Конспект занятия по русскому языку на тему «Из истории звуков и букв»
Цель: систематизировать знания о звуках и буквах.
Класс: 2-4.
Приветствие.
- Сегодня мы с вами погрузимся в историю звуков и букв.
- Ребята, а вы не задумывались над тем, как возникла наша письменность? (всплывает вопрос, ведущие задумываются)
Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово, начиная от самого легкого и самого прекрасного слова мама и кончая длинными и трудными «взрослыми словами», такими, например, как воздухоплавание или землетрясение, состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезает. Какие-то доли секунды – и его нет. Попробуйте произнести любой звук или любое слово, и вы в этом убедитесь сами.
А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить ещё много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы – письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка-буква – это как бы застывший звук.
Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, действует наоборот. Он переводит видимые знаки в звучащие слова.
Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличали на письме слово луну от Лены, а ведро – от выдры?
Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв (показ учёного). В течение многих лет учёные следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один – даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Ученые понимали, что знание – свет, и хотели дать людям этот свет, так же как титан Прометей дал им огонь! (показ титана с огнём).
Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. И на сегодняшний день всем нам известен русский алфавит (показ алфавита), состоящий из букв, которые обозначают и согласные, и гласные звуки.
- А что такое гласный звук?
Гласный звук состоит только из голоса. При
произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
(показ схемы)
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|||||
[а] |
[о] |
[у] |
[и] |
[ы] |
[э] |
А звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш]. (несколько пар звуков можно произнести в качестве примера)
Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
- Ребята, а как вы думаете, чего больше гласных букв или гласных звуков?
Конечно, гласных букв больше.
Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук)
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА |
|||
Я |
Ё |
Ю |
Е |
- А как дела обстоят с согласными? Чего больше: согласных букв или согласных звуков?
- Правильно, здесь наоборот. В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
- А теперь, ребята, предлагаем проверить свои знания и выполнить следующие задания.
Задание для 2 класса:
Прочти слово: РОЖЬ.
Определи, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: «Что за вой? Что за рёв?».
Ключ: [р] – 0, [о] – 4, [ш] – 2.
Задание для 3 класса:
Какие слова состоят из семи звуков?
Поставь, уязвить, обжечься, скользко, разрежь.
Ключ: уязвить, обжечься, скользко.
Задание для 4 класса:
В каких словах количество букв и звуков совпадает
Прелестное, местность, решение, июльский, съешьте.
Ключ: прелестное, июльский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.