Конспект проведения сюжетно-ролевой игры
для старшей группы
«Больница»
Подготовила воспитатель:
Чернецова Надежда Викторовна
г. Стаханов
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Программное содержание:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.
2. Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.
3. Помочь детям самостоятельно сделать выводы о последствиях несоблюдения правил безопасного поведения в группе и на территории детского сада.
4. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы детали (инструменты, оборудование).
Развивающие:
1. Развивать чувство коллективизма и интерес во время игры.
2. Развивать внимание, мышление, правильную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
2. Воспитывать чувство сострадания и ответственности.
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова : детский педиатр, окулист, щиток, фонендоскоп, назначим, осматривать, процедурный кабинет, регистратура.
Интеграция: Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Предварительная работа : беседа о работе врача, медсестры; рассматривание иллюстраций; чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» ; сюжетно – ролевая игра «Больница»; дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Материал: столы и стулья для кабинета врачей, одежда для врачей и медсестер (халаты, шапочки, детский набор «Больница», лекарства, касса, медицинские карты, страховые полюса, ручки, тетради, бумаги, деньги.
Ход занятия:
- Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому он принадлежит.
Кто в дни болезней всех полезней?
Лечит нас от всех болезней?
Ответы детей (доктор.)
- Правильно, ребята, это доктор, а теперь посмотрим, что у нас в сундучке.
(Дети достают из сундука медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.)
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в больницу вместе со своими родителями.
Ответы детей:
- Давайте вспомним, что делает врач?
Ответы детей:
- Врач беседует с больным о том, что его беспокоит, осматривает больного и назначает лечение.
- А что делает медсестра?
Ответы детей: (Медсестра выполняет назначения врача: выписывает рецепты, делает уколы, закапывает в глаза капли, выдает таблетки, ставит горчичники и т. д.)
- Молодцы! А какие врачи работают в больнице? Кто знает, поднимает руку.
Ответы детей: (Окулист. Хирург. Педиатр.)
- Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в больнице работает невропатолог, массажист, кардиолог всех их и не перечислишь.
- Сегодня, я предлагаю вам поиграть в сюжетно – ролевую игру «Больница», но игра эта будет немного необычная. У нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту ошибку. У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет. Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.
Ответы детей (Пусть будет Соня.)
- А почему Соня?
Ответы детей: (Она отзывчивая и вежливая. София справится с этой ролью.)
Дальше, кто у нас будет врачом – педиатром?
Ответы детей: ( Марк )
- Да, ребята я согласна с вашим выбором. Марк очень заботливый и внимательный. Марк будет врачом-педиатром.
- А кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?
Ответы детей:
- Медицинской сестрой будет Варвара
- Хорошо. А кто у нас будет врачом-окулистом?
Ответы детей:
Анастасия, будешь врачом – окулистом?
Ответы детей: (Да, а можно Катя будет работать у меня медицинской сестрой?)
- Конечно можно.
- Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?
Ответы детей: (А можно я буду работать в процедурном кабинете.)
- Хорошо Дима, ты будешь работать в процедурном кабинете
- Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир. Лера эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.
- Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами.
Дети распределяют роли врача, медсестры и пациентов.
- Задача пациентов, придя на прием к врачу, объяснить, что случилось с игрушкой. Задача врача и медсестры не только оказать помощь больному.
- Врачи и медицинские сестры одевайте свои халаты. Ребята, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет. Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.
Регистратура:
- Ребята встаем в очередь.
Дети: А кто последний, в регистратуру?
Дети: «Я последняя».
Дети: Хорошо, тогда я буду за вами.
- Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».
Катя и Женя: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.
Соня: Сейчас подождите я выпишу вам направление … Возьмите пожалуйста.
Катя и Женя: Спасибо.
А нам дайте, пожалуйста, направление к окулисту.
Соня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.
Соня и Дима: Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?
Соня: Да, конечно, сейчас напишу.
Прием у педиатра:
Катя и Женя: Можно?
Марк: Да, войдите.
Катя и Женя: Здравствуйте, доктор!
Марк: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?
Катя и Женя: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.
- Марк, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?
Марк: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Варваре - медицинской сестре).
Варвара: Хорошо. Вот возьмите.
Катя и Женя: Спасибо большое. До свидания.
Марк: До свидания.
Марк, Здравствуйте! Проходите, садитесь. Что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?
Соня и Дима: Здравствуйте. У дочки болит голова.
- Что еще болит у Сони?
Ответы детей:
- Правильно ребята, у Сони болит горлышко, ей даже больно глотать. Надо срочно что-то сделать. Почему у Сони болит горло?
Ответы детей: (она выпила холодный сок, снег, мороженое.).
- А как помочь Соне?
Ответы детей: (измерить температуру, проверить горлышко, дать таблетку.).
- Марк будет осматривать больных, и назначать лекарство, а Саша будет лечить больных: давать лекарства.
Марк: Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю тебя. Дышите, не дышите. Все понятно. Давай посмотрим горлышко, открой ротик шире. Скажи «а-а-а-а-а». Так, горло очень красное. Медсестра вам поставит градусник, и измерит температуру.)
Саша: Проходите, садитесь. Сейчас я поставлю градусник и измерю у вас температуру. Подержите градусник 5 минут. Ой, какая высокая температура у вашей дочки.
Марк: У дочки — ангина. Назначим ей таблетки и побрызгаем горлышко (медсестра выписывает таблетки и брызгает горлышко). Принимайте таблетки 3 раза в день, а ещё каждый вечер пейте горячее молоко с мёдом.
Соня и Дима: Спасибо доктор. До свидания.
Марк: До свидания.
- Вот и Соня у нас вылечилась. И сейчас она здоровая. А вы знаете ребята, какой же врач лечит у детей горлышко?
Ответы детей: (детский педиатр, педиатр).
Правильно, детский педиатр — это самый главный детский врач.
Процедурный кабинет:
Катя и Женя: Можно?
Дима: Да, да войдите.
Катя и Женя: Здравствуйте, мы пришли на прививку от гриппа.
Дима: Здравствуйте, хорошо проходите, присаживайтесь. Сейчас мы сделаем вам прививку.
Дима: Засучите рукава и приготовьте руку. Делает укол. Вот и все. Держите вату.
Катя и Женя: Спасибо вам большое, до свидания.
Дима: До свидания. Приходите к нам еще.
- А как называется кабинет, где нам делают прививку?
Ответы детей.
- Правильно, прививку делают нам в процедурном кабинете. Почему нам делают прививку от гриппа?
Ответы детей: чтобы не болеть.
Прием у окулиста:
Егор и Маша: Нам можно. Здравствуйте.
Даша: Да, да войдите. Здравствуйте, садитесь. На что жалуетесь?
Егор и Маша: У нашего сына очень сильно болит левый глаз. Доктор видите, даже немного покраснел.
Даша: Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка. Садитесь удобнее. Так, посмотрите наверх, подождите.
- Даша не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Посвети фонариком. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.
Даша (осматривает): Глазик надо лечить, для этого вам необходимо купить вот эти капли для глаз.
Говорит врач Даша медсестре Варваре: Выпишите, пожалуйста, рецепт – капли.
Варвара: Хорошо. Сейчас я вам выпишу рецепт. Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли.
Егор и Маша: Спасибо, доктор. До свидания.
Даша: До свидания.
- Дети, посмотрите, как заработала наша больница, какие здесь хорошие врачи. Егор и Маша сходите в аптеку и купите лекарство, которое вам выписал врач.
Аптека:
- Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.
Егор и Маша: Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.
Лера: Держите. С вас 15 рублей 50 коп.
Егор и Маша: Вот возьмите.
Лера: Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.
Егор и Маша: До свидания.
Женя: Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, витамины для детей.
Лера: Здравствуйте, вам сколько упаковок?
Женя: Мне две упаковки.
Лера: Так с вас 35 рублей.
Женя: Возьмите, пожалуйста.
Лера: Спасибо вам за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас у нас в аптеке.
Женя: Да, конечно обязательно приеду. До свидания.
Лера: До свидания.
- Молодцы ребята, всех вылечили! Сегодня уже поздно и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека рады будут видеть вас у себя. И вы можете прийти на прием к врачу завтра.
- Ребята вам понравилась игра?
Ответы детей:
-А что больше всего понравилась?
Ответы детей:
- Во что мы сегодня играли?
Ответы детей:
- Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей:
- Кто из вас хочет стать врачом, когда вырастит?
Ответы детей:
- Ребята игра окончена. А теперь все дружно будем наводить порядок в групповой комнате.
2. Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Больница»
Для анализа взяла сюжетно – ролевую игру «Больница». В анализе я использовала 4 компонента Е. В. Зворыгиной.
1. Следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постепенно обогащается ее содержание.
2. Необходимо использовать специальные совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.
3. Нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек – заместителей.
4. Во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям игру.
Предварительная работа:
- экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;
- чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»;
- рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»;
- прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
В сюжетно – ролевой игре дети выполняют роль взрослых. В данном случае мальчики и девочки выступали в роли родителей, которые привели своих детей на прием к врачу. В игре дети передают действия граждан, которые пришли на прием к врачу, сидят в очереди, рассказывают врачу, что их беспокоит. Дети повторяют действия людей, которых видели в повседневной жизни. Например, девочки подражают мамам, держа свою куклу на руках успокаивая ее, говорят ласковые слова. Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Марк в роли доктора, проводит осмотр пациента, а Соня в роли родителя рассказывает, что беспокоит его ребенка. Постепенно фиксируют их внимание на сходство их действий с действиями взрослых.
Например, Марк в роли доктора, измеряет температуру у ребенка, осматривает больное горло. А Настя выдает лекарства. Так у детей формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и медицинские принадлежности.
Совместные игры педагога с детьми:
Для знакомства детей с работой врача, мы поиграли в дидактическую игру « Что нужно доктору?». В данной игре, перед детьми на столе были разложены различные предметы, среди которых находились предметы из обихода врача. Детям предлагается из данных предметов выбрать те, которыми пользуется врач.
Дети по очереди подходят к столу и берут по одному предмету, называют его и рассказывают, как им пользоваться.
С помощью данной игры мы расширяем знания детей о медицинских приборах и профессии врач, расширяем словарный запас детей. Помимо игры использовали загадки и стихотворения на медицинскую тематику.
Построение игровой среды:
Перед игрой, совместно с детьми соорудили кабинет врача. Поставили стол, стул, игрушечную кровать, стул для посетителя. Рядом со столом врача поставили тумбу, на нее разложили медицинские принадлежности. Напротив стола врача, поставили стол и стул для медицинской сестры. Рядом с ее столом поставили игрушечный шкафчик с лекарствами. Принесли вешалку с халатом и шапочкой для врача, и косынкой и халатом для медицинской сестры. Кабинет врача отгородили ширмой. С другой стороны ширмы расставили стульчики для посетителей. На ширму повесили табличку «Терапевт».
Общение с взрослым в процессе игры:
Воспитатель во время игры дает рекомендации и подсказки дальнейших действий. Например, подсказывает Маше, что в коридоре ждут приема другие посетители. Объясняет детям, что сначала нужно постучать в дверь кабинета, после разрешения войти. Зайдя в кабинет нужно поздороваться, присесть и рассказать, что вас беспокоит. После получения помощи, поблагодарить врача, уходя попрощаться. Входить в кабинет нужно по очереди. В очереди вести себя спокойно, не кричать.
Воспитатель может взять на себя роль пациента, и своим примером показать как нужно вести себя на приеме врача. Тогда детям будет легче выполнить данную им роль.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.