Русский язык 3 класс
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Цели:
1. Формирование навыка правописания слов с изученными орфограммами, практического опыта разбора слов по составу.
2. Формирование умения объяснять правописание изученных орфограмм на основе построения логической цепи рассуждения.
3.Использование и обработка информации в традиционных источниках при обогащении словарного запаса, развитии монологической речи.
4.Развитие умений работать в парах, элементов контроля и взаимоконтроля учащихся, внесение необходимых корректив.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрационный материал: картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, орфографический словарь.
Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; орфографический словарь для учащихся.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
Организационный момент
|
Здравствуйте! Приветствую вас на новом уроке. Надеюсь, мы будем работать вместе, помогать друг другу и научимся чему-то новому. Все ли мы готовы? Проверьте свою готовность к уроку. И мы начинаем. |
Слушают
|
Привитие культуры умственного труда
Планирование учебного сотрудничества
|
Актуализация знаний
|
-Над какими понятиями мы работали на предыдущем уроке?
-Чему мы научились?
-Что необходимо предпринять ещё, чтобы правильно записывать слова на изученное правило?
|
-Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слов
-Пользоваться алгоритмом действий, правильно записывать слова с этими орфограммами Поупражняться, выполняя ряд упражнений |
Закрепление правописания слов с безударными гласными. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
|
Изучение материала
|
|
|
|
1. Минутка чистописания
|
Сегодня на минутке чистописания мы будем красиво и правильно писать такие буквы, которые у вас написаны на карточках (у каждого на столе дидактические карточки с дифференцированным заданием). |
Дети работают над каллиграфической записью элементов и соединений.
|
Развитие навыка каллиграфического письма. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
|
2. Работа с загадками о зиме
|
-А подарки, которые принесла зима, вы узнаете, если, отгадаете загадки. Вам понадобится смекалка, сообразительность.
На дворе горой, а в комнате – водой (снег)
Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька)
Не колючий, светло-синий, На ветвях развешан (иней) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно (лёд)
С неба – звездой, В ладошку - водой (снежинка)
Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)
Взял дубовых два бруска, два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)
Под гору – коняшки. В гору – деревяшки (лыжи)
Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)
-Проверьте по образцу правильность ваших выводов. |
Ребята самостоятельно записывают отгадки.
(Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки)
|
Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций.
Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
|
3. Работа в парах по карточкам
|
-Какие виды работ, по вашему мнению, нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? Работать будете парами. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.
|
Дети составляют словосочетания и группируют их по определённым признакам, подбирают к ним однокоренные слова.
|
Группировка слов по определённым признакам. Работа с однокоренными словами (определение корня). Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. Управление поведением партнёра.
|
4. Систематизация имеющихся знаний
|
- Работая в паре, мы вспоминали учебный материал. -Каким образом можно проверить умения применять правило в практической деятельности? - Прежде чем предложить вам очередное задание, вспомним ещё правила о правописании безударных . -Согласны ли вы с планом и последовательностью действий? Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне. Записываем нужную букву в корне слова. Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.
|
-Выполнить тестовые задания, самостоятельную работу, написав мини сочинение и т.д. Дети проверяют выполненные задания по образцу. Доказывают , что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные Делают вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. |
Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).
Составление плана и последовательности действий
|
5. Работа с текстом, составление словосочетаний
|
Учитель помогает в организации самостоятельной работы.
Взаимопроверка выполненных заданий по карточкам.
|
Учащиеся самостоятельно работают по карточкам.
Дети подводят итог выполненного индивидуального задания по карточке. |
Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Развитие навыков само и взаимопроверки. Контроль – сличение с эталоном
|
6. Работа со словарными словами
|
-Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией (кормушка с зимующими птицами) -Прочтите тот, который отражал бы содержание иллюстрации.
-Почему зимой нужно заботиться о птицах? -Объясните правописание пропущенных орфограмм. -Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?
-Запишите предложения, в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю.
|
Дети читают отрывки и соотносят их с иллюстрацией.
Объясняют правописание пропущенных орфограмм.
Записывают предложения и вставляют пропущенные орфограммы.
|
Развитие монологической речи учащихся. Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией. Поиск информации в словаре. Экологическое осознание окружающей среды.
|
Рефлексия |
Беседа – обобщение по вопросам: -Чему сегодня был посвящён урок? -Какое открытие для тебя сегодня на занятии? -Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем?
|
Дети отвечают на вопросы |
Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
|
Домашнее задание. |
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
|
Задание №1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель распределить по группам
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
3-________________________________________________________________
Задание №2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
-Доказать, что выписали однокоренные слова.
-Выделите корень в этих словах.
-Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Карточка №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром. З·мойрус·кийле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шаетпуш·стые ветки д·ревьев. См·листыеш·шкив·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят кр·савицы – берё·ки.
Карточка №2
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Наступила х·лоднаяз·ма. Замёрзла р·ка. Тр·щит сильный м·роз. Трудно
теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницыро·коподл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий. Толькокл·стов не пугают крепкие м·розы.
Согласны ли вы с планом и последовательностью действий проверки
изученных орфограмм?
Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне.
Записываем нужную букву в корне слова.
Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.
Выбираем из группы слов такое, в котором безударный гласный в корне был под ударением.
Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией
Запишите тот отрывок, который отражал бы содержание иллюстрации:
Вставить пропущенные орфограммы
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.