Конспект открытого занятия Тема: «РАДУГА НА СЛУЖБЕ ОБЩЕНИЯ. ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ»
Оценка 4.7

Конспект открытого занятия Тема: «РАДУГА НА СЛУЖБЕ ОБЩЕНИЯ. ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
28.12.2023
Конспект открытого занятия Тема: «РАДУГА НА СЛУЖБЕ ОБЩЕНИЯ. ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ»
Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о влиянии психологии цвета на общение. Задачи: - способствовать формированию любознательности, в процессе изучения динамических черт личности через цветопсихологию; - познакомить и разобрать понятия «цветопсихология», «хронотипы», «влияние цвета на человека»; - повысить уровень коммуникативной компетенции с помощью практических упражнений. Возраст: 14-15 лет
Радуга на службе общения.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского технического творчества»

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

Тема: «РАДУГА НА СЛУЖБЕ ОБЩЕНИЯ. ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ».

 

 

 

Кружковое объединение: Клуб «Общение»

Возраст: 14-15 лет

 

 

 

 

 

Составила: педагог дополнительного

образования – Марина Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Гай, 2023г.

 

 

 

Кружковое объединение: Клуб «Общение»

Педагог: Марина Ю.А.

Конспект открытого занятия

Тема: «РАДУГА НА СЛУЖБЕ ОБЩЕНИЯ. ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ».

Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о влиянии психологии цвета на общение.

Задачи:

- способствовать формированию любознательности, в процессе изучения  динамических черт личности через цветопсихологию;

- познакомить и разобрать понятия «цветопсихология», «хронотипы», «влияние цвета на человека»;

- повысить уровень коммуникативной компетенции с помощью практических упражнений.

Возраст: 14-15 лет

Методы: беседа, моделирование проблемных вопросов, практические тренинговые упражнения, групповые задания.

Время проведения: 1 час 40 мин (включая 10-минутный перерыв и физ.минутки)

Оборудование: листы А4 на каждого участника, цветные карточки, цветные карандаши, белое полотно с размеченными тесьмой дугами

 

I. Организационный этап. (5 минут)

    1.Приветствие.

    2.Определение эмоционального состояния (на что похоже в данный момент, какого цвета) и мотивационный настрой на деятельность.

II. Подготовительный этап. (5 минут)

    1. Посмотрите, пожалуйста, на наш сегодняшний эпиграф «Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее» Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Сегодня мы с вами разберем тему: «Радуга на службе общения. Цветопсихология».          2. Цель сегодня нашей встречи:  узнать и разобрать такое понятие как «цветопсихология» и её влияние на человека и его общение.

Перед вами на столах расположены цветные карточки. Выберете тот цвет, который вам «по душе». Вы выбрали все разные цвета. Как вы думаете, почему никому не захотелось выбрать один цвет? (предположения детей) Всё потому, что мы все разные. Мы, как это принято сейчас говорить, личности.

 

Каким же образом на базе физиологического типа нервной системы под влиянием цветовых воздействий формировались хромотипы личности? Каждый человек постоянно подает множество различных бессознательных сигналов другим людям — одеждой, мимикой, походкой, интонацией голоса и другими способами. Эти сигналы обозначают те черты характера, которыми, по его мнению, он обладает или хотел бы обладать. Задача таких сигналов — сообщить контактирующему: «Я такой, каким ты меня видишь». Поскольку и посылаются, и воспринимаются такие сигналы-знаки в основном бессознательно, то принимающий человек верит им абсолютно (о чем потом иногда искренне жалеет).

Всю нашу жизнь мы тренируемся в подобной сигнализации — ив подаче, и в расшифровке. Тот, кто умеет распознавать ее осознанно, понимает в людях гораздо больше других. Люди, воспринимающие знаки от окружающих на уровне сознания, обычно добиваются в межличностных отношениях больших успехов, ибо они могут не только правильно расшифровывать чужие невербальные сигналы, но и целенаправленно посылать свои, формируя у других нужное мнение о себе.

 

III. Основной этап.

1.Теоретическая часть. (10 минут)

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть небо синим, траву — зеленой, а кровь — красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить без определенных интеллектуальных усилий. Наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой окружающей среды — цветом ландшафта, интерьера помещений, одежды.

Но как же цвет влияет на нашу жизнь? Почему мы так по-разному воспринимаем цвета, любим одни и терпеть не можем другие? Отчего мы так чувствительны к окружающей нас цветовой среде? Кто-то из нас предпочитает часами бродить по зеленому лесу и говорит, что это его успокаивает и помогает расслабиться. Другого в лес и калачом не заманишь, он любит отдыхать, глядя на бескрайнюю морскую синеву. А третьему для тех же целей нужно уходить высоко в горы, ибо его влечет к себе белизна и отрешенность горных вершин.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

·вызывают психологическую реакцию:

·подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

·имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

·прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

·«взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя в интерьере, все это может многое рассказать о нас.

Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети, молодежь, а также открытые прямые натуры.

Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.

Физ.минутка (5 минут)

2. Практическая часть. (20 минут)

Упражнение «Зажги радугу»

На полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги, например, крышками. В этой игре подростки учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Учитывая психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества, «холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» подросткам активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые».

Упражнение «Ощущение цвета» 

Подростки расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.

•    Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)

Представить перед мысленным взором «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

•    Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.

Перерыв. (10 минут)

3. Теоретическая часть. (10 минут)

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности».

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

·         красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

·         оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

·         желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;

·         теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

·         светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

·         золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

·         зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим;

·         голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

·         синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

·         фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;

·         белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;

·         бежевый: олицетворяет «седину»;

·         бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;

·         багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;

·         коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

·         черный: символизирует изящество;

·         светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;

·         розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

·         светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

 

В Российском институте цвета ученым Н.Серовым была разработана специальная таблица психологического воздействия цвета:

 

Цвет

Воздействие цвета

Цвет

Воздействие цвета

Кармин

Повелевающий, требующий

Сине-зеленый

Подчеркивает движение, изменчивость

Киноварь

Подавляющий

Серовато-голубой

Сдержанный

Охра

Смягчает рост раздражения

Светло-синий

Уводит в пространство, направляющий

Коричневые тона

Действуют вяло, инертно

Синий

Подчеркивает дистанцию

Темно-коричневый

Смягчающий возбудимость

Фиолетовый

Углубленный, тяжелый

Оранжевый

Теплый, уютный

Лиловый

Замкнутый, изолированный

Желтый

Контактирующий, лучезарный

Пурпурный

Изысканный, претенциозный

Желто-зеленый

Обновляющий, раскрепощающий

Белый

Гасит раздражение

Пастельно-зеленый

Ласковый, мягкий

Серый

Не вызывает раздражение

Оливковый

Успокаивающий, смягчающий

Черный

Не способствует раздражению

Чисто-зеленый

Требовательный, освежающий

 

 

 

Физ.минутка (5 минут)

4. Практическая часть. (20 минут)

 

Тест дом "цветного" человека

Психологи выделяют четыре основных типа цветового поведения людей - синий, красный, жёлтый и зелёный.

Определить, к какому типу вы относитесь, предлагаю следующий тест.  Оцените по  5-балльной шкале выраженность у себя каждого из перечисленных качеств:

I

II

III

IV

верность

вспыльчивость

общительность

спокойствие

скромность

сексуальность

легкомыслие

самолюбие

уступчивость

резкость

разговорчивость

старательность

впечатлительность

оптимизм

контактность

тщеславие

пессимизм

агрессивность

подвижность

хозяйственность

осторожность

возбудимость

беззаботность

целеустремлённость

замкнутость

эмоциональность

открытость

уравновешенность

религиозность

активность

инициативность

надёжность

Просуммируйте баллы в каждом столбце, и вы получите свой условный цвет: I - синий, II- красный, III- жёлтый, IV- зелёный. Если разница между самой большой и самой маленькой суммой не превышает у вас 5 баллов, то вы - гармоничный человек.

"Синий человек" стремится найти понимание и обрести покой и гармонию. Он испытывает страх одиночества, скуки и отчуждения. Эти люди чувствительны и ранимы, верны и миролюбивы, склонны к меланхолии. Они никогда не грубят, не выносят брани, склонны к меланхолии. Дом "синего человека"- это скорее небольшой  и сентиментальный дом, в котором господствует ощущение тепла и покоя. Цвета в основном тёплые: бежевый, пастельно- оранжевый, охристо- золотистый, преобладает боковое освещение.

"Красный человек" любит острые ощущения и постоянно нуждается в возбуждении. Это самые неконтролируемые, вспыльчивые и одновременно самые активные из четырёх типов. На одном полюсе - "живчики- оптимисты", на другом - "бешенные" холерики. Дом "красного человека" возбуждающе интересен и имеет явный эротический подтекст. Модерн - вот доминанта "красного"интерьера. Металл, кожа и стекло, прямолинейные и светлые помещения, динамика и бескомпромисстность, доходящая порой до жёсткости.

"Жёлтый человек" стремится к свободе и независимости, обращён в будущее, интересуется всем новым и всё время жаждет перемен. Такой человек обычно имеет спокойный, открытый взгляд, лёгкую походку и пластичные движения. Дом "жёлтого человека" просторный, светлый и современный. Главное в нём -  окна, от стены до стены, даже без переплётов. Стеклянные дверцы шкафов, прозрачные двери и вообще минимум стен.

"Зелёный человек" уверен в собственной значимости, самое главное для него стабильность и престиж. Он предпочитает владеть ситуацией, а не подчиняться ей. Это активные, энергичные, предприимчивые и расчётливые люди, стремящиеся к власти. "Родовое гнездо"- так можно назвать дом "зелёного человека". Этот дом должен быть опорой для уравновешивания эмоционального состояния. Поэтому такие люди предпочитают правильные прямоугольные объёмы, высокие потолки с высокими узкими окнами. Общее впечатление- престиж, основательный, консервативный дом. Цвета- любые, но не пастельные, а обязательно насыщенные.

 

Упражнение «О чем говорит мне моя ладошка»

1.Возьмите листы бумаги, положите на них свою ладошку и обведите.

2. Раскрасьте внутри разноцветными карандашами.

3. Проведите диагностическую трактовку выбранной вами цветовой гамме. Помогите друг другу, обменяйтесь мнениями.

4. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: какие выводы можно сделать поэтому упражнению, что-то новое узнали о себе? (ответы детей)

 

5. Вывод по теме. (3 минуты)

Казалось бы, такое обыденное явление как цвет, с которым мы сталкиваемся в жизни ежедневно, но какое огромное влияние оно оказывает на нас, какое сильное воздействие имеет. Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и мысли успокаивающие или волнующие, печалящие или радующие. В современном мире необходимо знать и использовать терапевтическое воздействие цвета на здоровье человека. Сегодня ученые полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Многочисленные научные работы, связанные с изучением цветотерапии и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Использование цветопсихологии позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние, сформировать положительную мотивацию к различным видам деятельности, преодолеть барьеры в общении, развить творческую инициативу, расширить кругозор, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, оставить в памяти радостные приятные воспоминания, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние человека.

 

IV. Рефлексивный этап. Самооценка деятельности. (5 минуты)

Перед вами вновь на столах расположены цвета. Выберете опять тот, который вам «по душе». Изменился ли цвет, выбранный вами в начале нашей встречи и в конце? Что этому способствовало? (ответы детей)

Вопросы:

1. Какие чувства у вас вызвали ваши новые знания?

2. Как вам понравилось выполнять упражнения по цветопсихологии?

3. Какой вы будете использовать цвет, чтобы поднять настроение себе или другу (подруге)? (ответы детей)

 

V. Итоговый этап. (2 минуты)

Мы уже узнали о существовании связи между цветом и психологическими характеристиками человека, на следующей нашей встрече поговорим и разберем:

1. Как ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды, о светоцветовом оформлении комнаты. О воздействии цвета на человека при расположении этого цвета: вверху, внизу, на боковых поверхностях.

2. Узнаем новое понятие «Хромотерапия».

3. Какие комбинации цветов вам следует учи­тывать при подборе гардероба, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Как влияет цвет на потребительский выбор.

 

Спасибо всем за работу. До свидания!

 

Литература:

1.    Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. - Учебное пособие. Минск: Высшее проф.образование, 2012.

2.    Андрэ Н., Некрасова С. Практическая психология цвета. - Питер, 2011.

3.    Антоненко Е. Язык цвета. Просто о сложном. – Folio, 2008.

4.    Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех.  - СПб: Б&К, 2003.

5.    Брем Х. Магията на цветовете. Цветознание и цветопсихология. - СОФТПРЕС, 2010.

6.    Ронн-Стюарт Ж. Какой цвет вам соответствует? / Журнал «Psychologies», Ноябрь 2008.

7.    Сельчёнок К.В. Новейшая цветопсихология. Библиотека практической психологии. - Питер, 2012.

8.    Столяренко Л. Д. Основы психологии. 5-е изд. Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

9.    Шелудько З. И. Значение цвета в нашей жизни (психологические аспекты). - СПб: Б&К, 2009.

10.  Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - СПб: Б&К, 2015.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»

Кружковое объединение: Клуб «Общение»

Кружковое объединение: Клуб «Общение»

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет

Замкнутым, малоподвижным – «теплые»

Замкнутым, малоподвижным – «теплые»

Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует»

Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует»

I II III IV верность вспыльчивость общительность спокойствие скромность сексуальность легкомыслие самолюбие уступчивость резкость разговорчивость старательность впечатлительность оптимизм контактность тщеславие пессимизм агрессивность подвижность хозяйственность осторожность…

I II III IV верность вспыльчивость общительность спокойствие скромность сексуальность легкомыслие самолюбие уступчивость резкость разговорчивость старательность впечатлительность оптимизм контактность тщеславие пессимизм агрессивность подвижность хозяйственность осторожность…

Сегодня ученые полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления

Сегодня ученые полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023