конспект по окружающему миру. Почва.

  • docx
  • 14.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект почва.docx

(1 слайд) Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачу,

И успешности в придачу

Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в ладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.

-Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

-Ученики: Это земля.

-Да, у слова «земля» несколько значений.  Какие вы знаете?

-Ученики: Земля – планета. Земля – на которой растут растения.

(2 слайд)-Какая же тема нашего урока?

-Что такое почва.

-Какую цель мы можем поставить?

-Узнать как образуется почва и из чего она состоит.

(3 слайд)-План нашей работы:

1.Что такое почва?

2.Состав почвы.

3. Образование почвы.

4.Свойства почвы.

 (4-5 слайд)-Давайте посмотрим значение слова почва, перейдите по QR коду, а перед этим вспомним правила работы с планшетом.

Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

(6 слайд)-Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

-Узнаем о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва.

Приступим к нашему научному исследованию.

(7 слайд) Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)

– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)

-Что же входит в состав почвы?

(8 слайд)-В состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

-Что же растения получают из почвы? Из почвы растения получают воду и растворённые в ней питательные вещества. Она же является местом обитания для живых существ: микроорганизмов, червей, насекомых, кротов, слепышей, землероек и многих других. В ней они добывают себе пищу, укрываются от непогоды, выводят и растят потомство.

Организмы, погибнув, попадают в почву и с помощью бактерий превращаются в перегной, который используют растения. Так происходит круговорот веществ в природе.

(9 слайд)-А теперь поработаем в группах, вам нужно изготовить плакат, что растения получает из почвы. Перед этим вспомним правила работы в группах.

-Сделаем выводы:

Что влияет на урожай  плодов?  (перегной). Чем  больше  перегноя, тем  выше  урожай. Это  свойство называется  плодородие.

-Какую роль играет  перегной  в  почве?

(10 слайд)-Вспомните, кто еще повышает плодородие  почвы?  (черви)

-Какие еще животные  живут в земле?  (кроты).

Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви. Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки. В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

В ходе  исследования  мы  узнали, что растения  получают из  почвы  все  необходимое для  роста.

(11 слайд)-Поработаем в парах. Вам нужно будет разгадать кроссворд. Перед этим вспомним правила работы в парах.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Верхний  слой  земли, на  котором  растут растения  (почва)

2.       Компонент, входящий  в  почву  (песок)

3.       Остатки растений и животных, содержащихся  в  почве  (перегной)

4.       Основное  слово  почвы  (плодородие)

(12 слайд)-Теперь проверим кроссворд.

(13 слайд)-Ребята, посмотрите  на  портрет. Это  Докучаев  Василий  Васильевич – ученый  исследователь. Он  изучал  почву. Прочтите, какая  бывает  почва (черноземная, подзолистая,  глинистая, песчаная). Самая плодородная  почва – черноземная.

-Василий  Васильевич  называл  почву  кормилицей. Почему?

-Да, земля  все  дает  человеку.  Мы  употребляем в пищу  разные  части  растений:  корни,  листья, плоды, семена. Все это мы получаем благодаря почве. Без растений  жизнь  невозможна. Земля  не  только  кормилица,  но  и  поилица. Благодаря  лесам  сохраняются  реки, озера.

-Как  надо  относиться к  почве?  (беречь  ее)

-Что  нужно  делать  для  этого?  (высказывания  учащихся)

      (14 слайд)-В первую  очередь  овраги  разрушают  почву. Необходимо  высаживать  растения.

       -Распахивать поперек  склоны,  чтобы  вода  не  размывала  почву.

       -Не  жечь  костры.  Выгорит  перегной – останется  песок.

        Стих:

        Земля  нужна  не  только  для  крота,

        Ведь без  земли  не  будет  тех  растений,

        Которые  с  тобою  нам  нужны.

        Растения  своими  крепкими  корнями

        Из  почвы  пищу  для  себя  берут.

        Их  почва  кормит  и  поит 

        И  просто  жизнь  им  всем  дает.

        Но  знай  о  том, что если  только  брать

        И  ничего  взамен  ей  не  давать,

        Земля  иссякнет.

     Вы  сегодня  прекрасно  справились  с  ролью  исследователей.  Молодцы!  Поднимите радостный смайлик, если  вам  понравился  урок. Спасибо  ребята!