Конспект "Построение столбчатых и круговых диаграмм"

  • docx
  • 20.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Построение столбчатых и круговых диаграмм 6 класс.docx

Конспект урока по математике «Построение столбчатых и круговых диаграмм»,

6 класс.

Цель урока: научить учащихся строить и интерпретировать столбчатые и круговые диаграммы, развивая навыки анализа данных и понимание их значимости в повседневной жизни.

Задачи урока:

1.   Образовательные:

o   Ознакомить учащихся с понятием диаграммы и её видами (столбчатые и круговые).

o   Научить строить столбчатую диаграмму на основе собранных данных.

o   Научить строить круговую диаграмму, включая вычисление углов для сегментов.

2.   Развивающие:

o   Развивать навыки анализа и интерпретации данных, представленных в виде диаграмм.

o   Формировать умение работать в группе и представлять результаты своей работы.

3.   Воспитательные:

o   Воспитывать интерес к математике и её применению в жизни.

o   Способствовать развитию критического мышления и умения делать выводы на основе визуализированных данных.

 

Оборудование: доска+проектор+колонки, карточки с заданиями, презентация «Построение столбчатых и круговых диаграмм», циркуль, линейки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Орг. момент

Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке математики. Сегодня мы будем изучать очень интересную тему — построение столбчатых и круговых диаграмм. Эти диаграммы помогают нам визуально представлять данные и делать их более понятными.

Перед тем как мы начнем, давайте проверим, все ли готовы к уроку. Пожалуйста, достаньте свои тетради, ручки и линейки. Убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы. Если у кого-то есть вопросы или что-то не хватает, поднимите руку, и я помогу вам.

Как думаете, о чем сегодня будет речь на нашем уроке? Тема связана с нашим прошлым уроком.

Верно, о диаграммах. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Верно, цель у нас: научиться строить и интерпретировать столбчатые и круговые диаграммы, развивая навыки анализа данных и понимание их значимости в повседневной жизни

Кто может напомнить мне, какие виды диаграмм мы знаем?

(ждёт ответы детей)

Да, верно, мы говорили о линейных графиках и круговых диаграммах. Сегодня мы сосредоточимся на столбчатых и круговых диаграммах, и я покажу вам, как их строить.

Итак, давайте начнем наш урок! Первое, что мы сделаем, это обсудим, что такое диаграммы и как они используются в нашей жизни. Кто из вас видел диаграммы в газетах или на телевидении? 

(ждёт ответы детей)

Отвечают

 

 

 

Проверяют, всё ли готова к уроку

 

 

 

Думают, отвечают

 

Формулируют цель, совещаются

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

 

Введение в тему

Диаграммы — это наглядные способы представления данных. Они помогают нам быстро и легко воспринимать информацию, сравнивать разные величины и делать выводы. Например, когда вы видите диаграмму с любимыми фруктами вашего класса, вы можете сразу понять, какой фрукт предпочитают больше всего.

Теперь давайте подумаем, где мы можем встретить диаграммы в повседневной жизни. Кто из вас видел диаграммы в газетах, журналах или на телевидении? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями! (ждет ответов от учеников)

Отлично! Да, диаграммы часто используются в новостях, чтобы показать статистику, в отчетах о здоровье, чтобы проиллюстрировать данные о заболеваниях, или даже в бизнесе для анализа продаж. Они делают информацию более доступной и понятной.

Теперь давайте поговорим о разных типах диаграмм. Мы сосредоточимся на двух основных видах: столбчатых и круговых диаграммах.

Столбчатая диаграмма — это график, который показывает данные в виде вертикальных или горизонтальных столбцов. Каждый столбец представляет собой определенную категорию, а высота или длина столбца показывает величину этой категории. Например, если мы посмотрим на столбчатую диаграмму с данными о любимых фруктах, каждый столбец будет представлять один фрукт, а высота столбца — это количество голосов за этот фрукт.

Круговая диаграмма — это круг, разделенный на сектора, где каждый сектор показывает долю части от целого. Например, если мы хотим показать, как распределяются предпочтения в спорте среди класса, каждый сектор будет представлять один вид спорта, а его размер — это процент учащихся, которые выбрали этот вид.

Теперь, когда мы знаем, что такое диаграммы и как они работают, мы перейдем к практике. Мы будем строить столбчатую диаграмму на основе данных о ваших любимых фруктах!

Для начала я расскажу вам, как правильно строить столбчатую диаграмму. Готовы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя, других учеников;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

 

 

Регулятивные:

-высказывать свое предположение.

-определять и формулировать цель деятельности на уроке,

-самостоятельно формулировать тему урока;

 

 

 

Познавательные:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

 

Объяснение нового материала

Построение столбчатой диаграммы

  1. Сбор данных:
    Для начала нам нужно собрать данные. Мы уже провели опрос о ваших любимых фруктах. Давайте запишем результаты. Например, если у нас есть следующие данные:
    • Яблоки — 5 голосов
    • Бананы — 3 голоса
    • Апельсины — 4 голоса
    • Груши — 2 голоса
  2. Определение масштаба:
    Теперь, когда у нас есть данные, мы должны определить масштаб для нашей диаграммы. Это значит, что мы решим, как высокими будут наши столбцы. Например, если максимальное количество голосов — 5, мы можем установить, что 1 единица на нашей диаграмме будет равна 1 голосу.
  3. Построение осей:
    На листе бумаги мы нарисуем две оси: вертикальную (ось Y) и горизонтальную (ось X). На оси X мы отметим названия фруктов, а на оси Y — количество голосов. Не забудьте обозначить оси!
  4. Рисование столбцов:
    Теперь мы можем начать рисовать столбцы. Для каждого фрукта мы будем рисовать столбец, высота которого соответствует количеству голосов. Например, для яблок мы нарисуем столбец высотой 5 единиц, для бананов — 3 единицы и так далее.
  5. Подписи и оформление:
    После того как вы нарисовали все столбцы, не забудьте подписать их и добавить заголовок к диаграмме, например, "Любимые фрукты класса". Это сделает вашу диаграмму более понятной.

Теперь, когда мы разобрались со столбчатой диаграммой, давайте перейдем к круговой диаграмме.

Построение круговой диаграммы

  1. Сбор данных:
    Мы можем использовать те же данные о ваших любимых фруктах или любые другие данные, которые вы хотите отобразить. Для круговой диаграммы важно, чтобы все данные складывались в 100%. Так что, если у нас есть 14 голосов, мы можем найти процент для каждого фрукта:

1.      Рисование круга:
На листе бумаги нарисуйте круг. Это будет основа для вашей круговой диаграммы.

2.      Расчет углов:
Для каждого процента мы можем вычислить угол сектора. Угол для каждого сектора можно найти по формуле:

1.      Рисование секторов:
Используя транспортир, отметьте углы на круге и нарисуйте сектора. Каждый сектор будет представлять один фрукт. Не забудьте подписать каждый сектор и указать, сколько процентов он занимает.

2.      Оформление:
Как и в случае со столбчатой диаграммой, добавьте заголовок к диаграмме, например, "Предпочтения в фруктах".

Вот и все! Теперь вы знаете, как строить столбчатые и круговые диаграммы. Важно помнить, что диаграммы — это отличный способ визуализировать данные и делать их более понятными.

Слушают

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Строят диаграмму по руководством учителя

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Строят диаграмму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют подписи к диаграмме

 

Познавательные:

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-обобщать понятия;

- строить логическое суждение

 

Регулятивные:

- анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать  её

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-использовать  знаково-символические записи математического понятий.

 

Регулятивные УУД:

  - работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

 

Групповая работа

Теперь давайте разделимся на группы и попробуем построить свои диаграммы.

Задание для команд:

Сбор данных:

    • Ваша задача — провести опрос среди одноклассников о том, какие виды спорта они предпочитают. Каждый из вас должен спросить как минимум 10 человек. Вы можете выбрать любые виды спорта, например: футбол, баскетбол, плавание, теннис, волейбол и другие.
    • Запишите результаты опроса в таблицу. Например:

  • Построение столбчатой диаграммы:
    • Используя собранные данные, постройте столбчатую диаграмму. Следуйте этим шагам:
    • Определите масштаб для вашей диаграммы.
    • Нарисуйте оси X и Y.
    • Подпишите оси и добавьте заголовок.
    • Нарисуйте столбцы для каждого вида спорта, высота которых будет соответствовать количеству голосов.
  • Построение круговой диаграммы:
    • Теперь используйте те же данные, чтобы построить круговую диаграмму. Для этого:
    • Переведите количество голосов в проценты.
    • Рассчитайте угол для каждого сектора по формуле:

  • Нарисуйте круг и отметьте углы секторов.
  • Подпишите каждый сектор и добавьте заголовок.
  • Если у вас есть вопросы по заданиям, не стесняйтесь спрашивать меня!

Давайте начнем.

Работа в команде

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя, других учеников;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

 -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Рефлексия

 

Теперь каждая группа по очереди представит свои диаграммы. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Четкость и аккуратность представления данных.
  • Правильность расчетов углов и высоты столбцов.

Способность объяснить, что представляют ваши диаграммы и какие выводы можно сделать на их основе.

Пожалуйста, подумайте над следующими вопросами:

  • Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Как вы можете использовать диаграммы в повседневной жизни?
  • Какие навыки вы хотели бы развить дальше в этой области?

Презентуют работу

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

 -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

 

 


 

Посмотрите также