МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект занятия
по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Наши ручки»
на тему «Полосатые шарфики для тигренка Тиши»
Составитель:
Хасанова Л. Р.,
воспитатель
с.Серафимовский, 14.12.2021г
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата проведения занятия:14. 12. 2021г.
Тема занятия: «Полосатые шарфики для тигренка Тиши»
Тип занятия: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить воспитанников с полосатыми представителями животного мира в процессе рисования красками.
Задачи:
· Коррекционно–образовательные:
- закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый);
-учить рисовать вертикальные линии безотрывным движением руки;
-учить изображать геометрический узор, путем чередования вертикальных линий разного цвета;
-продолжать формировать технические умения: правильно держать
кисточку, мыть ее, снимать лишнюю воду о край стаканчика.
· Коррекционно - развивающие:
-развитие познавательной деятельности;
-развитие логического мышления;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие мыслительных операций;
-развитие речи;
-развитие мелкой и общей моторики.
· Воспитательные:
-формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения инструкций педагога;
-формирование адекватной оценки собственной деятельности.
· Здоровьесберегающие:
-создавать благоприятный психологический климат;
-учитывать индивидуальные особенности учащегося;
-сочетать статические и динамические задания.
Оборудование
а) демонстрационный материал: презентация «Полосатый мир»;
игрушечный домик, игрушка-тигренок, мольберт, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, заготовка шарфика прикреплена к мольберту.
б) раздаточный материал: гуашь, кисточки, стаканчики с водой, заготовки шарфиков, ножницы.
в) технические средства: компьютер.
Предшествующая работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети сидят на стульчиках полукругом. На столе у воспитателя игрушечный домик
Ребята, здравствуйте! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствует их и друг друга.
Ритуал приветствия (Технология «Круг»)
Здравствуй
правая рука – протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,
Здравствуй друг – берёмся одной рукой с
соседом,
Здравствуй друг – берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем
руками.
Мы стоим, рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть – приседаем,
Можем мы большими быть – встаём,
Но один никто не будет.
Педагог протягивает правую руку следующему ребенку в круге и т. д. пока вновь не образуется круг и все вместе произносят «Добрый день!»
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на места, спина прямая, смотрим на меня, слушаем внимательно.
2.Актуализация знаний
Ребята, скажите мне, какое время года на улице? (Зима)
Правильно, зима. А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль) Молодцы! А какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей)
Назовите, пожалуйста, число и день недели? (ответы детей)
(хоровое и индивидуальное проговаривание).
3. «Открытие нового знания»
Ребята, посмотрите, какой необычный и красивый домик. А в нем кто-то спрятался. Отгадайте кто это?
Такой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это… (Тигр)
Правильно, это тигр. (Воспитатель достает из домика игрушку-тигренка)
Ребята, а как называется маленький тигр? (ответы детей)
Верно, тигренок. А это тигренок Тиша. (Тигренок знакомится с детьми)
Посмотрите, какой он? (полосатый)
Какого цвета у тигренка Тиши полоски? (оранжевые, коричневые, желтые)
Правильно оранжевые, коричневые и желтые.
Ребята, если у Тиши есть и оранжевые и коричневые и желтые полоски, значит от какой? (разноцветный)
Ребята, тигренок Тиша очень хочет найти себе друзей, но не знает с кем ему подружиться? Поможем ему? (да!) (Технология проблемного обучения)
Ребята, посмотрите, кто еще бывает полосатым.
Изучение нового материала
На экран выводится презентация для детей «Полосатый мир» (ИКТ)
1 слайд Полосатая пчела, всем нам меду принесла.
2 слайд Полосатенький тигренок только вылез из пеленок.
3 слайд Полосатый бурундук очень любит, есть фундук.
4 слайд Зебра тоже полосата, лихо скачет до заката.
5 слайд Ну, а рыбка вся в полоску и похожа на березку.
Ребятки, расскажите тигренку Тише, какие животные бывают полосатыми?
(ответы детей) Вот видишь, Тиша, ты не один! Вон сколько полосатых животных.
Ребята, а наш тигренок живет в жарких странах и не знает, что нужно одевать в зимнее время. Давайте ему расскажем и поиграем в игру «Зимняя одежда».
Д/игра «Зимняя одежда» (Игровая технология)
На картинках нарисована одежда, вам необходимо выбрать зимнюю одежду.
Молодцы! Все справились с заданием, и теперь тигренок Тиша знает, что необходимо одевать в зимний период.
4.Постановка коррекционно-образовательной задачи
Ребята, давайте нашему гостю в преддверии Нового года сделаем подарок.
Мы ему подарим…… (воспитатель показывает картинку шарфа, и дети называют тему занятия).
И тема нашего занятия? Дети: Полосатые шарфики для тигренка Тиши.
Воспитатель: Правильно!
5. Первичное закрепление. Рассматривание эталона (Технология сотрудничества – взрослый – ребенок)
Посмотрите, шарфики я уже приготовила. Какого они цвета? (белого)
Чтобы шарфики стали полосатые, что надо нарисовать? (полоски)
Посмотрите, как мы будем это делать, но для начала вспомним правила безопасности при работе с красками и кистью.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ
1. Работу выполнять за столом.
2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
3. Планировать свою работу.
4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
6. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
7. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
8. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
9. Тщательно вымыть руки с мылом.
10. Не использовать для воды стеклянную посуду.
11. Используй кисть по назначению:
Воспитатель ставит перед детьми мольберт с заготовкой шарфика
Показ и объяснение приемов работы (технология сотрудничества – взрослый – ребенок)
Я покажу, как надо рисовать. Надо взять любую краску, кто какую хочет. Я возьму красную. Сначала я поставлю кисточку на верхний край шарфика и проведу ровную линию (полоску) до нижнего края.
Затем я провожу еще одну такую линию. Между линиями есть расстояние, они не сливаются, затем провожу еще одну, и так до конца шарфика.
Затем я хорошо помою кисточку. И возьму другую краску. Мне нравится желтая. Я приставлю кисточку на верхний край шарфика между двумя красными полосками и проведу ровную линию.
Потом опять поставлю кисточку между следующими красными полосками и проведу еще одну линию… Так до конца шарфика.
Теперь, ребята, вы будете рисовать полосатые коврики. Каждый будет рисовать по-своему, по-разному.
Сейчас мы сделаем пальчиковую гимнастику и приготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика «На елке»
(Здоровьесберегающие технологии)
Мы на
елке веселились, ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились, ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз нам подарки преподнес.
«шагают»
по столу средним и указательным пальцами обеих рук
Дал большущие пакеты, «рисуют» руками большой круг
В них же – вкусные предметы: ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих, загибают пальчики, начиная с больших
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Самостоятельная деятельность детей. По необходимости оказывается индивидуальная помощь: с чего начать, какой цвет выбрать (черный лучше не брать), как правильно держать кисточку, как мыть, убирать лишнюю воду о край стаканчика, как правильно набирать краску. Контроль за осанкой детей. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка
(Коррекционные образовательные технологии: технология музыкального воздействия)
После выполнения задания Кирилл и Егор разрезают края шарфиков, делая бахрому (Технология дифференцированного обучения и воспитания)
Сегодня мы хорошо поработали и давайте посмотрим, что у нас получилось, и устроим выставку наших работ.
Рассматриваем все работы. Хвалим индивидуально каждого ребенка.
Вы сегодня большие молодцы! Как красиво нарисовали. Тиша, тебе нравится? Говорит, что нравится.
Вот такой шарфик у Егора. Молодец, Егор, старался. Егор, а тебе нравится, как ты раскрасил шарфик? (самооценка)
Кирилл, тебе нравится, как Егор нарисовал? (взаимооценка) Какой красивый шарф.
А вот так получилось у ……. …….., а тебе нравится, как разрисовал ……? и т.д.
Формирование самооценки и взаимооценки воспитанников
Молодцы! А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Тигрята»
(Здоровьесберегающие технологии)
Прибежали все тигрятки и все
начали зарядку.
Вот раздался страшный рык – на лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны, начинаем мы наклоны.
Появился царь зверей, приседаем поскорей.
А теперь все дружно, вместе, начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой, начинаем мах ногой.
Вот пришёл конец зарядке, разбежались все тигрятки.
Тигренок Тиша, очень рад вашим подаркам и ему очень хочется подарить их своим друзьям. Попрощаемся с Тишей.
Тигренок Тиша прощается с детьми и уходит
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
А теперь давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?
(рисовали шарфики)
Какие шарфики мы рисовали?(полосатые)
Какие цвета вы взяли для своего шарфика?
(называют цвета своего шарфика)
Каких полосатых животных вы видели в презентации?
(называют животных)
Молодцы, ребята, у всех получились очень красивые, яркие, разноцветные шарфики.
8.Рефлексия деятельности
(технология личностно-ориентированного обучения)
Скажите, а вам понравилось занятие?
Что вам понравилось на занятии? А что вам не понравилось? (ответы детей)
А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие при помощи смайликов.
Если занятие понравилось – покажите веселый смайлик, если нет – тогда грустный.
Молодцы! Попрощаемся с нашими гостями. (до свидания)
Всем спасибо!
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Данное занятие по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Наши ручки» является № 30 в системе занятий по разделу художественной направленности.
Тема занятия: «Полосатые шарфики для тигренка Тиши»
Цель: познакомить воспитанников с полосатыми представителями животного мира в процессе рисования красками.
Задачи:
· Коррекционно–образовательные:
-закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый);
-учить рисовать вертикальные линии безотрывным движением руки;
-учить изображать геометрический узор, путем чередования вертикальных линий разного цвета;
-продолжать формировать технические умения: правильно держать
кисточку, мыть ее, снимать лишнюю воду о край стаканчика.
· Коррекционно - развивающие:
-развитие познавательной деятельности;
-развитие логического мышления;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие мыслительных операций;
-развитие речи;
-развитие мелкой и общей моторики.
· Воспитательные:
-формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения инструкций педагога;
-формирование адекватной оценки собственной деятельности.
В результате проведенного занятия я предполагала получить следующие результаты: дети систематизируют знания о приметах и явлениях зимнего периода; узнают о полосатых представителях животного мира, научатся узнавать и называть их; научаться украшать шаблоны шарфиков с помощью краски и кисточки.
Это занятие художественной направленности. Оно включало в себя 8 этапов: организационный момент; актуализация знаний; «открытие нового знания»; постановка коррекционно-образовательной задачи; первичное закрепление; рассматривание эталона; самостоятельная работа с проверкой по эталону; самоанализ и самоконтроль; включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия деятельности.
В ходе занятия дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов.
При проведении занятия я использовала современные образовательные технологии, опираясь на требования ФГОС О УО(ИН). Коррекционные образовательные технологии: музыкального воздействия; проблемного обучения; дифференцированного обучения и воспитания; личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающие; технология сотрудничества – взрослый – ребенок; игровые технологии; технология «Круг».
Чтобы добиться цели занятия, я подобрала содержание занятия: примеры, вопросы, задания, соответствующие особенностям детей. Материал оказался интересным для детей.
В ходе занятия была организована групповая, индивидуальная работа детей. Наиболее эффективной оказалась групповая работа. Ребята смотрели друг на друга, учились, старались сделать лучше. Индивидуальная работа позволила помочь слабым детям, подтолкнуть их к правильному действию.
Соотношение деятельности педагог – воспитанник соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На занятии мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации.
Темп занятия динамичный; исходя из возможностей группы. Распределение времени было рациональное.
Было легко вести занятие. Воспитанники включались в работу активно. Порадовали все ребята. Мальчики принимали активное участие во всех видах деятельности на протяжении всего занятия.
Результаты занятия совпадают с целью занятия. Я полагаю, что все запомнили полосатых представителей животного мира, научились украшать шаблоны шарфиков, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.