Конспект психологического занятия с использованием песочной терапии «Песочная фантазия», «Волшебный цветок песочной феи».
Цель: развитие и коррекция эмоциональной-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста с помощью песочной терапии.
Задачи:
1. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх;
2. стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
3. обогащение тактильного опыта у воспитанников;
4. формирование навыка работы с песком;
5.использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального состояния;
6. отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, лёгкий, сухой, снега (холодный, мокрый, белый);
7.совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
8. способствовать развитию воображения и творческих способностей;
9. воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь;
10. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Задачи:
Образовательные задачи:
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
Развивающие задачи:
• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
Воспитательные задачи:
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал:
Песочница, светопесочный стол большой, песочные планшеты с светоподсветкой, наборы камней для песочной терапии, сосуд для наполнения чаши доброты, палочки и карточки для работы с песком, диск с записью спокойной музыки, презентация с изображениями волшебной песочной страны и ее жителями.
Форма занятия: Подгрупповая
Психолог встречает детей под спокойную и завораживающую музыку и предлагает пройти в круг на полянку, занять место у любого понравившийся цветочка.
Психолог: Ребята, как я счастлива, что вы пришли ко мне, я рада видеть вас!
Давайте поздороваемся! (психолог предлагает поздороваться глазками, носиками, щечками, головками, плечиками, руками и улыбками)
Приветствие:
Здравствуй, солнце ясное! (дети тянутся к солнцу)
Здравствуй, день прекрасный! (Кружатся с вытянутыми руками вверх)
Здравствуйте все! (дети разводят руки в стороны)
Здравствуй Я! (обнимают себя руками)
Психолог: Я так рада, видеть вас, что готова поделиться своей радостью с вами! (в кругу передаем по очереди свой подарочек с добротой, теплом, сердечностью, радостью и хорошим настроением с помощью сложенных ладошек. Из ладоней-в ладони друга. Дети проговаривают свои пожелания и называют подарок)
Психолог: посмотрите, как много волшебных подарков доброты и пожеланий мы с вами сделали друг другу! Теперь добра так много у нас!
(Психолог обращает внимание детей на экран, где мы видим изображение песочного человечка, с которым дети уже знакомы с прошлых занятий.)
Психолог: Ребята, кто это? (ответ детей). Мы снова встретились с нашим дорогим другом Песочным человечком из волшебной песочной страны. Ребята, а ведь он не просто пришел к нам, он просит нас о помощи.
В волшебной стране у него есть очень хороший и дорогой ему друг Песочная Феечка. (изображение на экране) Она очень добрая волшебница и творит только добрые чудеса, помогает всем жителям песочной страны. Но у нее случилась беда, она потеряла волшебный песочный цветочек, который помогал ей свершать чудесные волшебства. Это цветок доброты, любви и радости высох. И теперь она не сможет помогать жителям страны, которые тоже потеряли доброту, радость и сердечность.
-Ребята, а мы хотим ей помочь в этом? Как мы можем это сделать? (ответы детей)
Психолог: Давайте с вами вырастим росток волшебного цветочка! Мы все превратимся в маленький росточек, который будет постепенно вырастать, становиться выше, больше, расти и тянуться к солнышку (дети показывают и повторяют движения за психологом)
Упражнение «Росток»
Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Психолог: Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
§ «один» – медленно выпрямляются ноги;
§ «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
§ «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
§ «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
§ «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
-Ну вот мы с вами выросли и порадовались солнышку!
Психолог: Ребята, а ведь цветок то нам нужно вырастить не простой, а волшебный и песочный. А что для этого нам нужно?
(ответы детей: песок, пальчики, руки)
-Только сначала нам необходимо поздороваться с песочком.
(дети здороваются с песком тыльной и лицевой стороной ладоней)
-Давайте потрогаем его. Какой он на ощупь? (ответы детей)
-А давайте согреем его своими руками и поделимся друг с другом.
-Здорово! Молодцы!
-Но, чтобы попасть в волшебную страну нужно произнести заклинание! Давайте закроем глаза и протянем руки над песочницей. Я произнесу волшебное заклинание, а вы постарайтесь запомнить и повторить его, помогайте мне.
"Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
К волшебной стране путь покажи"
(Звучит музыка.)
- Вот мы и очутились в песочной сказочной стране.
Но сначала мы пойдем по дорожке. Каждый пойдет по своей сперва
(дети делают в песочке дорожку пальчиками, руками)
-А сейчас мы пойдем одной общей дорожкой и подойдем к самой большой волшебной песочной горе (строим вместе гору из песка)
- Поднимемся на нее пальчиками и спустимся, до самой вершины и обратно (дети выполняют упражнение, повторяют движения рук психолога).
- И вот мы уже пришли на волшебную равнину (разравниваем песок руками), кто может здесь жить, как вы думаете? (ответы детей)
- Упражнение «Необыкновенные следы»
(Развитие тактильной чувствительности и воображения)
Дети по показу взрослого, а затем по предложению каждого из них изображают кулачками, ладонями, пальцами как прыгают кенгуру, ползают черепашки, бегут жучки, ползут змейки и следы фантастических животных.
Психолог: А теперь подул ветер и начался ураган и образовалась воронка. (дети действуют по показу воронку в песке).
Упражнение «Песочные капли»
А еще в волшебной стране идут необычные дожди. Песочные!!! Подставьте свои ладошки под такой дождик! Пошел песочный дождик и закрыл образовавшуюся воронку (дети пересыпают песок сквозь пальцы и отверстия в кулачках, имитируя песочный дождь)
Психолог: какой интересный путь мы преодолели с вами, ребята! Но нам нужно помнить, что мы путешествуем по волшебной песочной стране для того, чтобы помочь Феечке в создании волшебного цветка добра, счастья и любви. А мы с вами добрые? Счастливые? (ответы детей)
-Тогда давайте наполним эту чашу добротой, создадим чашу добра.
Упражнение «Чаша доброты»
(дети насыпают полную чашу по кулачку песком)
-Молодцы! Спасибо вам огромное, ребята, за вашу доброту!
-А сейчас давайте с Вами пойдем дальше на сказочную полянку к цветочкам.
(дети приглашаются психологом на сказочную полянку с цветочками в круг)
- Потянемся вверх к солнышку, встанем на носочки, и опустимся. Подул легкий приятный ветерок и закачал нас, закружил и успокоился. И мы с вами улыбнулись солнышку, протянули к нему руки, улыбнулись ему и подарили самую очаровательную улыбку друг другу. Как приятно, правда?
Молодцы!
-Психолог: Ребята, а ведь в сказочной стране бывают и сокровища. Как вы думаете?
-А давайте отыщем в нашем волшебном песочке драгоценные камни. (дети пальцами отыскивают в песочнице камушки и складывают их в чашу)
Упражнение «Раскопки песочных сокровищ»
-И с этим мы с вами справились, какие мы молодцы, дружные ребята!
-Давайте пройдем свами к следующей части песочного городка, волшебной мастерской светящегося песка. Но прежде мы должны поздороваться с песком, словом, руками и пальчиками.
(дети приглашаются к большому световому столу)
-Здорово! Но вот только наш песок не засветился! Давайте подумаем о чем-то очень добром и светлом и скажем волшебные слова:
«Раз, два, три, волшебный песок оживи!» (Дети вытягивают над световым песочным столом руки и зарывают глаза, повторяя слова заклинания за психологом)
-(стол освещается) вот мы и расколдовали волшебный песок! Молодцы, спасибо вам за ваши добрые мысли!
- А теперь давайте попробуем нарисовать волшебный цветок. Я нарисую серединку, а каждый из вас по очереди положит свою ладошку и создаст лепесток нашего волшебного цветка, вложив в него только доброту и нежность. (дети выполняют)
-Вот какой замечательный цветок получился у нас! Вам нравится? (ответы детей)
-А давайте украсим его нашими драгоценными камнями! Мы будем по одному класть камушек на свой лепесток, украшая его и проговаривая, кто такой добрый человек, какими качествами он обладает.
(Дети выполняют упражнение)
Психолог: Как Вы думаете,друзья, наша песочная Феечка довольна? Понравится ей этот цветочек? (ответы детей)
-Только я думаю, что один цветочек может снова погибнуть от одиночества, давайте мы с вами создадим еще волшебные цветы. И тогда мы сможем подарить Феечке и жителям песочной страны сразу целую полянку волшебных песочных цветов!
(Психолог приглашает пройти детей к своим световым столам-планшетам)
-Давайте поздороваемся с песочком, прошепчем ему сое имя и скажем снова волшебные слова:
«Раз, два, три, волшебный песок оживи!»
(Дети вытягивают над световым песочным столом руки и зарывают глаза, повторяя слова заклинания за психологом)
-Молодцы! А теперь, вы настоящие волшебники-творцы! Вы можете создавать волшебство уже сами, своими пальчиками, руками и специальными палочками на волшебном песке.
-Давайте каждый из нас создаст свой волшебный цветок, украсит его драгоценными камнями. А потом вы сможете придумать ему свое название. (дети выполняют)
Психолог: Молодцы! Наша Песочная Феечка и Песочный человечек благодарят нас за помощь!( слайл презентации на экране с звукозаписью»
Мы сумели им помочь?
-Тогда давайте сейчас снова произнесем волшебные слова и попрощаемся с волшебным песочком и волшебной песочной страной:
Ритуал "выхода" из Песочной страны
"В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам добрее стать помог!"
(Психолог приглашает снова детей пройти на цветочную полянку в кружок.)
-Ребята, а что мы с вами сумели преодолеть в пути по волшебной стране?
Что вам понравилось больше всего? А что было сложнее всего?
Мы выполнили просьбу песочного человечка?
- Мы создали целую полянку волшебных цветов доброты для Песочной Феечки и всех жителей песочной страны. Мы поделились с ними своей добротой и нежностью. Мы настоящие друзья и волшебники. Ведь правда? Посмотрите, как радуются наши песочные волшебники (на экране изображение песочного человечка и Феечки)
-А за вашу помощь и доброту песочный человек и песочная Фея дарят нам вот такие цветочки. (Психолог прикрепляет наклейки на руку детям)
Психолог: знаете, а ведь мы потому справились со всеми препятствиями на пути в волшебной песочной стране, что мы дружные ребята!
А давайте построим башню дружбы и добра.
(дети строят пирамиду из рук)
-А теперь мы с вами даже можем поделиться добротой и дружбой с другими ребятами! Давайте пойдем в группу и сделаем это, а также расскажем нашим друзьям о сегодняшнем увлекательном путешествии!
В добрый путь! Я провожу вас, друзья!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.