивности.
Формы работы учащихся: групповая.
Методы: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический – показательный.
Ресурсный материал: цветные смайлики.
Оборудование: музыкальный инструмент (пианино), ноутбук, музыкальные колонки, станок.
Ход занятия
Этапы
|
Содержание |
Время |
Примечание |
Сопроводительный текст |
Организационный |
Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную деятельность |
3 мин. |
Учащиеся входят в зал под музыкальное сопровождение и становятся у станка лицом к зрителю. Педагог приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию, организует внимание детей. Учащиеся приветствуют педагога и гостей в поклоне. Обозначение темы и цели урока.
|
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости, дети, коллеги! Меня зовут Оксана Юрьевна! Сегодня мы проводим открытое занятие по хореографии на тему: «Классический и современный экзерсис – как базовая основа детской хореографии». «Классика» в переводе с греческого означает «образец», т.е. классический танец является образцовым стилем в хореографии, так как на его основах построены все танцевальные направления, поэтому классический экзерсис как базовый предмет, расширяет возможности гармоничного развития личности в детской хореографии. Включенные в программу упражнения классического танца создадут базовую основу для физического, эмоционального, художественно - эстетического развития обучающихся.
|
Подготовительный Актуализация опорных знаний |
Беседа по теме занятия. |
2 мин. |
Ответы учащихся Поклон
|
Педагог: Наше занятие проходит в балетном классе, в котором есть зеркала, станок для выполнения упражнений и разогрева. Здесь ребята занимаются классической, народной и современной хореографией. А для чего нужна классическая хореография у станка?
|
Основной. Классический экзерсис у станка (базовые упражнения). Современный партерный экзерсис на середине зала
|
1.Поклон в классической форме 2. Классический экзерсис у станка: Plie; Battements tendus; Battements Jete с picce; Battements fondu; Battements soutenu; Grand battements Jetes; Вариация прыжков: saute, pas echappe, changement de pied. 3. Упражнения на середине зала (работа по группам с учетом возрастных особенностей) |
30 мин.
|
Педагог ставит цель практической работы. Учащиеся дают краткую характеристику классическим элементам и выполняют упражнения у станка под сопровождение концертмейстера
Педагог делит детей на группы, дает задания, в процессе использует словесные приемы, указания, объяснения и педагогическую оценку.
|
Педагог: Сейчас ребята продемонстрируют Вам навыки и умения в области классической хореографии, расскажут краткую методику исполнения базовых элементов для повышения уровня теоретических знаний по классическому танцу.
Кряхова Мария: «Плие» - приседание, выполняется по 1, 2, 4 и 5 позициям. «Деми плие» – полуприседание; «Гранд плие» – большое приседание. Развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, гибкость, выворотность и силу ног. Активно участвует спина, она сохраняет прямое вертикальное положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы. В «Плие» следует усиленно открывать колени, соблюдать полную выворотность всей ноги.
Клопова Полина: «Батман тандю» - ведение, скольжение натянутой стопы по полу по всем направлениям, вырабатывает натянутость всей ноги в колене и подъеме, развивая силу и выворотность.
Паршкова Ульяна: «Батман жете»- резкий бросок ноги на 45 градусов через «батман тандю». «Пике» в переводе означает «колющий». Это быстрое и колкое многократное касание носком пола.
Булаева Анастасия: «Батман фондю» - мягкое, «тающее» движение, одновременное сгибание и разгибание в тазобедренном и коленном суставах. Упражнение укрепляет и развивает и связки бедра, колена, способствует развитию выворотности и вырабатывает плавность и эластичность движений.
Балашкина Дарья: «Батман сотеню» включает в себя элементы деми плие и релеве, развивает силу ног, выворотность, эластичность мышц и координацию.
Филатова Дарья: «Гранд батман» - бросок ноги на высоту 90 градусов и выше, выполняется по всем направлениям.
Губенко Кирилл: «Соте» - прыжок с двух ног на две ноги по 1,2 и 5 позициям.
Неверова Алина: «Шажман де пье»- прыжок из 5 позиции в 5 со сменой ног.
Олейник Татьяна: «Эшапе»- прыжки развивают выносливость, силу, укрепляют мышцы и связки нижних конечностей
Педагог: Все ребята – молодцы, справились со сложным заданием! Теперь переходим на середину зала, в партер. На своих занятиях я использую 3 основных приема: - прием постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности на развитие силы и выносливости; - прием системности – один из ведущих; - прием повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях, который развивает двигательные навыки.
|
Заключительный
|
1. Задание на импровизацию создать символ хореографии «Дерево танца» 2.Танцевальная композиция «Попурри» из репертуара ансамбля |
5 мин. |
Педагог дает задание на развитие импровизационных навыков, на раскрытие творческого потенциала и на формирование психологического раскрепощения обучающихся.
Учащиеся фантазируют и импровизируют и создают образ дерева.
Показательная танцевальная композиция из выученного репертуара под музыкальное сопровождение |
Педагог: Теперь творческое задание на финальную импровизацию. Вопрос к учащимся: «Что такое - импровизация?» (от слова – неожиданный, внезапный) – особый вид хореографического творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения.
Педагог: воспользуемся групповой, визуальной импровизацией и создадим образ, связанный с темой нашего занятия. Согласно немецкой пословице: «Один человек не составит танца, из одного цветка не сделаешь венка, из одного листа не будет дерева» Предлагаю воплотить образ «Дерево танца» - как символ силы для достижения цели, роста, вдохновения для преодоления всех трудностей и твердой верой в себя. (учащиеся воплощают образ дерева под музыкальное сопровождение)
Педагог: Посмотрите какое удивительное дерево танца у нас получилось с ветвями и сильными корнями, словно гармония грациозных тел, жестов, поз и человеческих душ! Давайте подведем итог, что с помощью классической и современной хореографии мы должны сделать свое тело таким же чутким, сильным, растущим, как это «Древо танца», чтобы оно стало единым музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями танцевального искусства!!!
Звучит музыка, учащиеся исполняют танцевальную композицию «Попурри» (из танцевальных композиций «Симфония души», «Покуражимся», «Огненный призрак», «Загляни в глаза»). Поклон
|
Рефлексия. Подведение итогов |
«Три лица» (цветные смайлики) |
5 мин. |
Рефлексия (самоанализ) Учащиеся выбирают смайлик и строятся в определенном рисунке. |
Педагог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие? «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр» (французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери) Постарайтесь самостоятельно проанализировать и оценить сейчас свое внутреннее состояние и настроение… Педагог показывает учащимся карточки (красные, зеленые, желтые) с изображением смайликов: желтый – веселый, восторженный; зеленый – спокойный, нейтральный; красный – встревоженный, грустный. Обучающимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению. Учащиеся с желтым смайликом выстраиваются в центр зала, с зеленым – с правой стороны, с красным – с левой стороны. Всем спасибо за занятие (аплодисменты друг другу). До свидания! |
Литература
1. Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., Искусство, 2010.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Л.: Искусство. 2015. -207 с.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
4. Блок Л.Д.Классический танец. – М. 2012
5. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств.
Ч.- 1, 42 Томск, 2011.
6. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., 2000.
7. Материалы обучающего семинара «Модерн, джаз-модерн, джаз». - Новосибирск, 2017.
8. Материалы обучающего семинара Т. Брызгаловой «Экспрессивная пластика» – Новосибирск, 2010.
9. Материалы обучающего семинара А.Гришаева «Обучение современному танцу детей в возрасте 10-15 лет,- Новосибирск - Новокузнецк, 2012.
10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.
11. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир искусств, № 4, 2015.
12. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. - М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.