(1 слайд) Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем нам удачу,
И успешности в придачу
Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в ладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.
-Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
-Ученики: Это земля.
-Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?
-Ученики: Земля – планета. Земля – на которой растут растения.
(2 слайд)-Какая же тема нашего урока?
-Что такое почва.
-Какую цель мы можем поставить?
-Узнать как образуется почва и из чего она состоит.
(3 слайд)-План нашей работы:
1.Что такое почва?
2.Состав почвы.
3. Образование почвы.
4.Свойства почвы.
(4-5 слайд)-Давайте посмотрим значение слова почва, перейдите по QR коду, а перед этим вспомним правила работы с планшетом.
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
(6 слайд)-Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.
– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.
-Узнаем о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)
– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)
– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.
– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва.
Приступим к нашему научному исследованию.
(7 слайд) Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ
Ответьте на мои вопросы:
– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
-Что же входит в состав почвы?
(8 слайд)-В состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).
-Что же растения получают из почвы? Из почвы растения получают воду и растворённые в ней питательные вещества. Она же является местом обитания для живых существ: микроорганизмов, червей, насекомых, кротов, слепышей, землероек и многих других. В ней они добывают себе пищу, укрываются от непогоды, выводят и растят потомство.
Организмы, погибнув, попадают в почву и с помощью бактерий превращаются в перегной, который используют растения. Так происходит круговорот веществ в природе.
(9 слайд)-А теперь поработаем в группах, вам нужно изготовить плакат, что растения получает из почвы. Перед этим вспомним правила работы в группах.
-Сделаем выводы:
Что влияет на урожай плодов? (перегной). Чем больше перегноя, тем выше урожай. Это свойство называется плодородие.
-Какую роль играет перегной в почве?
(10 слайд)-Вспомните, кто еще повышает плодородие почвы? (черви)
-Какие еще животные живут в земле? (кроты).
Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви. Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки. В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
В ходе исследования мы узнали, что растения получают из почвы все необходимое для роста.
(11 слайд)-Поработаем в парах. Вам нужно будет разгадать кроссворд. Перед этим вспомним правила работы в парах.
|
1 |
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2. Компонент, входящий в почву (песок)
3. Остатки растений и животных, содержащихся в почве (перегной)
4. Основное слово почвы (плодородие)
(12 слайд)-Теперь проверим кроссворд.
(13 слайд)-Ребята, посмотрите на портрет. Это Докучаев Василий Васильевич – ученый исследователь. Он изучал почву. Прочтите, какая бывает почва (черноземная, подзолистая, глинистая, песчаная). Самая плодородная почва – черноземная.
-Василий Васильевич называл почву кормилицей. Почему?
-Да, земля все дает человеку. Мы употребляем в пищу разные части растений: корни, листья, плоды, семена. Все это мы получаем благодаря почве. Без растений жизнь невозможна. Земля не только кормилица, но и поилица. Благодаря лесам сохраняются реки, озера.
-Как надо относиться к почве? (беречь ее)
-Что нужно делать для этого? (высказывания учащихся)
(14 слайд)-В первую очередь овраги разрушают почву. Необходимо высаживать растения.
-Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.
-Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.
Стих:
Земля нужна не только для крота,
Ведь без земли не будет тех растений,
Которые с тобою нам нужны.
Растения своими крепкими корнями
Из почвы пищу для себя берут.
Их почва кормит и поит
И просто жизнь им всем дает.
Но знай о том, что если только брать
И ничего взамен ей не давать,
Земля иссякнет.
Вы сегодня прекрасно справились с ролью исследователей. Молодцы! Поднимите радостный смайлик, если вам понравился урок. Спасибо ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.