КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс 3. Часть 1. Стр. 89
Образовательная система
Школа России
ТЕМА
«Суффикс»
|
Цель урока: формировать умения выделять суффикс в словах; способствовать формированию УУД
Задачи урока.
1. Личностные:
¾ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
¾ пробудить познавательную активность.
2. Предметные:
¾ уметь писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова;
¾ повторить состав слова: приставка, корень, окончание;
¾ познакомить с понятием суффикс,
¾ узнать роль суффикса в словах;
¾ научить находить его в словах.
3. Метапредметные (УУД):
Познавательные:
¾ ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;
¾ делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные
¾ определять и формулировать цель деятельности на уроке;
¾ проговаривать последовательность действий на уроке;
¾ учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
¾ учиться работать по предложенному плану.
Коммуникативные
¾ оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
¾ учиться работать в паре;
¾ развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование.
ü У учителя: мультимедиа
ü У учащихся: учебник, тетрадь, пенал
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Этап урока. Организация начала урока. |
|
¾ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
Приветствуют учителя |
¾ Проверьте вашу готовность к уроку. На парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал. |
Проверяют готовность к уроку. |
¾ Сегодня к нам на урок пришел заврик Гриша, он вместе с вами хочет узнать что-то новое. |
¾ |
Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала. |
|
¾ Для начала Гриша предлагает вспомнить то, что вы уже знаете. Ребята, вспомните, что нужно сделать, чтобы в слове выделить окончание? |
¾ Чтобы выделить окончание в слове, нужно изменить форму слова. |
¾ Как выделить в словах корень? |
¾ Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова. |
¾ Что нужно сделать, чтобы в слове выделить окончание? |
¾ Чтобы выделить приставку нужно подобрать однокоренное слово без приставки. |
¾ Откройте тетрадь, отступите от последней своей записи две строки. Напишите число, классная работа. |
¾ |
¾ Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Выделите окончание, корень и приставку. Ябл…ки, м…рской, р…синка, подбер…зовик, ст…лица, л..систый |
|
¾ Давайте проверим. ¾ Сначала проверим, какие буквы вы вставили. Называй слово, пропущенную букву. |
¾ Яблоки, морской (море), росинка (росы), под-бер…зовик, ст…лица, л..систый |
¾ Теперь давайте проверим, правильно ли вы выделили части слова. |
¾ |
Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. |
|
¾ Ребята, посмотрите, а все ли части слова мы с вами выделили в словах? |
¾ Нет |
¾ Значит с чем мы сегодня будем работать на уроке? |
¾ С новой частью слова. |
¾ Верно, может кто-то знает как она называется? Если затруднение: ¾ Гриша подготовил для вас ребус. |
¾ Суффикс. |
¾ Сформулируйте цель урока. |
¾ Учиться выделять суффикс в словах. |
Гриша подготовил план на наш урок. Но все ли пункты плана подходят? 1.Узнать, что такое суффикс и как его выделять. 2.Узнать, что такое окончание и как его выделять. 3.Потренироваться в выделении корня. 4. Потренироваться в выделении суффикса. 5.Проверить себя. |
¾ 1, 4, 5. |
Этап урока. Открытие нового знания. |
|
¾ На доске текст. _____ прочитай его. ¾ Найдите в тексте однокоренные слова и выпишите их через запятую. Кто делает к доске? Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж-отец, ежиха-мать И ребёнок-ёжик. |
¾ Ёж, ежиха, ёжик |
¾ Выделите окончание и корень слов. |
¾ |
¾ От какого слова образованы слова ежиха и ёжик |
¾ От слова ёж |
¾ С помощью, какой части слова образовались новые слова? |
¾ Их, ик. |
¾ Эта часть слова идёт перед корнем и после него? |
¾ После корня. |
¾ Гриша написал правило, но некоторые слова стёрлись, давайте восстановим: ¾ Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит … … и служит для … … . И обозначается знаком … . |
¾ |
¾ Чтобы проверить наши предположения, откройте учебник на странице 89, прочитайте правило. Правильно вставили слова? |
-Да. |
¾ Ребята, а как же нам найти в слове суффикс? Гриша написал в блокноте правило, но жители острова порвали блокнот и теперь Грише надо соединить кусочки.
|
|
¾ Теперь в тетради выделите суффикс слов ежиха, ёжик Показываю на доске |
¾ Еж (корень) их (суффикс) а (окончание) ¾ Ёж (корень) ик (суффикс) (окончание нулевое) |
¾ Теперь давайте вернемся к словам вначале урока и тоже выделим суффикс. |
¾ |
¾ А сейчас давайте разомнемся: Я буду говорить слова, если нет суффикса, вы приседаете, если в слове есть суффикс — поднимаете руки вверх. |
¾ |
¾ Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? Какой следующий? |
¾ Узнать, что такое суффикс и как его выделять. Потренироваться в выделении суффикса. |
¾ Откройте упр. 165. ¾ Прочитайте слова из любого столбика. И по поднятой руке, ответьте, чем эти слова похожи, а чем отличаются. ¾ Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово? |
¾ Например: дом, домик, домище – это однокоренные слова, то есть у них одинаковый корень, но они отличаются по составу слова. ¾ Суффикс внёс новый оттенок в значение однокоренных слов и образовал новое слово. |
¾ Кто выйдет к доске выделит части слова. |
Выделяют части слов у доски |
¾ Мы с вами потренировались? Можем двигаться дальше? Что будем делать дальше? |
¾ Да. Да. Проверим себя. |
¾ Сейчас вы будете выполнять самостоятельно работа по вариантам. ¾ 1 вар.: Времена, глазной, гнёздышко, горный. ¾ 2 вар.: Подарок, денёк, длинный, дождливый, |
Времена (время, временный), глазной (глазик, глаз), гнёздышко (гнездо, гнездование), горный (гора), подарок (дарить, подаренный), денёк (день, дневной), длинный (длина, удлинённый), дождливый (дождь, дождик). |
¾ Сейчас обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш и сверьте. |
Взаимопроверка. |
¾ Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого все правильно, поднимите руку. У кого есть ошибки? |
Поднимают руку. |
¾ Ребята, что пожелаем тем, кто допустил ошибки? |
¾ Внимательней быть, не торопиться, работать по правилу. |
Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
|
¾ Ребята, все ли пункты плана мы выполнили? |
¾ Да |
¾ Какую часть слова мы узнали сегодня на уроке? |
¾ Суффикс |
¾ Для чего же он нужен? |
¾ Для образования новых слов |
¾ Мы узнали, как найти в слове суффикс? Давайте повторим правило. |
|
¾ Верно, мы выполнили все пункты плана и узнали новую часть слова, вы большие молодцы! В тетради на полях карандашом нарисуйте смайлика, если у вас все получилось – улыбающийся смайлик, если что-то не получилось – грустный смайлик. |
Рисуют смайлик. |
¾ Кто нарисовал улыбающегося смайлика? Грустно? |
¾ |
¾ Спасибо за урок, до свидания |
¾ |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.