ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая
карта по внеурочному чтению
для 1 класса
на тему
«Произведения Чарушина Евгения Ивановича»
Выполнили:
Студентки группы Ш – 37
Башкирцева Екатерина Евгеньевна
Бахарева Вера Андреевна
Смирнова Анастасия Семеновна
Хайруллина Полина Ришатовна
Проверил:
Методист от колледжа:
Прягаева Елена Алексеевна ____________
Отметка «__ » (___________________)
Соликамск 2021 г.
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
УУД |
Промежу-точный контроль |
1. Орг.момент |
- Здравствуйте, дети. Сегодня мы проведем у вас занятие по внеурочному чтению. |
Приветствуют учителей. |
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
2. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать. |
- Рассказы «Теремок», «Медвежонок», «Что за зверь?», «Медвежата» «Медведь-рыбак», кто-то о них слышал? - А кто знает, кто написал это чудесные произведения? - Их написал Чарушин Евгений Иванович. Так давайте узнаем о нем больше. - Евгений Иванович Чарушин стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. - Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей. - Чарушин Евгений Иванович – художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. - Накопленный опыт, который он приобрел в раннем детстве, благодаря своей матери, которая привила ему любовь к природе и животным, помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла – животные всегда делают то, что им свойственно. - Евгений Чарушин не просто известный детский писатель. Он удивительно разносторонний человек, а его произведения нравятся всем поколениям, а не только детям. В любом возрасте люди находят в его произведениях что-то новое для себя. |
Внимательно слушают. |
Фронтальная |
Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. П:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли. |
Зрительный контакт |
3. Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух. |
Класс разделен на две группы. В каждой группе есть читающий ребенок. Дети в группах знакомятся с произведениями. - А теперь давайте познакомимся со сказкой «Теремок». Первая группа будет знакомиться со сказкой Евгения Чарушина, а вторая группа – с русской народной сказкой. - На это у вас 3 минуты.
- Вот вы и познакомились со сказкой «Теремок». И я предлагаю вам разыграть ту версию сказки, с которой вы познакомились, и показать представление пальчикового театра. - У вас есть 2 минуты на подготовку. Распределите между собой роли.
- Первой нам сказку представит группа, познакомившаяся с русской народной сказкой. - Задача второй группы в это время внимательно смотреть. А так же поднимать значок в те моменты, когда вас что-то удивит в представленной сказке, когда что-то не совпадает с вашей версией сказки.
- И теперь сказку нам представит группа, познакомившаяся со сказкой Евгения Чарушина. - Задача другой группы в это время так же слушать внимательно и поднимать значок, когда вас что-то удивит в представленной сказке, когда что-то не совпадает с вашей версией сказки. |
В группах знакомятся со сказкой.
Готовятся показывать свою версию сказки.
Одна группа показывает сказку, а вторая группа смотрит и анализирует.
Одна группа показывает сказку, а вторая группа смотрит и анализирует. |
Групповая |
|
Показ сказки. Поднятие значка при просмотре и анализирова-нии |
4. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном |
- Вы познакомились с двумя версиями сказки «Теремок». Скажите, они отличаются друг от друга? - Скажите, в какой версии сказки есть много рифмованных строк?
- А окончание у двух версий этой сказки одинаковое или разное?
- В чем это различие?
- В сказках действуют одинаковые животные, но имена некоторых из них немного различаются. - Как звали зайчика в народной сказке? - А как звали его в сказке Евгения Чарушина? - Имена каких животных еще различаются?
- Как звали волка в народной сказке? - А как звали его в сказке Евгения Чарушина?
- Как звали медведя в народной сказке? - А как звали его в сказке Евгения Чарушина?
- Скажите, чему учит народная сказка?
- В народной сказке медведь был добрым, и он принялся помогать строить новый теремок. Он завел друзей, и все вместе они построили теремок лучше прежнего. - А что стало с медведем в сказке Евгения Чарушина? |
- Да.
- В сказке Евгения Чарушина, в отличие от народной, есть много рифмованных строк. - Сказки различаются окончанием.
- В народной сказке медведь не специально раздавил теремок, и животные построили новый. - А сказке Евгения Чарушина медведь нарочно разогнал всех жителей теремка, он хотел им навредить.
- Зайчик-побегайчик. - Заяц – на горе увертыш. - Различаются имена волка и медведя. - Волчок-серый бочок. - Волк - из-за кустов хватыш. - Медведь косолапый. - Медведь – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь. - Народная сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости. - Народная сказка учит нас ценить свое жилье и стараться делать его лучше, комфортнее. - Народная сказка учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое. - Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место. - И народная сказка учит нас дружелюбию и взаимопомощи.
- Он специально сломал теремок, потому что хотел навредить всем. Но в итоге все звери разбежались, и он никого не смог поймать. Он остался ни с чем. |
Фронтальная Коллективная |
К: отвечать на вопросы учителя. П: извлекать информацию из иллюстраций, текста. К: уметь выражать свои мысли |
Зрительный контакт Ответы на вопросы |
5. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение с целью его отыскивания в книге. |
- Давайте теперь все вместе посмотрим на обложку книги «Теремок». - Ребята, перед вами изображена обложка книги. Обложка является обязательным атрибутом детской книги. Обложка – самая главная иллюстрация к книге. Внешние элементы книги – это как бы ее одежда. От их оформления в большой мере зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя. Как гласит старая пословица – «по платью встречают». Поэтому вполне естественно, что внешнему оформлению книги издательства уделяют много внимания. - Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или захотел прочитать, он должен, прежде всего, узнать название книги и фамилию ее автора. Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом. - Преимущество твердой обложки в ее высокой прочности и долговечности. Старинные книги изготавливались исключительно в таком формате и, вероятно, лишь благодаря этому они сохранились до наших дней. - Обложка - это только фон для названия и автора и для дополнительной иллюстрации. Она нужна, чтобы показать основную идею книги. - Сегодня мы с вами сделаем свои обложки для сказки Евгения Чарушина "Теремок".
Ученики разделены на 4 группы. Столы расставлены так, что каждая из 2 групп изначально разделена на 2 группы.
- В группах вам необходимо самим смоделировать обложку. Для этого у вас есть лист картона, изображения, название сказки и имя автора. - На эту работу у вас 5 минут.
- От каждой группы выйдет один ученик и продемонстрирует нам получившуюся обложку. - Вы все хорошо постарались. |
Моделируют обложку для сказки «Теремок» |
|
|
|
6. Рекомендации, касающиеся возможности самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами во внеурочное время. |
- Ребята, мы с вами рассмотрели содержание книги. - Но в вашем классе, есть очень интересный уголок для чтения. Там много разных и интересных других книг Евгения Чарушина, которые вы можете прочитать. - Они распределены по разным темам: произведения о животных, о природе, а так же сказки. |
|
Фронтальная |
Л: выражать положительное отношение к познанию |
Зрительный контакт |
7. Итог |
- Евгений Чарушин – замечательный писатель, а его произведения уникальны. - Сказка «Теремок» Евгения Чарушина учит нас не поступать плохо. Ведь если мы будем поступать плохо по отношению к окружающим, плохо, в первую очередь, будет нам самим. - Плохой поступок всегда возвращается к нам плохим происшествием. - Есть замечательное высказывание – «Поступай с людьми так же, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». - Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас лежит «язычок пламени». Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны! |
|
Фронтальная |
|
Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.