Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Развитие музыки от древней Греции до барокко", 2 год обучения"
Оценка 4.6

Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Развитие музыки от древней Греции до барокко", 2 год обучения"

Оценка 4.6
docx
14.12.2021
Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Развитие музыки от древней Греции до барокко", 2 год обучения"
Развитие музыки от древней Греции до барокко.docx

 

 

 

 

 

 

 

Поурочные планы по предмету

 

«Музыкальная литература»  2 год обучения.

 

 

 

 

 

 

преподаватель: Чумакова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I четверть.

Урок №1

 

Тема урока: Развитие музыки от Древней Греции до эпохи барокко.

Цель урока: знакомство учащихся с историей развития музыки по периодам – от первобытной до эпохи барокко.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с основными периодами развития музыкального искусства, закрепить полученный материал;

- развивающие: развивать речь и мышление учащихся, развивать образно-эмоциональное восприятие музыки.

- воспитательные: воспитывать организованность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: наглядный, иллюстративно-объяснительный.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: музыкальный центр, компьютер, доска, аудио- и видеозаписи, иллюстрации.

 

Ход урока: организационный момент (приветствие). Сегодня на уроке мы узнаем когда появилась музыка, где она возникла и как шло её развитие.

Музыка является неотъемлемой частью культуры жизнедеятельности человека. Истоки происхождения слова «музыка» идут из греческой мифологии, которая увлекательно повествует о том, что у Зевса и Мнемозины (богиня памяти) было 9 дочерей, которых называли «музами». В честь них и было названо великолепное искусство. Возникло оно ещё в глубокой древности, когда люди впервые заметили, что правильное размещение звуков создаёт гармоничное звучание.

Историю происхождения музыки можно разделить на несколько значимых периодов.

1.     Первобытная музыка (VIIIв. до н.э. – IVв. до н.э.)

В первобытном обществе развитие музыки происходило медленно. В то время она ещё не являлась большим искусством, а всего лишь была следствием повседневной жизни. Первые музыкальные инструменты предназначались для обрядов. Они были примитивными, представляли собой твёрдую поверхность, по которой скребли палкой, костью или камнем. Также изготавливали погремушки из черепов, которые заполняли семенами или сушёными ягодами! Такой звук нередко сопровождал погребальную церемонию. Это и была музыка древности.

Первые древние инструменты были ударные. Идиофон – возник в период формирования речи у человека (илл. 1,2) . Затем духовые инструменты – проделывались дырочки в костях животных (илл. 3). Затем струнные были изобретены тоже в глубокой древности, об этом нам говорят многочисленные наскальные рисунки, изображения которых сохранились, в частности, на стенах храмов и найденных при раскопках керамических вазах (илл.4,5,6). Отсюда мы делаем вывод, что развивается и изобразительное искусство. Всё это мы знаем, благодаря тому, что в 1877 году был изобретен фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты-исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад (илл. 7). От представителей таких племен с помощью фонографа они  сделали записи образцов пения и инструментальных наигрышей. Но подобные записи дают, конечно, лишь приблизительное представление о том, какой  была музыка в те незапамятные времена. Появляется письменность — и авторы рукописей вносят в них поэтические тексты песен  и гимнов, сообщают интересные сведения о музыкальной жизни. Со временем писатели уделяют немало внимания  философским  рассуждениям о музыке, о ее важной общественной, в том числе воспитательной роли, а также теоретическому изучению элементов ее языка. Свои устойчивые формы музыка древности начала обретать лишь с течением времени.

2.     Античная музыка. (IV в. до н.э. – конец V в. н.э.)

В общественной жизни Древней Греции музыка занимала особое место. Она помогала людям трудиться, сопровождая всевлозможные праздники, звучала на театральных представлениях. Проходили эти представления так: у подножия холма ставили палатку, по гречески  «скенс» - в ней актёры переодевались. Затем выместо палатки стали строить небольшое здание, на него вешали декорации. Здание сохранило название «скене» (сцена) (илл. 8). Перед ним устраивали площадку – «орхестру», на которой выступали актёры и хор. На склонах холма делали скамьи для зрителей. Такие театры были сооружены почти во всех греческих городах. «Театр» - греческое слово и означает «место для зрелищ». В Афинах театр вмещал 17000 человек. И хотя, никаких микрофонов не было, зрители слышали всё, что происходило на сцене, поскольку греки прекрасно знали законы «акустики» - науки о распространении звуков.

Театр играл важную роль в жизни греков. Они считали, что зрители, потрясённые происходящими на сцене драматическими событиями, сочувствуют, плачут и тем самым очищаются от собственных пороков. Очищение по гречески – «катарсис».

На ноги актёры надевали «котурны» - маленькие скамеечки, что-то вроде туфель (илл. 9,10) на платформе, чтобы казаться выше. Длинная одежда прикрывала эту обувь. На лицах – маски, выражающие различные эмоции. Они были ярко раскрашены и видны с задних рядов (илл. 11).

Участники хора также были в масках. Хор выражал своё отношение к героям и их поступкам: порицал, одобрял, сочувствовал. Хор начинал и заканчивал представление, чередовал декламацию актёров своим пением или плясками в сопровождении инструментов.

Иногда в происходящее вмешивались боги – их опускали сверху на специальных машинах, актёр исполнял роль какого либо божества. Весёлые пьесы назывались – комедиями, а грустные – трагедиями.

Свой текст актёры произносили нараспев. Это называется «мелодекломация» - «мелос» - пение, «декломация» - чтение, произношение.

Греки были свободолюбивыми, красивыми людьми. Много сил и времени они отдавали занятиям спортом. В Древней Греции в VIII веке до нашей эры родились общественные спортивные состязания — Олимпийские игры. А двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания — Пифийские игры, которые можно считать далекими предками современных конкурсов. Помимо этого греки много времени посв\ящали науке, танцам, театру, литературе. Музыке посвящали труды известные учёные, например Пифагор. (Вывел учение о гармонии, считалось, что он слышал музыку сфер, которая исходила от звёзд и планет, сплетаясь в божественную гармонию, а также использовал определённые песнопения и музыку лир, чтобы успокоить свой ум или избавиться от болезней).

Из дошедших до нас поэм Гомера достоверно известно, что музыка жила не только в инструментах (лирах, кифарах - струнных), авлосах и тростниковых флейтах (илл.12,13,14,15), но и была тесно связана с поэзией. Ведь поэты древности пели в прямом смысле слова, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах – лирах. Поэтому слово «лирика», «лирический» - означает пение под лиру. Поэты устраивали между собой состязания, исполняя свои произведения. Победитель награждался лавровым венком, т.е. становился «лауреатом», что и означает – награждённый лавровым венком.

Когда древние греки воевали, музыка сопровождала их, подбадривала, помогала скрыть страх. Позже их опыт обогатит армии всех стран. А в мирное время греки сооружали шедевры архитектуры, древними руинами которых мы сейчас восхищаемся. Т.о. они создали цивилизацию, оказавшую очень большое влияние на западную культуру. И современные музыканты до сих пор используют термины древнегреческой теории музыки: мелодия, гармония, ритм, гамма..Поэтому нам, музыкантам, очень важно знать искусство Древней Греции.

3.     Средневековая музыка (конец Vв. – начало XVIв.)

Литургическое (церковное) пение, особенно григорианское пение (в широком смысле – одноголосное богослужебное пение в Римско-католической церкви на латинском языке) приобрело в Средние века особое значение. Но наряду с церковным существовало также светское одноголосное пение – «монодия», оно стало развиваться, появлялись новые формы музыки. Вместо монодии появилась «полифония» - вид многоголосия, которое основано на одновременном звучании и сочетании двух и более самостоятельных голосов.

Первые светские песни исполнялись бродячими студентами. Были распространенны песни о героях, которые исполнялись менестрелями, жонглёрамипрофессиональными певцами, музыкантами, которые зарабатывали на жизнь пением, танцами, акробатикой или выступая с дрессированными животными.

Искусство менестрелей передаваясь из поколения в поколение способствовало развитию музыки и становлению музыкантов – поэтов и композиторов, называемых трубадурами и труверами. Их искусство развивалось на юге и севере Франции и послужило моделью для немецкой школы «рыцарей» поэзии и музыки – миннезингеров, что означает «песнь любви» (илл.16,17,18).

В период Средневековья появляются новые музыкальные формы: органум, мотет, рондель (простой канон), баллада, рондо, мадригал.

Появляется новая система записи звуков. В XI веке итальянский монах Гвидо д'Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обучал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К  тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под  ней.  Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста- навливала примерный высотный уровень записи.  А Гвидо придумал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по  тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно рисунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

4.     Эпоха Возрождения.

Возрождение (фран. Ренессанс) – период в истории культуры Западной и Центральной Европы, охватывающей примерно XIV XVIвв.  Своё название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшего идеалом для деятелей культуры нового времени.

Развитие культуры Возрождения связано с подъёмом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение – гуманизм(от лат. «человечный»).

Развивается наука, торговля, различные ремёсла, экономика, происходят великие географические открытия. Происходит расцвет изобразительного искусства, архитектуры, литературы.

Музыка отходит от норм средневековья, появляется понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, увеличивается число голосов (4, 6 и более). В гармонии господствуют консонирующие созвучия, складываются мажорные и минорные лады. Более тесной становится связь текста и музыки, музыка начинает передавать настроение.

Музыка эпохи Возрождения начинает развиваться в двух направлениях: церковная и светская. Основные жанры церковной музыки это месса и мотетмногоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля.

Развитию светской музыки способствует рост любительского музицирования. Распространяются светские жанры – мадригалы, фротолы, французский «шансон», англ. и нем. многоголосные песни. Они звучат везде на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появляются исполнители – виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, продольных флейт (илл.21-25).

Формируются национальные музыкальные школы. Самая крупная – нидерландская полифоническая школа. Её представители Гийом Дюфаи (илл. 26), Жоскен Депре (илл. 27), Иоханнес Окегем (илл. 28), Орландо Лассо (илл.29).

Итальянская школа Джовани Палестрина (илл.30). Испанская – Т.Л. де Виктория (илл.31). Английская – Уил Бёрд (илл.32). Немецкая – Мартин Лютер (илл.33).

Завершается эпоха появлением новых жанров: сольная песня, оратория, опера.

Завершение урока.

Закрепление пройденного материала, повторение основных терминов.

Основные термины для запоминания:

Фонограф, скенс, орхестра, театр, акустика, катарсис, котурны, мелодекломация, григорианское пение, монодия, полифония, менестрели, трубадуры и труверы, Гвидо д'Арёццо, невмы, месса и мотет.

Домашнее задание.

Выучить все новые понятия, вклеить в тетрадь таблички, ответить на вопросы в учебнике.

 

 

 


 

Поурочные планы по предмету «Музыкальная литература» 2 год обучения

Поурочные планы по предмету «Музыкальная литература» 2 год обучения

I четверть . Урок №1 Тема урока :

I четверть . Урок №1 Тема урока :

В первобытном обществе развитие музыки происходило медленно

В первобытном обществе развитие музыки происходило медленно

Античная музыка. ( IV в. до н

Античная музыка. ( IV в. до н

Свой текст актёры произносили нараспев

Свой текст актёры произносили нараспев

Средневековая музыка (конец V в

Средневековая музыка (конец V в

Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам

Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам

Развитию светской музыки способствует рост любительского музицирования

Развитию светской музыки способствует рост любительского музицирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021