Конспект по русскому языку для 3 класса "Суффикс". Образовательная программа: "Школа России".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект по русскому языку для 3 класса "Суффикс". Образовательная программа: "Школа России".
Иконка файла материала РЯ. 3 кл. Суффикс.docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс 3. Часть 1.  Стр.  89

Образовательная система

Школа России

 

ТЕМА

«Суффикс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: формировать умения выделять суффикс в словах; способствовать формированию УУД

 

Задачи урока.

1.      Личностные:

¾           осознавать роль языка и речи в жизни людей;

¾           пробудить познавательную активность.

2.      Предметные:

¾    уметь писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова;

¾    повторить состав слова: приставка, корень, окончание;

¾    познакомить с понятием суффикс,

¾    узнать роль суффикса в словах;

¾    научить находить его в словах.

3.      Метапредметные (УУД):

Познавательные:

¾    ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

¾    делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

¾    определять и формулировать цель деятельности на уроке;

¾    проговаривать последовательность действий на уроке;

¾    учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

¾     учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

¾    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

¾    учиться работать в паре;

¾    развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование.

ü  У учителя: мультимедиа

 

ü  У учащихся: учебник, тетрадь, пенал

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Этап урока. Организация начала урока.

¾     Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствуют учителя

¾     Проверьте вашу готовность к уроку. На парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал.

Проверяют готовность к уроку.

¾     Сегодня к нам на урок пришел заврик Гриша, он вместе с вами хочет узнать что-то новое.

¾      

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала.

¾     Для начала Гриша предлагает вспомнить то, что вы уже знаете. Ребята, вспомните, что нужно сделать, чтобы в слове выделить окончание?

¾     Чтобы выделить окончание в слове, нужно изменить форму слова.

¾     Как выделить в словах корень?

¾     Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова.

¾     Что нужно сделать, чтобы в слове выделить окончание?

¾     Чтобы выделить приставку нужно подобрать однокоренное слово без приставки.

¾     Откройте тетрадь, отступите от последней своей записи две строки. Напишите число, классная работа.

¾      

¾     Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Выделите окончание, корень и приставку.

Ябл…ки, м…рской, р…синка, подбер…зовик, ст…лица, л..систый

 

¾     Давайте проверим.

¾     Сначала проверим, какие буквы вы вставили. Называй слово, пропущенную букву.

¾     Яблоки, морской (море), росинка (росы), под-бер…зовик, ст…лица, л..систый

¾     Теперь давайте проверим, правильно ли вы выделили части слова.

¾      

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

¾     Ребята, посмотрите, а все ли части слова мы с вами выделили в словах?

¾     Нет

¾     Значит с чем мы сегодня будем работать на уроке?

¾     С новой частью слова.

¾     Верно, может кто-то знает как она называется?

Если затруднение:

¾     Гриша подготовил для вас ребус.

¾     Суффикс.

¾     Сформулируйте цель урока.

¾     Учиться выделять суффикс в словах.

Гриша подготовил план на наш урок. Но все ли пункты плана подходят?

1.Узнать, что такое суффикс и как его выделять.

2.Узнать, что такое окончание и как его выделять.

3.Потренироваться в выделении корня.

4. Потренироваться в выделении суффикса.

5.Проверить себя.

¾     1, 4, 5.

Этап урока. Открытие нового знания.

¾     На доске текст. _____ прочитай его.

¾     Найдите в тексте однокоренные слова и выпишите их через запятую. Кто делает к доске?

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

¾     Ёж, ежиха, ёжик

¾     Выделите окончание и корень слов.

¾      

¾     От какого слова образованы слова ежиха и ёжик

¾     От слова ёж

¾     С помощью, какой части слова образовались новые слова?

¾     Их, ик.

¾     Эта часть слова идёт перед корнем и после него?

¾     После корня.

¾     Гриша написал правило, но некоторые слова стёрлись, давайте восстановим:

¾     Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит … … и служит для … … . И обозначается знаком … .

¾      

¾     Чтобы проверить наши предположения, откройте учебник на странице 89, прочитайте правило. Правильно вставили слова?

-Да.

¾     Ребята, а как же нам найти в слове суффикс? Гриша написал в блокноте правило, но жители острова порвали блокнот и теперь Грише надо соединить кусочки.

 

¾     Теперь в тетради выделите суффикс слов ежиха, ёжик

Показываю на доске

¾     Еж (корень) их (суффикс) а (окончание)

¾     Ёж (корень) ик (суффикс) (окончание нулевое)

¾     Теперь давайте вернемся к словам вначале урока и тоже выделим суффикс.

¾      

¾     А сейчас давайте разомнемся: Я буду говорить слова, если нет суффикса, вы приседаете, если в слове есть суффикс — поднимаете  руки вверх.

¾      

¾     Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? Какой следующий?

¾     Узнать, что такое суффикс и как его выделять. Потренироваться в выделении суффикса.

¾     Откройте упр. 165.

¾     Прочитайте слова из любого столбика. И по поднятой руке, ответьте, чем эти слова похожи, а чем отличаются.

¾     Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?

¾     Например: дом, домик, домище – это однокоренные слова, то есть у них одинаковый корень, но они отличаются по составу слова.

¾     Суффикс внёс новый оттенок в значение однокоренных слов и образовал новое слово.

¾     Кто выйдет к доске выделит части слова.

Выделяют части слов у доски

¾     Мы с вами потренировались? Можем двигаться дальше? Что будем делать дальше?

¾     Да. Да. Проверим себя.

¾     Сейчас вы будете выполнять самостоятельно работа по вариантам.

¾     1 вар.: Времена, глазной, гнёздышко, горный.

¾     2 вар.:  Подарок, денёк, длинный, дождливый,

Времена (время, временный), глазной (глазик, глаз), гнёздышко (гнездо, гнездование), горный (гора), подарок (дарить, подаренный), денёк (день, дневной), длинный (длина, удлинённый), дождливый (дождь, дождик).

¾     Сейчас обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш и сверьте.

Взаимопроверка.

¾     Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого все правильно, поднимите руку. У кого есть ошибки?

Поднимают руку.

¾     Ребята, что пожелаем тем, кто допустил ошибки?

¾     Внимательней быть, не торопиться, работать по правилу.

 Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

¾     Ребята, все ли пункты плана мы выполнили?

¾     Да

¾     Какую часть слова мы узнали сегодня на уроке?

¾     Суффикс

¾     Для чего же он нужен?

¾     Для образования новых слов

¾     Мы узнали, как найти в слове суффикс? Давайте повторим правило.

¾     Верно, мы выполнили все пункты плана и узнали новую часть слова, вы большие молодцы! В тетради на полях карандашом нарисуйте смайлика, если у вас все получилось – улыбающийся смайлик, если что-то не получилось – грустный смайлик.

Рисуют смайлик.

¾     Кто нарисовал улыбающегося смайлика? Грустно?

¾      

¾     Спасибо за урок, до свидания

¾