Тема: «Путешествие в мир бумаги»
Программное содержание:
1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.
2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.
3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.
4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.
5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.
Ход:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.
Я белая, как снег,
Дружу с карандашами,
Где он пройдет, там заметку кладет.
-Что это? (бумага)
- Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.
- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?
Основная часть.
Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.
Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?
Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.
(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)
- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)
- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.
- А на Руси писали на березовой коре – бересте.
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?
Коллекционер
- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.
( Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)
Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)
3 - картон (для открыток, коробок, обложек)
4 - цветная ( для аппликаций)
5 - альбомная бумага (для рисования)
6 - обойная (для оклейки стен)
7 - фотобумага ( для фотографий)
8 - бархатная бумага ( для труда, поделок)
9 - салфетная бумага ( гигиеническое назначение)
10 - копировальная бумага
Коллекционер: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.
Воспитатель:
- Ребята, а к какой карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?
- А что обозначает карточка – символ «рука»?
Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила работы в экспериментальном центре.
Физкультминутка для глаз
Опыты
- Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)
Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.
1 Опыт «Разрывание бумаги»
- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)
- Что можно сказать о бумаге? Вывод.
2 Опыт «Разрезание»
- Какой вывод вы можете сделать?
3 Опыт «Сминание бумаги»
- Что можно сказать о бумаге? Вывод.
4. Опыт «Намокание»
Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.
- Что произошло?
- Какая бумага намокла быстрее? Вывод.
После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.
Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.
Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.
Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.
Воспитатель: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.
(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)
- Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.
Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.
Деревья имеют лечебные свойства.
Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.
1слайд - Сначала я порвала на мелкие кусочки газету
2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером
3слайд - Потом мы добавили клей, гуашь и снова перемешали. Получилась кашица.
4слайд - Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с сеткой опустили в тазик.
5слайд - Вынули и положили на стол на полотенце
6слайд - Промокнули сверху другой салфеткой
7слайд - Убрали пяльцы и оставили сохнуть
8слайд - Получилась новая бумага
9слайд - На ней я сделала подарок для мамы
Заключительная часть.
Воспитатель просит ребят показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.
- Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?
- Что интересного узнали о бумаге?
-Какие свойства бумаги мы используем в жизни?
- Что нужно делать для сохранения деревьев?
Сегодня на занятии мы узнали, как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.