«ОГБПОУ Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Конспект по литературному чтению
На тему: «Каким бывает снег» С.Иванов
Класс 2 «А»
УМК «Начальная школа XXI века»
Выполняла:
Студентка: 3В-9 группы
Специальность:44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
Гусева Нина Павловна
Методист: Панова Наталья Юрьевна
Подписи учителя________________
Подпись методиста______________
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема «Каким бывает снег» С.Иванов.
Цель: создать условия для знакомства с новым произведением, « Каким бывает снег» и автором С.А. Ивановым.
Задачи:
Образовательная:
учить находить и объяснять сравнения, как в стихотворном, так и в прозаическом тексте.
Воспитательная:
воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст;
воспитывать внимательное отношение к литературному слову;
Развивающая:
расширять лексический запас школьников;
поддерживать интерес к чтению, как процессу, так и учебному предмету.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Учить строить логические рассуждения.
Личностные УУД
формировать эмпатию, как понимание чувства других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотруднечестве.
Коммуникативные УУД
Учить формировать собственно мнение и позицию
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Нина Павловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
У вас на партах лежат смайлики, поднимите вверх и покажите мне смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.
Спасибо! Положите смайлики на край парты.
Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что на протяжении всего урока у вас будет сохраняться хорошее настроение.
II. Проверка домашнего задания.
Дети рассказывают стихотворение Зои Александровой «Зима» наизусть.
Спрашивать первый ряд.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Какое настроение создаёт у вас это стихотворение? Почему радостное?
О каком времени года идёт речь в стихотворении? Докажите.
Какой, бывает снег, вспомните из своего опыта?
(белый, холодный, колючий, липкий, глубокий, грязный, блестящий, хлопьями, крупой)
III. Выявление причины и места затруднения.
На такой же вопрос ответил детский писатель Сергей Анатольевич Иванов. (На слайде – портрет писателя)
С. А. Иванов родился 17 июля 1941 года в Москве.
Сергей Анатольевич написал более 50 книг и вам может быть известен как автор сценариев мультфильмов «Бюро находок», «Падал прошлогодний снег» и «Незнайка на Луне», кроме того за повесть «Зимняя девочка» ему была вручена премия.
Давайте откроем учебник на странице 129, найдите его рассказ.
Как вы думаете, какая тема нашего урока ( Каким бывает снег)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Как вы думаете, какая цель урока?
Цель: познакомится с произведением С. Иванова.
V. Реализация построенного проекта.
Какой жанр произведения? (рассказ)
Какая тема, этого рассказа? (о природе)
1 часть
1.Читают первую часть дети по цепочке, по предложению.
2.Словарная работа.
Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности, проведённые каким – либо предметом. Притаился – спрятался и притих. Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет. Озимое поле – поле, засеянное осенью зерном ржи или пшеницы. |
3.О каком, времени года идет речь? (ранняя осень) Почему? Прочитайте.
О каком снеге вы прочитали? (Октябрьском снеге)
4. Выборочное чтение.
Какой первый снег? Найдите в тексте. ( робок и тих )
Как вы понимаете, слово робок? (Робок- несмелый, боязливый, опасливый.)
Небо какое? (серое)
Давайте прочитаем последнее предложение. Как вы понимаете выражение - солнце жизни? (
Давайте, озаглавим первую часть. ( Октябрьский снег)
Открываем тетради и спишите с доски.
( С. Иванов « Каким бывает снег»)
План
1) Октябрьский снег.
2 часть
Чтение по абзацам.
- Давайте вновь узнаем секреты слов.
Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое. Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм) Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся. Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно |
- О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)
- Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)
- Что говорится о солнце? (Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет)
- Какое небо в январе? (Синее и бездонное)
- Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте)
Озаглавим вторую часть текста. (Январский снег)
Запишем в план.
Физкультминутка.
Раз- подняться, потянуться
Два- нагнуться, разогнуться
Три-в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на место тихо сесть.
3 часть
- Продолжим раскрывать описание снега в рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И перейдём к третьей части.
- Познакомимся с некоторыми словами.
Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо. Нахлобучив – надвинув низко на лоб. Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения |
Чтение про себя.
- Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский)
- Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)
- Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)
Какими человеческими качествами автор наделяет февральский снег?( злится, лупит)
Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)
Запишем в план.
4 часть
Итак, мы подошли к последней четвёртой части и снова обратимся к словарику.
Проталины-место где стаял снег и открыта земля. Оспинки – неровности в виде маленьких углублений. |
Чтение по цепочке, по предложению.
О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)
- Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)
- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег)
- Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)
Запишем в план.
VI. Закрепление и проговаривание во внешней речи.
Каким же показал нам снег Сергей Иванов? ( Январским, февральским, октябрьским, апрельский.)
Можно ли сказать, что он к снегу относится как к человеку?
С чем автор сравнивает январское солнце? Найдите в тексте ответ. ( Солнце светит вверху, словно лапочка в холодильнике: светит, а не греет.)
Выполнили ли мы нашу цель? (Познакомились с произведением С. Иванова)
А какой снег вам больше всего понравился?
VII. Рефлексия деятельности и домашнее задание.
Что нового узнали на уроке?
Кому было трудно на уроке?
Кому интересно?
Кому урок понравился, покажите веселый смайлик.
Д/З- Подготовить краткий пересказ по плану.
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!
Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.