Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Фиолетова Н.Е.
учитель начальных классов,
Лихачева В.Е.
учитель начальных классов,
Ильенкова Е.А.
учитель начальных классов,
г. Апатиты Мурманской области
Естественно-научное направление
(окружающий мир)
Урок для 4 класса
общеобразовательной школы
к учебнику «Окружающий мир»
авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: закрепление пройденного материала с элементами технологии перевернутого урока и интерактивной лекции.
Тема |
Невская битва |
Цели урока |
· обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы; · развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности; · развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные:
Метапредметные: -Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах. - Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками. - Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую. |
Оборудование |
Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 4 класс – часть первая. Авт. Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г.
|
Основные понятия |
Ополченцы, «свинья», канонизация. |
Ресурсы |
Интернет ресурсы, демонстрационные пособия, раздаточный материал, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». |
Ход урока.
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
ФОУД |
УУД |
1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности
|
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе |
Устное приветствие, создаёт эмоциональный настрой на работу. Пока ученики делятся на группы звучит фоновая музыка… песня «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский», коспозитор С.Прокофьев Деление на 3 группы с помощью АМО «Исторический пазл» Ученики выбирают часть пазла и собирают на столах. 1- новгородский кремль, 2- река Нева. 3- Александр Невский
|
Подготовка класса к работе |
Фрон тальная |
Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Вхождение в тему.
|
Сформулировать цель урока и тему |
На доске вывешены изображения на тему «Невская битва» (исторические личности: Александр Невский и шведский герцог Биргер Ярль, архитектура Новгорода, река Нева, изображение невской битвы, изображение русских и шведских воинов 13 века) С помощью вопросов по представленным изображениям подводит детей к формулированию темы. |
Формулирование темы и цели урока |
Фрон тальная |
Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. |
3. Целеполагание |
Систематизация целей, пожеланий. |
Для ответов на эти вопросы мы воспользуемся листочками , которые лежат у вас на столах. Напишите на них цели нашего и прикрепите на дерево ожиданий. АМО «Дерево ожиданий» (Главная цель 1. Систематизировать знания о борьбе русского народа со шведами 1240г.. 2. Познакомиться со сражением на р. Неве по карте «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». Главные цели располагаются ближе к стволу дерева, менее важные – дальше. |
Работают над созданием «Дерева ожиданий» |
Групповая |
Личностные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. |
4.Актуализация необходимых знаний |
Систематизация знаний о Невской битве.
|
Уточнить знания о Невской битве (1.особенности эпохи. 2. географическое расположение 3.характеристика исторических личностей) |
1 группа: -выбирают с доски изображения с архитектурой 13 века, доспехами, оружием и одеждой воинов данной исторической эпохи. Составляют рассказ об особенностях эпохи. 2 группе: Выбирают изображения связанные с местом сражения. Составляют рассказ о ходе битвы двух войск : русских и шведов. 3 группа: выбирают изображения Александра Невского и Биргера Составляют органайзер. Дают сравнительную характеристику по плану: герой, статус, особенности исторической личности.
|
Групповая |
Личностные: самоопределение Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль; Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую
|
5. Динамическая пауза |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, расслабление.
|
"Богатыри" Вот мы руки развели Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо. И ещё, через левое плечо.
|
Класс повторяет движения и слова текста за учителем. |
фронтальная |
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками
|
6.Проработка содержания темы |
Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации |
1 группа: разгадать кроссворд по теме; 2 группа: работа с текстом (внимательно прочитать текст и выполнить задания по тексту); 3. группа: ответы на вопросы по теме. (технология «перевернутого урока») |
Вспоминают материал, изученный дома.
.
|
групповая |
Личностные: самоопределение Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль; Коммуникативные: общение и взаимодействие с одноклассниками. Познавательные: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую
|
8.рефлексия |
Самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы |
1 группа: синквейн «Характеристика исторической личности А. Невского» 2. группа: тест «Борьба Руси с западными завоевателями» 3 группа: обозначить на исторической карте расположение шведских и русских войск перед битвой на Неве. АМО «Окно в прошлое» Ученикам выдают карточки с изображением «окна в прошлое». Его нужно раскрасить в желтый, голубой или красный цвет. (желтый - урок понравился, у ребенка все получилось, голубой- ученик не получил от урока удовлетворения, у него что-то не получилось, красный- если урок не понравился, ничего не получилось) |
Каждая группа выполняет данную ей работу и затем сверяют свои результаты с эталоном, выданным учителем.
|
групповая |
Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, Коммуникативные: контроль, коррекция и самооценка.
|
9.Подведение итогов урока. |
Анализ собственной деятельности на уроке |
- Как вы считаете, мы достигли главной цели на уроке, которую вы поставили на дереве ожиданий. - Что вам больше всего понравилось?
|
Подводят итог своей деятельности на уроке. |
Фронтальная |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли. |
10.Домашнее задание
|
Закрепление знаний, развитие творческих способностей |
Эссе на тему «Почему в этой битве победу одержали русские войска»
|
|
фронтальная |
Личностные: самоопределение.
|
Приложение 1
Тест «Борьба Руси с западными завоевателями»
Тест
(Ф.И.) __________________________________________
«Борьба Руси с западными завоевателями» 4 класс
1. В каком веке Русь подверглась тяжёлым испытаниям?
А) в XIII
Б) в XII
В) в IX
Г) в XIV
2. Где высадились шведские войска?
А) на берегу Балтийского моря
Б) на берегу Ладожского озера
В) в устье реки Невы
Г) на левом берегу Днепра
3. Князем какого города был Александр Ярославович?
А) Киева
Б) Новгорода
В) Чернигова
Г) Смоленска
4. Почему шведы не успели подготовиться к бою?
А) забыли оружие на кораблях
Б) долго не могли построиться
В) не ожидали быстрого появления русского войска
Г) готовили шатёр короля
5. За что князь Александр получил прозвище Невский?
А) он родился на реке Неве
Б) за победу над шведами
В) за основание города
6. Когда и где произошло сражение войска Александра Невского с немецкими рыцарями?
А) февраль 1242 А) на Чудском озере
Б) 6 апреля 1942 Б) на Балтийском море
В) 5 апреля 1242 В) на реке Неве
Г) 12 апреля 1961 Г) на Ладожском озере
7. Как строились немецкие рыцари во время сражений?
А) «быком»
Б) «свиньёй»
В) «кабаном»
Г) «слоном»
8. Куда заманил князь Александр рыцарей?
А) в лес
Б) в поле
В) на лёд
Г) на горку
9. Какое название получила битва русских войск с немецкими рыцарями на Чудском озере?
А) скользкая битва
Б) ледовое побоище
В) озёрное сражение
Г) битва за лёд
10. Что дали Руси победы русских войск на Неве и Чудском озере?*
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый верный ответ 1 балл.
За верный ответ на 10 вопрос 2 балла.
Итог работы __________
Отметка
11-10 баллов «5»
9-8 баллов «4»
7-6 баллов «3»
Приложение 2
Кроссворд
Александр Невский - защитник земли Русской
Вопросы
По горизонтали:
1) Как называлась Новгородская первая летопись об Александре, написанная не позднее 80-х г. 13 века. Вставьте пропущенное слово: «…. о житии Александра Невского.
2) Сколько лет было молодому князю, когда новгородцы пригласили его княжить в Новгород вместо старшего брата?
3) Как звали князя?
4) Как звали мать князя?
По вертикали:
1) Ледовое …?
2) Что настигло князя 14 ноября 1263 г?
3) Как звали брата князя?
4) На какой реке была битва?
5) Кто напал на Русь в 1240?
6) Как звали первого сына князя?
Приложение 3
Работа с текстом
![]() |
Приложение 4
Ссылки на видео об А. Невском и о битве на р. Неве для самоподготовки.
https://www.youtube.com/watch?v=hy5YOGQxPv4
https://russia.tv/video/show/brand_id/61972/episode_id/1511705/video_id/1639358/
https://www.youtube.com/watch?v=KZMAM-mPADQ
Приложение 5
Описание технологии «Перевернутого урока»
Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания.
Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика.
К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.
Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.
Плюсы перевернутого урока
1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым.
2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику.
3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы.
4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса.
5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее).
6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах.
Роль учителя
В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.
Источники:
http://mel.fm
http://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.