Конспект по литературному чтению

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект по литературному чтению 2 класс
Иконка файла материала Каким бывает снег.docx

«ОГБПОУ Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

 

 

 

 

 

 

Конспект по литературному чтению

На тему: «Каким бывает снег» С.Иванов

Класс 2 «А»

УМК «Начальная школа XXI века»

 

 

Выполняла:

Студентка: 3В-9 группы

Специальность:44.02.02.

«Преподавание  в начальных классах»

Гусева Нина Павловна

Методист: Панова Наталья Юрьевна

 

Подписи учителя________________

Подпись методиста______________

 

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема «Каким бывает снег» С.Иванов.

Цель: создать условия для знакомства с новым произведением, « Каким бывает снег» и автором С.А. Ивановым.  

Задачи: 

Образовательная:

учить находить и объяснять сравнения, как в стихотворном, так   и в прозаическом тексте.

Воспитательная:

воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст;

воспитывать внимательное отношение к литературному слову; 

Развивающая:

расширять лексический запас школьников;

поддерживать интерес к чтению, как процессу, так и учебному предмету.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД

Учить строить логические рассуждения.

Личностные УУД

формировать эмпатию, как понимание чувства других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотруднечестве. 

Коммуникативные УУД

Учить формировать собственно мнение и позицию

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

 

 

Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте,  присаживайтесь. Меня зовут Нина Павловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

У вас на партах лежат смайлики,  поднимите вверх и покажите мне смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.

Спасибо! Положите смайлики на край парты.

Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что на протяжении  всего урока у вас будет сохраняться хорошее настроение.

II. Проверка домашнего задания.

Дети рассказывают стихотворение Зои Александровой «Зима» наизусть.

Спрашивать первый ряд.

 III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

 Какое настроение создаёт у вас это стихотворение? Почему радостное?

О каком времени года идёт речь в стихотворении? Докажите.

Какой, бывает снег, вспомните из своего опыта?

(белый, холодный, колючий, липкий, глубокий, грязный, блестящий, хлопьями, крупой)

 III. Выявление причины и места затруднения.

На такой же вопрос ответил детский писатель Сергей Анатольевич Иванов. (На слайде – портрет писателя)

С. А. Иванов родился 17 июля 1941 года в Москве.

Сергей Анатольевич написал более 50 книг и вам может быть известен как автор сценариев мультфильмов «Бюро находок», «Падал прошлогодний снег» и «Незнайка на Луне», кроме того за повесть «Зимняя девочка» ему была вручена  премия.

Давайте откроем учебник на странице 129, найдите  его рассказ. 

Как вы думаете, какая тема нашего урока (  Каким бывает снег)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы думаете, какая цель урока?

Цель: познакомится с произведением С. Иванова.

V. Реализация  построенного проекта.

Какой жанр произведения? (рассказ)

Какая тема, этого рассказа? (о природе)

1 часть

1.Читают первую часть дети по цепочке, по предложению.

2.Словарная работа.

Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности, проведённые каким – либо предметом.

Притаился – спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет.

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерном ржи или пшеницы.

3.О каком, времени года идет речь? (ранняя осень) Почему? Прочитайте.

О каком снеге вы прочитали? (Октябрьском снеге)

4. Выборочное чтение.

Какой первый снег? Найдите в тексте. ( робок и тих )

Как вы понимаете, слово робок? (Робок- несмелый, боязливый, опасливый.)

Небо какое? (серое)

Давайте прочитаем последнее предложение. Как вы понимаете выражение - солнце жизни? (

Давайте, озаглавим первую часть. ( Октябрьский снег)

Открываем тетради и спишите с доски.

( С. Иванов « Каким бывает снег»)

План

1)    Октябрьский снег.

 2 часть

Чтение по абзацам.

- Давайте вновь узнаем секреты слов.

Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое.

Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм)

Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.

Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно

- О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)

- Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)

- Что говорится о солнце? (Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет)

- Какое небо в январе? (Синее и бездонное)

- Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте)

Озаглавим вторую часть текста. (Январский снег)

Запишем в план.

Физкультминутка.

Раз- подняться, потянуться

Два- нагнуться, разогнуться

Три-в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

3 часть

- Продолжим раскрывать описание снега в рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И перейдём к третьей части.

- Познакомимся с некоторыми словами.

Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.

Нахлобучив – надвинув низко на лоб.

Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения

Чтение про себя.

- Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский)

- Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)

- Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)

Какими человеческими  качествами автор наделяет февральский  снег?( злится, лупит)

Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)

Запишем в план.

4 часть

Итак, мы подошли к последней четвёртой части и снова обратимся к словарику.

Проталины-место где стаял снег и открыта земля.

Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.

Чтение по цепочке, по предложению.

 О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)

- Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)

- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)

- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)

Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег)

- Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)

Запишем в план.

VI. Закрепление и проговаривание во внешней речи.

Каким же показал нам снег Сергей Иванов? ( Январским, февральским, октябрьским, апрельский.)

Можно ли сказать, что он к снегу относится как к человеку?

С чем автор сравнивает январское солнце? Найдите в тексте ответ. ( Солнце светит вверху, словно лапочка в холодильнике: светит, а не греет.)

Выполнили ли мы нашу цель? (Познакомились с произведением С. Иванова)

А какой снег вам больше всего понравился?

VII. Рефлексия деятельности и домашнее задание.

Что нового узнали на уроке?

Кому было трудно на уроке?
Кому интересно?

Кому урок понравился, покажите веселый смайлик.

Д/З- Подготовить краткий пересказ по плану.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!

Урок окончен.