Конспект проведения консультации-практикума для молодых специалистов - воспитателей Тема: «Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Оценка 4.6

Конспект проведения консультации-практикума для молодых специалистов - воспитателей Тема: «Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Оценка 4.6
pdf
13.04.2023
Конспект проведения консультации-практикума для молодых специалистов - воспитателей  Тема:   «Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми с  ОВЗ»
Конспект здоровьесбер. технологии.pdf

Цель: распространение педагогических знаний и опыта по применению Здоровьезберегающих  технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Ход мероприятия:

 

Ведущие:   Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы снова рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы поговорим об использовании здоровьезберегающих технологиях в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Воспитатель:    Начать сегодняшний наш разговор я хочу небольшой притчей.

Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить ими Землю. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: « Человек должен быть сильный», другой сказал : « Человек должен быть здоровым», третий сказал : «  Человек должен быть умным». Но один из богов ответил так : « Если все это будет у человека, он станет подобен нам». И решили они спрятать самое главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие гора.

-           А как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (ответы)

-Решили боги спрятать здоровье в самого человека. Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар.

-           Значит здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из вас и в каждом ребенке. А вырастить здорового ребенка – это самая главная задача для нас с вами. И здесь нам пришли на помощь технологии, назначение которых – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей, а самое главное – детей на сохранение, укрепление здоровья. Название эти технологии получили « здоровьесберегающие». 

Здоровьезберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Задачи  здоровьезберегающих технологий:

-           сохранение здоровья детей и повышение активности и умственной работоспособности

-           создание адекватных условий развития, обучения, оздоровления детей

-           создание положительного  эмоционального настроя и снятие психоэмоционального настроения

Здоровьезберегающие технологии делятся на три группы:

             1.        Технологии сохранения и стимулирования здоровья

-           динамические паузы

-           подвижные и спортивные игры

-           релаксация

-           гимнастика пальчиковая

-           гимнастика для глаз

-           гимнастика дыхательная

-           динамическая гимнастика, логоритмические упражнения

2.       Технологии обучения здоровому образу жизни

-   физкультурные занятия

-   точечный массаж

-   занятия в бассейне

-   проблемно – игровые и коммуникативные игры

3.       Коррекционные технологии

-   сказкотерапия

-   песочная терапия

-   арт – терапия

-   Су-Джок терапия

-   музыкотерапия

 

Сегодня мы поговорим о некоторых здоровьесберегающих технологиях, которые мы наиболее часто используем в нашей с вами работе. Так как мы с вами собрались сегодня в музыкальном зале, то хочу отметить, что особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием  музыки, т. к. именно музыка из всех видов искусства является самым сильным воздействием на человека. Музыка создает благоприятный эмоциональный фон, учит вслушиваться и повторять заданный ею ритм, повышает активность. Но мы не просто поговорим с вами о здоровьезберегающих технологиях, а отправимся в небольшое путешествие. Согласны?

-   Итак, мы приглашаем вас в сказочный, осенний лес. Давайте встанем в круг и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, покружись. В лесу волшебном окажись»

Вот мы уже не в музыкальном зале, в лес чудесный мы попали. Давайте прогуляемся немного по осеннему лесу под задорную, веселую песенку.

                                  

Логоритмика

 

1 к.      – Зайцы встали по  порядку (прыгают лапки)             Зайцы делают зарядку,

             Саша тоже не ленись - (грозят пальчиком )

             На   зарядку      становись. (Две руки поднимаем вверх одновременно и ставим на пояс)

             Прыг – скок, руки вверх (2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу)

           - А теперь давай, дружок, подтянись (поднять руки вверх и встать на носочки)    -      повторить 2 раза

2 к. – Рядом ежик травку топчет (кружение вокруг себя, руки моторчиком)

           Заниматься с нами хочет.

           Будем с ежиком шагать, (марш на месте с высоким подниманием             колен)

           Выше ноги поднимать.

           Топ – топ, шаг вперед, ( 2 притопа, шаг вперед )

           Топ – топ, шаг назад. ( 2 притопа, шаг назад )

           А теперь в ладошки хлопнуть ( хлопки )

           Встали и стоять. ( повтор 2 р. )

-                       Вы догадались какую здорлвьезберегающую технологию мы сейчас с вами использовали? (логоритмика )

Логоритмика – это музыкально – ритмические упражнения. Она включает в себя слово, движение и музыку. Логоритмика способствует развитию:

-речи и коррекции речевых нарушений

-памяти ( зрительной ,слуховой, двигательной )

-внимания ( ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять)

-восприятия ( развивается слуховое восприятие, т.к. движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями)

-                       ориентации в пространстве

 

-                       Посмотрите, сколько вокруг нас красивых осенних листочков. Давайте соберем букет из листьев.

          Раз, два, три, четыре, пять,           Будем листья собирать.

          Листья березы,

          Листья рябины,

          Листья тополя,

          Листья осины,

         Листья дуба мы соберем,

         Осенний букет мы с собою возьмем.

 Как вы думаете, какую здоровьезберегающую технологию мы сейчас с вами использовали? 

 

                               Пальчиковая гимнастика

 

Игры с пальчиками очень нужны и важны.

-   Способствует овладению навыкам мелкой моторики

-   Помогает развивать речь

-   Повышает работоспособность коры головного мозга

-   Развивает психические процессы ( мышление, внимание, память,  воображение )  

-   Снимает тревожность.

Как говорил В. Сухомлинский: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев… Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Помимо пальчиковой гимнастики мы можем проводить с детьми   массажные упражнения для рук с использованием различных подручных средств. Какие вы можете предложить? ( карандаши, шишки, камешки, бусинки, крупы).

-Сейчас очень активно используют массаж ладоней массажными шариками по методу СУ-Джок терапия – автор южно-корейский профессор. Регулярно выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

-   А мы продолжаем наше путешествие. Давайте присядем и немного отдохнем.

-   Вот стоит осенний лес ( глаза вверх – вниз)

-   В нем много сказок и чудес

( круговые движения глаз)  -Слева –сосны, справа – дуб (глаза налево, направо)

-   Дятел сверху, тук да тук

-   Глазки ты закрой, открой      - Сказка нас зовет с собой.

Какую технологию мы сейчас использовали? (гимнастика для глаз)

Задачи ( презентация)

 

                               Дыхательная гимнастика

 

Муз: В лесу красиво и светло,

Здесь воздух чист, и дышится легко. Головою покачаем - Влево - вправо наклоняем. Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

     Подуем на плечо, Подуем на другое. 

Подуем на живот, Дудочкой  станет рот.      Ну, а теперь на облака, И остановимся пока.

 

Уважаемые коллеги, как вы думаете? О какой здоровье сберегающей технологии мы сейчас с вами поговорим? 

Гости: О дыхательной гимнастике!

Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления.

 

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

1.       Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости,  его организма к заболеваниям дыхательной системы.

2.       Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

 

Дыхательная гимнастика тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких,       повышает   насыщение          крови          кислородом, диафрагмально-рёберное дыхание способствует  массажу внутренних органов,   тренирует   сердечно -        сосудистую          систему,     способствует восстановлению центральной нервной системы; формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох). Универсальность дыхательной гимнастики в том, что она не имеет противопоказаний, очень результативна, повышает внимание и улучшает память, медленный выдох помогает    расслабиться,      успокоиться,        справиться с        волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей и детей ОВЗ, так как в большинстве своем, они гиперактивны и легко возбудимы.

Правильное  дыхание - это носовое дыхание. Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. 

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли.  Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится.

Поэтому мы сегодня, и предлагаем вам эту здоровье зберегающую технологию. 

Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот.

      Вся    наша речь строится     на      выдохе,      именно струя выдыхаемого воздуха является основой для звукообразования.

 Во время занятия дыхательной гимнастикой, нужно дышать только через нос!

 Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении. Весь комплекс необходимо превратить в игру.

 Занимайтесь дыхательной гимнастикой с вашими детьми! Это поможет стать им  здоровыми и счастливыми!

 

 На столах вам предложена памятка и картотека по дыхательной гимнастике.                                                                                                                              

А наше путешествие продолжается.

 

                                         Вокалотерапия

 

Муз: Прибежали на лужайку, Разные зверята.

Дружно весело живут, Свои песенки поют!

Чтоб красиво спеть,

Нужно горлышко разогреть!

А помогут нам  песенки - распевки. 

Они используются для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании.

Ув. Коллеги встаём  в полукруг, принимаем певческую позу: 

Встали ровно, спинки выпрямили,

(Становятся в полукруг, лицом к инструменту) Итак, начнём!

1.Пение закрытым ртом. (Разогреваем  связки)

2.Пропеваем мелодию на слоги: МИ-МЭ-МА-МО-МУ.

3. Каждую непосредственную образовательную деятельность начинаю с валеологической песни          – например:         «Я     пою, хорошо      пою» (Они подготавливают голос к пению, поднимают настроение и задают позитивный тон)

4.А теперь рычит медведь: РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, А теперь пищат мышата: ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ,

За мышатами ежата: ФЫР-ФЫР-ФЫР-ФЫР-ФЫР, А потом все лягушата: КВА-КВА-КВА-КВА-КВА.

А теперь поторопитесь,

На свои места садитесь!

Коллеги, какой здоровье зберегающей технологией мы сейчас занимались? Ответы:  Музыкотерапия (Если сказать точнее) Правильно: Вокалотерапия!

Вокалотерапия - научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения.

Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности.

                                                                                                           

Пение благотворно действует на бронхо – легочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу и сердце.

   Голос это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как  правило,  имеют крепкое здоровье.   

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника.

Интересный факт, что у  детей с логоневрозом при пении произношение слов и звуков меняется на плавное и ритмичное, т.е эти дети при пении перестают заикаться. 

Дети с ОВЗ как правило имеют:

        речевое дыхание чаще всего верхнееключичное;

        речевой выдох ослаблен;

        речь монотонна, маловыразительна;                                                               

        темп речи замедленный или ускоренный;

        ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

        голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 

        голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

Исходя из этого, приходим к  выводу, что занятия вокалотерапией в работе с детьми с ОВЗ являются очень полезными и продуктивными.

Так что пойте сами, пойте с вашими детьми  и будьте здоровы!

-           Предлагаем вам сейчас разыграть небольшой этюд, но не простой. Он будет соединять в себе все знакомые вам здоровьезберегающие технологии. Выберете себе по одному осеннему листочку. Я буду читать текст, а вы изображать героя с помощью одной из технологии, которая указана на вашем листочке.

 

1. Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, невысок, не высок.

Мимо зайка проскакал прыг-скок. 2. Мимо  мышка  пробегала Серым хвостиком махала.

3.       Вот и лисичка – лиса      Рыжеволосая краса.

4.       Вот колючий серый еж,     Он на елочку похож.

5.       Вот и мишка косолапый,

Всем зверятам машет лапой.

6.       Вот лягушка прыг да скок Прискакала в теремок.

7.       Белка песенки поет, Всем орешки раздает.

8.       Вот и волчок серый бочок. Тоже хочет в теремок.

 

-           Встали звери дружно в круг    Слева друг и справа друг.

-           Вот какая замечательная сказка у нас получилось с использованием здоровьезберегающих технологий. А нам пришло время возвращаться назад из нашего путешествия. Давайте опять скажем волшебные слова: « Раз, два, три, покружись, в нашем зале окажись!

Мы вернулись из нашего путешествия,

Нам очень хотелось чтобы вы поделились своими впечатлениями, Что нового вы узнали, что понравилось?

(Рефлексия, стоя в кругу, передают друг другу осеннюю веточку с пожеланиями)

 

Конспект проведения консультации-практикума для молодых специалистов - воспитателей Тема: «Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Конспект проведения консультации-практикума для молодых специалистов - воспитателей  Тема:   «Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми с  ОВЗ»

Цель: распространение педагогических знаний и опыта по применению

Цель: распространение педагогических знаний и опыта по применению

Технологии обучения здоровому образу жизни - физкультурные занятия - точечный массаж - занятия в бассейне - проблемно – игровые и коммуникативные игры 3

Технологии обучения здоровому образу жизни - физкультурные занятия - точечный массаж - занятия в бассейне - проблемно – игровые и коммуникативные игры 3

Рядом ежик травку топчет (кружение вокруг себя, руки моторчиком)

Рядом ежик травку топчет (кружение вокруг себя, руки моторчиком)

Развивает психические процессы ( мышление, внимание, память, воображение ) -

Развивает психические процессы ( мышление, внимание, память, воображение ) -

Гости: О дыхательной гимнастике!

Гости: О дыхательной гимнастике!

На столах вам предложена памятка и картотека по дыхательной гимнастике

На столах вам предложена памятка и картотека по дыхательной гимнастике

Голос это своеобразный индикатор здоровья человека

Голос это своеобразный индикатор здоровья человека

Встали звери дружно в круг

Встали звери дружно в круг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2023