Конспект урока по окружающему миру,
проведенного в 4 «В» классе,
Тема урока: Екатерина Великая
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: создать условия для:
Ø ознакомления учащихся с известными военачальниками – А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым.
Ø Развития умения работы в паре, мышления, воображения, речи, памяти
Ø Воспитания уважительного отношения к прошлому своего государства, дисциплинированности.
Планируемые результаты:
Личностные:
· учиться оценивать себя;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· учиться планировать учебную деятельность;
· учиться определять и формулировать тему и цель урока, высказывать своё мнение;
· формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД:
· умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя,
· осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное
Коммуникативные УУД:
· готовность слушать собеседника, вести диалог.
Средства обучения: Учебник, авторы: УМК «Школа России»: Окружающий мир, Плешаков А.А., 4 класс (2 часть), мультимедийная презентация.
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Орг. момент Цель: создание благоприятной психологической атмосферы; включение учебную деятельность |
- Здравствуйте ребята, Начинается урок. Он пойдет ребятам в прок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте хорошего настроения Слайд 1 |
Приветствуют учителя и друг друга |
|
2. Актуализация знаний Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий
|
- Мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России. - А сейчас давайте вспомним, о каком знаменитом человеке мы говорили на прошлом уроке? - Давайте проверим как вы освоили прошлый материал. 1. В какой губернии родился Ломоносов? Тульской Рязанской Архангельской 2. Какая новость послужила причиной побега Ломоносова в Москву? Женитьба Смерть Революция 3. В какую европейскую страну отправляется Ломоносов для дальнейшего обучения? Франция Германия Англия 4. В каком возрасте Ломоносов получает звание профессора химии? 30 33 34 5. Сколько языков знал в совершенстве Михаил Васильевич? 5 12 17 |
Отвечают |
Познавательные: Ориентировались в своей системе знаний, отличали новое от уже известного Коммуникативные: слушали собеседника, вели диалог |
3. Целеполагание Цель: выявление затруднений и постановка цели |
Отрывок из поэмы Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла!» - о ком речь? - действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об императрице Екатерине Великой. |
О царице
Ставят задачи перед уроком |
Личностные: Проявляли внимания, удивления, желания больше узнавать. Регулятивные: определили и сформулировали тему и цели урока |
4.Планирование предстоящей деятельности Цель: составление плана действий. |
- Какие цели поставим на урок? - А чтобы достичь этих целей, спланируем деятельность - Как мы с вами будем двигаться в течении урока? - Правильно, по лестнице - Какие ступени будем проходить? · Изучаю · Применяю · Оцениваю
|
По лестнице
· Изучаю · Применяю · Оцениваю |
Регулятивные: спланировали учебную деятельность |
5. Реализация плана Цель: построение нового знания
|
- И первый наш этап – изучаю - Что будем делать на этом этапе? Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) (1722-1796) дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года. По этому режиму вы поймёте, какие дела вершила императрица. 5-00- пробуждение императрицы с 5 до 6 утра - утренние молитвы (Екатерина была очень набожной и мела свою отдельную молитвенную комнату) 6-00- завтрак с 6 до 6-30- проверка писем из журнала! «Всякая всячина» и от редактора пьес (она являлась деятельной сотрудницей журнала и помимо этого она ещё писала замечательные пьесы для театров, её лучшая « О, время». 7-00 беседа с настоятельницей воспитательного дома (дом-приют был открыт Екатериной для сирот и бедняков) 8-00- примерка платья для торжества (в честь открытия Академии художеств, где она собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа) 9-00- утренний приём заграничных послов (в основном это были послы из Австрии, откуда сама родом была Екатерина). - и это только утро, что хотите сказать, ребята по этому поводу. -по этому распорядку можно понять, что Екатерина была очень деятельным человеком, занималась благотворительностью. - Кроме этого она с каждым годом преображала город, расширяла его границы. На одной из главных площадей Санкт-петербурга вознёсся Медный всадник – памятник Петру Великому, за городом были возведены дворцы императорской семьи, окружённые живописными парками, на набережной Невы возводится в середине 18 века Зимний дворец. - Зимний дворец – один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли, а теперь слушают лекции и концерты. - но была и другая жизнь, очень вольготно жили дворяне: 1. у них была хорошая одежда 2. богатые усадьбы 3. и тысяча крепостных крестьян - барин мог распоряжаться судьбою такого крестьянина как хотел: например, в то время среди богатых людей очень популярна охота, и борзые собаки для этой охоты были в цене, эта порода собак была завезена из-за границы в 17 веке, особенно ценились собаки с длинной шерстью, они могут развивать большую скорость и даже самостоятельно охотиться на зайцев. Барин мог запросто обменять своего крепостного или целую семью на одного щенка борзой, мог просто проиграть крестьян в карты. - Во времена Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей (показ учениками по карте). А зачем как вы думаете? - ответы детей (для выхода к Балтийскому морю). России пришлось для этого вести войну с Турцией. И блестящие победы одержали полководец А.В. Суворов и флотоводец Ф.Ф. Ушаков. - сегодня мы подробно поговорим о Суворове Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера Василия Суворова. Он рос болезненным ребёнком, но даже маленьким – он мечтал стать полководцем. В 15 лет поступил в военное училище и целых 10 лет служил солдатом. Но даже, став офицером он всегда хорошо относился к солдатам. - Действительно Суворов уважал солдат, и они ему отвечали тем же. Он ел с ними с одного котла, почему котла, потому что как таковой посуды у солдат не было, и они садились по - очереди есть за котёл деревянной или оловянной ложкой. Спал тоже рядом с ними, а не в палатке для генералов. У Суворова нет ни одного проигранного сражения - его тактика в бою была проста. Сможете ли вы разгадать его стратегию ведения боя? - на с. 110 в учебнике гравюра Самуила Шифлера «Штурм Измаила». Эту неприступную крепость Суворов взял, вам нужно дать ответ: каким образом? - действительно молниеносность - был конёк Суворова. В своей книге «Наука побеждать», он писал: я действую не часами, а минутами. Одна минута может решить исход сражения. Суворов дослужился до высшего звания – генералиссимуса. - На каком этапе вы находились? - Что узнали на этом этапе? - А чтобы проверить, как вы запомнили материал, мы переходим на следующий этап – применяю - откройте рабочие тетради на стр. 37, в парах выполните №1, 2, 3. |
|
Познавательные: -добывали новые знания. Познавательные: извлекли нужную информацию, выявили известное и неизвестное Познавательные: извлекли нужную информацию, выявили известное и неизвестное
Коммуникативные: Научились работать самостоятельно |
6.Самостоятельная работа Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий на новый способ действия |
- Мы с вами переходим на следующий этап - Как он называется? - Правильно – оцениваю - На столах у вас находятся карточки с тестом, поставьте правильный вариант ответа.
-проверка и оценка |
отвечают |
|
7. Рефлексия деятельности: Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников |
- Ребята, наш урок подошел к концу. - Я доволен своей работой, потому что… - Я не доволен своей работой, потому что… - Мне было трудно….
|
отвечают |
Личностные: оценивали себя |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.