Конспект по русскому языку "Предложный падеж"
Оценка 4.6

Конспект по русскому языку "Предложный падеж"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
18.01.2021
Конспект по русскому языку "Предложный падеж"
Конспект по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Предложный падеж.docx

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Урока по русскому языку

 

Студентки 331 группы

Социально – педагогического отделения

Шрунь Анастасии Васильевны

Место проведения урока:

Школа № 16, класс 3 "а"

Дата проведения урока: 03. 03. 2020

Начало урока 14:55

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Допуск к проведению урока:

__________________, дата_______

(подпись преподавателя)

__________________, дата_______

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

 

Тема урока.  Предложный падеж.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3 «а»

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: ввести понятия о предложном падеже.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Предложный падеж

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный

1)    Знают, что такое предложный падеж

2)    Умеют находить существительные предложного падежа;

3)    Умеют писать прописную и строчную букву О.

 

 

Личностный:

Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;
• Развивают умение;

Метапредметный:

Познавательный:

·        Умеют сравнивать, обобщать;

·        Умеют отвечать точно и полно;

Регулятивный:

·        Умеют формулировать темы и задачи урока;

·        Умеют работать с учебником

Коммуникативный:

·         Слушают своих сверстников;

·         Умеют работать в парах

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·        Фронтальная;

·        Индивидуальная;

·        Парная.

Ресурсы:

·        Мультимедийная презентация.

·        Учебник В.К.Канакин и В.Г.Горецкий. Русский язык 3 класс 1 часть.

·        Карточки

 

Этапы урока

Задачи этапа

 

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать учащихся к учебной деятельности(Л)

На слайде девиз урока

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодняшний урок русского языка проведу я.

- Прочитайте девиз урока: «Каждый день преподносит частичку мудрости». Давайте объясним смысл.

- Как вы понимаете этот девиз?

 

 

 

 

- Хотите ли вы открыть для себя что-то новое. Узнать больше, чем вы знали?

- Тогда начнём работу.

Здороваются.

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

С каждым днём мы узнаём больше, становимся мудрее, умнее

Да

Минутка чистописания

1. Замотивировать детей писать красиво, разборчиво, каллиграфично. (Л.)

2. Корректировать почерк (Пр.)

3. Закрепить каллиграфичное написание буквы О заглавной и строчной. (Пр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- И начнём мы её с минутки чистописания.

1. Мотивация на деятельность.

- Ребята, а что значит красиво писать?

 

 

- А зачем нам нужно красиво, разборчиво писать?

 

- Красивое письмо показывает культуру человека, его отношение к людям, которые будут читать написанное.

-  Поэтому сейчас мы с вами будем учиться писать красиво одну букву. А что эта за буква, вы узнаете, выполнив задание.

2. Выход на тему минутки. Формулирование темы детьми.

- Внимательно посмотрите на текст. Послушайте его.

Однажды около озера оказался обиженный ослик.

- Один, опять один, - охал он.

Около ослика оказалась Обезьянка. Она отнесла ослику овёс.

- Обед!  – обрадовался ослик.

Около озера, обрадованные обедали ослик, обезьянка.

- Очаровательное окружение!

 

- Кто догадался, написание какой буквы мы будем совершенствовать?

3. Анализ графического материала.

- Внимательно посмотрите на доску. Найдите и назовите ошибки, которые допущены в написании буквы О.

- Почему написание первой и второй буквы О является ошибкой? Какими должны быть верхний и нижний элемент буквы О?

 

- Почему вы считаете, что на третьей картинке тоже допущена ошибка в написании буквы О?

4. Выполнение работы детьми.

- Хорошо. Сейчас откройте тетрадки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- С красной строки запишите с заглавной букву О, так, как показано на слайде. Соединяя 3 буквы. Затем оставьте пропуск размером с одной букву и запишите снова три буквы О с соединением. И так до конца строчки. Не допускайте ошибок, которые были представлены на доске.

5. Рефлексия деятельности, оценка работы детей.

- Посмотрите на слайд. Поднимите одну руку те, кто не допустил ни одной ошибки и вас получилась такая же буква, как и на слайде.

- Опустите руку.

- Поднимите руку те, кто допустил ошибку.

- Опустите руку.

- Молодцы те, кто справился с заданием. Кто допустил ошибки – не расстраивайтесь. Потренируйтесь в написании буквы О и больше ошибок вы не допустите.

 

 

Разборчиво, прописывать каждую букву

Чтобы другие люди понимали, что мы написали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание буквы О

 

 

 

 

Овал должен быть закруглённым, а не острым

Это круг, а не овал

 

 

Выполняют работу

Словарно – орфографическая работа.

1. Совершенствовать умения писать непроверяемую безударную гласную О. (Пр.)

2. Совершенствовать орфографическую зоркость. (Пр.)

3. Совершенствовать умение ставить ударение в словах. (Пр.)

4. Совершенствовать умение сравнивать с образцом. (П.)

 

  . рех

 . вёс

в . сток

https://i.pinimg.com/originals/ed/c9/09/edc909c252fcf98744ba106b08910b89.png

тракт . р

 

г . рох

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1861353/ef86dbcd-e589-484b-a84a-eede5aac55c8/s1200

п . года

 

- Человек должен писать не только красиво, но и грамотно. И чтобы узнать, насколько мы с вами грамотные, мы поиграем в одну игру.

- На слайде вы увидите картинку и слово к ней с пропущенной буквой. Ваша задача – назвать слово и букву, которая была пропущена и записать в тетрадь. Но нужно не просто записать, а ещё и поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

- Первое слово какое?

- Какую букву пишем на месте пропуска?

- Начинаем с красной строки с большой буквы. Орех. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое?

- Какую букву пишем?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово овёс. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое?

- Какую букву пишем?

- После запятой пишем восток. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму.

- Какое следующее слово?

- Какую букву пишем на месте пропуска?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово трактор. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- Следующее слово какое?

- Какую букву ставим на месте пропуска?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово горох. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- И какое последнее слово?

- Какую букву пишем?

- После запятой с маленькой буквы пишем слово погода. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму.

- Посмотрите на слайд. Сверьте написание слов на слайде с вашими словами.

- Ребята, чтобы запомнить, что в этих словах пишется буква О, я предлагаю вам эту букву заменить на картинку, которая будет ассоциироваться с этим словом. Посмотрите на слайд и запомните, что на месте этих картинок пишется буква О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Орех

Букву О

 

 

Овёс

Букву О

 

 

Восток

Букву О

 

 

Трактор

Букву О

 

 

 

Горох

Букву О

 

 

Погода

Букву О

Актуализация знаний.

1. Актуализировать знания о падежах: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный. (Пр.)

2. Учить работать в парах. (К.)

3. Учить высказывать своё мнение, строить предложения. (К.)

 

 

- Вам даны карточки. Внимательно посмотрите на них и послушайте, что вам нужно будет сделать. В первом столбике даны высказывания. Во втором и третьем столбике – варианты ответов. Вам нужно поставить галочки в столбик с вариантом либо «Да», либо «Нет». Т.е., могут быть записаны истинные высказывания (верные), а могут быть написаны ложные, т.е. неверные. Вам нужно определить, какое высказывание верное, а какое ложное.

- Давайте первое высказывание разберём вместе. «Существительное в именительном падеже является подлежащим». Это высказывание верное или ложное?

Высказывание

Да

Нет

Существительное в именительном падеже является подлежащим.

 

 

У родительного падежа предлоги по, к

 

 

Дательный падеж отвечает на вопросы Кому? Чему?

 

 

Творительный и винительный падежи отвечают на одни и те же вопросы.

 

 

- Значит в какой столбик нужно поставить галочку?

- Дальше выполняйте работу самостоятельно.

 

Как должно получиться:

Высказывание

Да

Нет

Существительное в именительном падеже является подлежащим.

V

 

У родительного падежа предлоги по, к

 

V

Дательный падеж отвечает на вопросы Кому? Чему?

V

 

Творительный и винительный падежи отвечают на одни и те же вопросы.

 

V

 

- Всё. Отложили ручки, карандаши, у всех глазки смотрят на меня.

- Сейчас с соседом по парте обсудите ваши варианты ответов. Попробуйте доказать друг другу, почему вы выбрали именно такой вариант ответа, а затем в парах представьте мне ваш конечный ответ.

- Всё. Закончили обсуждения. Все внимательно слушают, никто ни с кем не разговаривает.  Пожалуйста, первая парта. Назовите верные высказывания.

- Значит остальные варианты неверные.

- Давайте сверим ваши варианты ответа со слайдом.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки.

- Поднимите руку те, у кого есть ошибки.

- Повторите изученные вами темы дома, чтобы в будущем не допускать ошибок.

- Давайте перефразируем неверные высказывания так, чтобы они стали верными. «У родительного падежа предлоги по, к? (У родительного падежа предлоги у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после)

- Как мы можем перефразировать это высказывание, чтобы оно стало верным? «Творительный и винительный падежи отвечают на одни и те же вопросы?» (Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем Винительный падеж отвечает на вопрос Кого? Что?)

- Хорошо, молодцы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верное

В столбик «Да»

Выполняют работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

Читают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановки темы и задач урока.

Приём: проблемная ситуация.

1. Учить формулировать тему урока. (Р.)

На слайде:

1. Солнце вышло.

2. Во дворе пусто.

3. Кот проснулся.

4. На улице жарко.

- Посмотрите на слайд. Прочтите предложения.

- Как можно сгруппировать эти предложения? Назовите номера предложений. Объясните, почему именно так вы сгруппировали предложения.

*Делят на распространённое и нераспространённое.

- Ребята. Вы правильно сгруппировали предложения. Но объяснили эту группировку неверно.

- Как вы думаете, почему?

 

 

 

 

- Значит какое новое знание мы будем открывать? (Подводящие вопросы: По какому признаку вы группировали? Что вы уже изучали?)

Читают

Группируют

Дают варианты ответов

 

 

 

Потому что мы не знаем, по какому признаку их группировать

Откроем новое знание о падежах

Открытие нового знания.

Анализ языкового материала.

1. Совершенствовать умения находить существительные. (Пр.)

2. Учить анализировать. (П.)

3. Познакомить учащихся с признаками предложного падежа: отвечает на опросы О ком? О Чём?;  употребляются с предлогами: при, об, о, на, в, во. (Пр.)

 Каждый трус о храбрости мечтает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляются карточки: О ком? О чём?

 

 

 

Появляются карточки:

Предлоги: при, об, о, на, в, во.

- Прочтите предложение на слайде.

- Найдем существительное. Назовите мне существительные в предложении.

- Определите падеж у существительного трус.

- Почему?

 

 

 

- А теперь задайте вопрос к слову о храбрости.

 

- Определите падеж существительного.

- Ребята, если существительное отвечает на вопрос О ком? О чём?, то они стоят в предложном падеже.

- А как вы думаете, почему этот падеж называется предложным?

- Ребята, предложный падеж всегда идёт с предлогом, поэтому он и называется – предложный!

- А какие предлоги могут употребляться вместе с предложным падежом? Как вы считаете?

- Вот такие предлоги могут употребляться с предложным падежом.

Трус, о храбрости.

 

Именительный

Мечтает кто? Трус – подлежащее, а значит И.п.

Мечтает о чём?

О храбрости.

Мы не знаем.

 

 

Он что-то предлагает…

 

 

На, от, под…

Воспроизведение новых знаний.

Приём: составление алгоритма.

1. Учить видеть последовательность действий. (Р.)

2. Учить моделировать выводы в виде схемы. (П.)

3. Учить строить связный рассказ по схеме. (К.)

 

 

 

 

Появляется алгоритм действий на доске.

1. Прочитать предложение

2. Найти существительное.

3. Задать к нему вопрос.

4. Найти предлог.

5. Определить падеж

 

 

 

-  Какую же тему мы изучили?

- Кто сформулирует точнее?

 

- Давайте сформулируем алгоритм действий.

- Что нам нужно сделать в самом начале работы?

 

- Что нам нужно сделать дальше?

 

 

- Что мы будем делать после того, как найдём существительное?

 

 

- Какая ещё есть особенность предложного падежа? Что нам ещё надо найти?

- И что сделаем в итоге?

- Вот такое алгоритм у нас получился.

- Сейчас откройте учебник на странице 54. Найдите правило. Поставьте туда пальчик и прочтите.

- Правильный ли вывод мы сделали о предложном падеже? Полный ли он? Или надо что-то дополнить?

Предложный падеж

 

 

1. Прочитать предложение

2. Найти существительное.

3. Задать к нему вопрос.

 

 

4. Найти предлог.

5. Определить падеж

 

 

Мы сделали верный вывод.

 

Промежуточная рефлексия.

1. Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

 

 

 

 

1. Солнце вышло.

2. Во дворе пусто.

3. Кот проснулся.

4. На улице жарко.

Возвращение к п.с.

- Ребята, с какой трудностью мы столкнулись на уроке?

- Какую новую тему мы изучили?

 

- Давайте попробуем сделать снова.

- Прочтите первое предложение. Найдите в нём существительное и определите падеж.

- Прочтите следующее предложение. Советую вам обратиться к нашему алгоритму. Какое существительное вы нашли и в каком оно употреблено падеже?

 

- Почему?

 

 

- Прочтите следующее предложение. В каком падеже здесь употреблено существительное?

- Прочтите последнее предложение. В каком падеже оно употреблено?

- Почему?

 

 

- Ребята, найдите здесь два лишних предложения.

- Почему они лишние?

 

 

- Какую тему мы изучили?

 

- Где нам это пригодится?

- Кроме этого нам нужно это знание, чтобы наша речь была богатой, красивой и выразительной.

 

 

- Чему будем учиться дальше?

 

 

Не смогли сгруппировать предложения.

 

Солнце-И.п., т.к.подлежащее

 

 

 

Предложный падеж

Вопрос пусто в чём? (во дворе)+предлог

Кот-И.п., т.к.подлежащее

В предложном

Вопрос на чём? (на улице)+предлог

 

1 и 3

Они не относятся к нашей теме.

Предложный падеж

В дальнейшем изучении русского языка

 

 

Определять предложный падеж.

Упражнения в применении нового знания.

1. Совершенствовать умения выделять главные члены предложения. (Пр.)

2. Учить работать в парах. (К.)

3. Учить отвечать полно и точно. (К.)

 

 

Списывание с грамматическим заданием с комментированием по алгоритму.

- Откройте страницу 54 учебника. Найдите номер 98.

- П., прочти задание.

- Ребята, сейчас начнём вместе со мной, а вы затем продолжите.

 

 

 

 

 

 

- К., прочти предложение. Какой существительное встречается первым?

- От какого слова будешь задавать вопрос?

- Какой падеж?

- Надо ли нам записывать это словосочетание?

- Почему?

 

 

 

 

 

 

 

- П., найди следующее существительное.

- От какого слова будешь задавать вопрос?

 

- Посмотри на алгоритм. Что ещё нужно сделать?

- Какой здесь предлог?

- Это предлог какого падежа?

- Значит существительное какого падежа?

- Надо ли нам записывать это словосочетание?

- Запишите в тетради Упражнение №98.

Пишем первое словосочетание с красной строки, с большой буквы, ставим запятую.

- Дальше выполняйте самостоятельно.

- Какие словосочетания получились у тебя, О.?

 

 

- Все ли словосочетания назвала О.?

- А как ты определила падеж существительных?

Комментированное выборочное списывание с грамматическим заданием.

- Ребята, сейчас найдите упражнение 99.

- П., прочитай задание.

 

- В., прочитай первый текст.

- Из какого произведения взяты эти строчки?

 

 

 

 

 

 

 

- Найдите выделенные существительные.

- В., определи падеж слова в злате.

- Почему?

 

 

-П., определи падеж следующего выделенного слова.

- Почему?

 

- К., определи падеж следующего выделенного существительного.

- Почему?

 

- В., определи падеж последнего выделенного существительного.

- Почему?

 

- Молодцы. К., прочитай последний текст.

- Из какого произведения взяты строчки?

- Сейчас напишите упражнение 99. Спишите этот отрывочек из сказки и над всеми существительными определите падеж.

- Ребята, проверяем.

- Что у вас получилось?

 

 

 

 

 

- Сейчас найдите под текстом задание. В., прочти его.

 

 

- Найдём их.

(головной убор-кичка, макушка(головы)-маковка, царская корона-венец, царский трон-престол, изделия из золота-злато, большая комната-палата, тёплая женская кофта без рукавов-душегрейка.)

Списывание с грамматическим заданием.

- Ребята, найдите упражнение 100.

- В., прочитай задание.

 

 

 

 

 

- Ребята, вам нужно будет к словам под цифрой 1, подобрать слова под цифрой 2 с использованием слова живёт. Также вам нужно определеить падеж имён существительных.

- Например, В., где живут люди?

- Значит какое будет предложение?

- В каком падеже употреблено слово люди?

- Почему? Поставь вопрос

 

- В каком падеже употреблено слово в домах?

 

- Докажи.

- Ребята, при определении падежа, не забывайте обращаться к нашему плану.

- Напишите упражнение 100 и выполняйте задание. Падеж пишем над существительным.

- Проверяем, что у вас получилось?

(Люди живут в домах. Белка живёт в дупле. Черепахи живут в песке. Чиж живёт на дереве. Рыба живёт в воде. Чучело находится в огороде. Собака живёт в конуре. Чайник находится на кухне. Лиса живёт в норе. Шишка находится на ёлке. Ласточка живёт в гнезде. Мыши живут в норе.

 

 

 

Прочитайте. Выпишите только словосочетания с именами существительными в предложном падеже.

 

Из трамвая

Вышел из чего?

Р.п.

Нет

В задании указано выписать только существительные в предложном падеже.

На почте

Работал (на чём)

Найти предлог

На

П,п.

П.п.

Да

 

 

 

 

При товарище, о космосе, в пальто.

 

(по алгоритму)

 

 

 

Прочитайте. Назовите произведение.

Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне лебеди.

П.п

 

Сияя в чём? В злате. Предлог в.

 

П.п

 

Сидит в чём? Предлог в

П.п.

 

Сидит на чём? Предлог на

 

П.п.

 

Сидит в чём? Предлог в. Сказка о рыбаке и рыбке

 

 

 

 

 

На крыльце (П.п.), старуха (И.п.), в душегрейке (П.п.), на маковке (П.п.), кичка (И.п.)

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится).

 

 

 

 

В домах

Люди живут в домах.

И.п.

Живут кто? Подлежащее

 

П.п.

Живут в чём? Предлог в

Рефлексия и итоги

1. Учить оценивать свою деятельность. (Р.)

- Итак, ребята. Чему мы сегодня учились?

 

 

 

 

- Какова была тема нашего урока?

 

- Где нам это пригодится?

 

 

- На партах у вас есть карточки. На них нарисована вот такая шкала.

- Отметьте точкой уровень того, как вы работали на уроке. Если вы поставите точку до середины, значит вы работали не активно, вы ничего не усвоили. Если вы поставите точку на середину, значит вы работали активно, но ничего не усвоили, или работали неактивно, но многое для себя узнали. И, наконец, если вы поставите точку выше середины, значит вы работали на уроке активно и усвоили новые знания.

- С кем вы можете поделиться этой информацией, которую получили на нашем уроке?

- На этом урок окончен. До свидания.

Определять предложный падеж у существительных

Предложный падеж

В дальнейшем изучении русского языка

Отмечают оценку своей деятельности

 

 

 

 

 

 

С мамой, подругой.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Тема урока. Предложный падеж

Тема урока. Предложный падеж

Этапы урока Задачи этапа Наглядность, оформление доскиСодержание деятельности учителяСодержание деятельности учащихся

Этапы урока Задачи этапа Наглядность, оформление доскиСодержание деятельности учителяСодержание деятельности учащихся

И начнём мы её с минутки чистописания

И начнём мы её с минутки чистописания

И начнём мы её с минутки чистописания

И начнём мы её с минутки чистописания

Человек должен писать не только красиво, но и грамотно

Человек должен писать не только красиво, но и грамотно

Существительное в именительном падеже является подлежащим

Существительное в именительном падеже является подлежащим

Давайте перефразируем неверные высказывания так, чтобы они стали верными

Давайте перефразируем неверные высказывания так, чтобы они стали верными

Совершенствовать умения находить существительные

Совершенствовать умения находить существительные

Правильный ли вывод мы сделали о предложном падеже?

Правильный ли вывод мы сделали о предложном падеже?

Кроме этого нам нужно это знание, чтобы наша речь была богатой, красивой и выразительной

Кроме этого нам нужно это знание, чтобы наша речь была богатой, красивой и выразительной

От какого слова будешь задавать вопрос? -

От какого слова будешь задавать вопрос? -

Почему? -П., определи падеж следующего выделенного слова

Почему? -П., определи падеж следующего выделенного слова

Найдём их. (головной убор-кичка, макушка(головы)-маковка, царская корона-венец, царский трон-престол, изделия из золота-злато, большая комната-палата, тёплая женская кофта без рукавов-душегрейка

Найдём их. (головной убор-кичка, макушка(головы)-маковка, царская корона-венец, царский трон-престол, изделия из золота-злато, большая комната-палата, тёплая женская кофта без рукавов-душегрейка

Упражнения в применении нового знания

Упражнения в применении нового знания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021