Родительский кафетерий "Классные–первоклассные"
Итоговые сборы в 1 классе
1. Вступительное слово учителя.
2. Добрый вечер, дорогие мамы и папы!
3. Давайте подарим друг другу улыбку, ведь ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого.
Раз вы сегодня здесь, значит Вас интересуют вопросы обучения и воспитания, есть интересные идеи и я уверена, что вы готовы поделиться своим родительским опытом. Нашу встречу я решила провести в несколько необычной форме. Это даст возможность каждому присутствующему активно включаться в процесс обсуждения и быть непосредственным участником всех задач, которые помогут лучше узнать себя и своих детей.
Сегодня не имеет отдельно докладчиков и отдельно слушателей. Сейчас мы одна команда, перед нами одна задача – выяснить причины, которые мешают детям воспринимать и усваивать учебный материал; разработать рекомендации для родителей, которые бы помогли качественному обучению учащихся.
Приветствие (работа в кругу).
Дружит облачко с дождиком:
носит воду горшком.
Дождик - с травкой,
а трава-с копной,
а копна - с коньком,
что гасит с колокольчиком.
А еще-с теленком,
баранцем, жеребенком.
Все они – с Дашей,
девочка – с облаком,
с той, что с дождиком
носит воду горшком.
Вот замкнулся дружный круг,
подружились все вокруг.
Определение эмоционального состояния.
По окончании музыкального произведения предложите родителям определить свое теперешнее эмоциональное состояние с помощью смайликов. Затем каждый по очереди показывает смайлик и описывает свое состояние. Учитель начинает эту игру и задает алгоритм высказывания.
»Что я знаю о ребенке".
- Уже прошло 9 месяцев с первого звонка и ваши дети стали настоящими школьниками. Они узнали много интересного и полезного. Нашли друзей и учатся дружить. Мы начали формировать единый коллектив, единую классную семью. А члены семьи должны знать друг друга как можно больше и мысли своих детей. Давайте узнаем об этом с помощью специального упражнения.
Упражнение»Волшебная шкатулка".
Суть этого упражнения заключается в том, что к ящику ( красочно оформленная детьми под почтовый ящик коробка из-под обуви) складываются записки или письма детей с мыслями. Это могут быть: короткое предложение вроде теста "Продли предложение" ( например:
Я люблю ....
Мои родители ....
Меня волнует....
Я люблю играть в .....
Я хочу, чтобы на выходных ...);
произведения-миниатюры, письма к маме или папе и др..
взрослые получают такие "посылки" от детей, знакомятся с ними, делятся друг с другом мыслями, дают прочитать другим.
Ожидания родителей от своих детей.
Упражнение «Мечты родителей".
* Запишите на листочках каким вы хотите видеть своего ребенка (родители записывают свои мысли и прикрепляют листочки на дерево).
* Желаю, чтобы все, что вы записали свершилось, но помните, что для этого надо приложить немало усилий.
* Что же именно надо делать родителям, чтобы в будущем они увидели своих детей умными, воспитанными...? Сейчас об этом узнаем.
Упражнение "Эксперимент".
• Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите фразу: « мой ребенок – первоклассник». Просто, не правда ли? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту самую фразу. Посмотрите на эти две строки. Как ровно и красиво пишем одной рукой и как тяжело и неудобно писать другой. Если вам кажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните эту фразу.
Упражнение «Опека над ребенком".
* Вы все, начиная от рождения, ребенка постоянно опекаете. Давайте рассмотрим на примере к чему может привести гиперопека.
(У учителя 4 шарфа. С кождым примером связываем ребёнку ноги, руки, рот,глаза).
Узнали себя
Какие выводы можно сделать?
Школа млей мечты. Рисунок на ватмане или во дворе школы
Объединяем родителей в группы с помощью разрезанной на 4 части открытки или рисунка. Предложите каждой группе создать на асфальте рисунок «школа моей мечты» и поставить под рисунком автограф.
Диалог/ сюжетно – ролевая игра «Я в роли своего ребенка».
Расскажите, что по дороге в школу вы услышали разговор между двумя учениками:
Машенька: - как хорошо, что люди придумали школу. Я так люблю ходить в школу. Столько нового познаю ежедневно. А ты?
Павлик: - Я? Не знаю... Я хотел бы, чтобы выходные длились дольше, утром никуда не надо спешить! А сейчас надо рано вставать и идти в школу…
Маша: - А я встаю утром и думаю сколько всего интересного меня ждет в школе.
Предложите родителям – ученикам помочь Машеньке убедить Павлика в том, что в школе интересно и можно много чему научиться и интересно провести время.
Пары для диалога можно подобрать таким способом: ученики движутся по свободному пространству класса хаотично, пока учитель не хлопнет один раз в ладоши. Тогда ученики останавливаются и обсуждают проблему с тем, кто оказался к нему ближе всего. Примерно через 2-3 мин учительница хлопает в ладоши дважды и все снова продолжают двигаться. После окончания игры все садятся за парты и делятся идеями.
Работа в группах "наши действия". Возможности партнерства школы и семьи.
Предложите родителям объединиться в группы, рассчитавшись на котиков, песиков и лягушек. Закройте глаза и объединитесь в группы с помощью «языка» животных.
Обсудите и запишите на листах бумаги ваши предложения по указанным вопросам. Презентуйте свои наработки.
Роль чтения на начальном этапе. Упражнение "ассоциативный куст".
Игра «Кто быстрее".
Учитель дает родителям одинаковые тексты и предлагает прочитать и вычислить, сколько слов прочитают родители за минуту с помощью песочных часов, а затем, задавая вопросы по содержанию текста, детальные вопросы! – выявляет, какое количество родителей действительно прочитали текст, а не «проторохтели».
Упражнение "ассоциативный куст".
Предложите родителям вспомнить слова, которые они ассоциируют со словом «чтение» и придумать способы, с помощью которых можно заинтересовать детей чтением книг, журналов. Все предлагаемое кратко фиксируете на доске рисунком в виде «солнышка, что посылает лучи».
10. «Двигательный» (математический) диктант.
Образец диктанта:
Дорога к сказочной школе: 3 шага прямо, 2 шага слева, 1 – назад, 4 – справа. Узенькая тропинка. Вы должны правой рукой коснуться плеча соседа впереди, пройти 3 шага вперед и 1 справа. По дороге ученики могут находить разные вещи (камни, игрушки, мел, цветные бумажки) и собирать те, которые понадобятся в школе, объясняя: « Я возьму (называет вещь), потому что .....».
12. Рефлексия.
1. Отгадывание загадок
Очаровательный необычный дом,
Приятно и уютно в нем.
Здесь дети получают ежедневно
Умение, навыки, знания.
Всегда встречает радушно вас,
Гостеприимно открывает класс,
Оконцами сея вокруг
Святыня Эта-это наша ... (школа)
В каждой школе он живет,
На урок деток зовет.
Пока учатся- он молчит,
Как перерыв-то кричит.
Скоро ваших детишек
К школе позовёт...(звонок)
В жару, дождь и даже снег
Ступают они на школьный порог.
Учителя их учат читать,
Вычитать, прибавлять. (ученики)
12. Психологическая игра «Дерево размышлений»
Игру «Дерево размышлений» используют в психологии для подведения итогов деятельности и выражения мнений по любой теме. Для проведения игры необходимо подготовить оборудование: лист ватмана и стикеры. На листе заранее рисуют ствол дерева с ветками, но без листьев. Участникам раздают стикеры.
После обсуждения проблемы, перед работой или после ее завершения ведущий (педагог, психолог, тренер просит каждого участника написать на стикере свое мнение и приклеить «листочки» на «дерево». Мы получаем материал для размышлений или обсуждения. (В конце родительского собрания, вы увидите, как возле этого дерева обязательно соберутся родители...)
Например, можно использовать «дерево понимания» в таких случаях как:
- анализ педагогической ситуации;
- оценка деятельности;
- анализ воспитательной работы в классе;
- подведение итогов обучения;
- выявление родительских ожиданий;
- пожелания ученикам от родителей;
- предложения по организации и направлениям воспитательной деятельности;
- выражение эмоций;
- рекомендации…
Стикеры можно вырезать в форме листочков, тогда дерево будет более симпатичное. А если эту игру вы будете использовать зимой – создайте «Новогоднее дерево» - нарисуйте елочку и украсьте ее шариками-мыслями; осенью – яблочками – грушами; весной – цветочками.
13. Индивидуальные пожелания учителю.
Уважаемые мамы и папы, согласитесь для успеха наших детей мы должны сотрудничать, а для того, чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мне бы очень хотелось получить от вас индивидуальные пожелания. Наши дети приготовили для вас замечательные ладошки, именно на них вы напишете, на что мне стоит обратить внимание, а где быть более предупредительным.
14. Итог заседания. Обращение к родителям
Мамы и папочки!
Быть родителями означает пройти большую школу терпения.
- Дети не должны быть для родителей ни потенциальными интеллектуалами, ни спортсменами, а просто детьми.
- Если мы будем любить их независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети быстрее избавятся от привычек, которые вас раздражают.
- Если мы будем любить детей только тогда, когда довольны ими, то это повлечет в них неуверенность.
- Если наша любовь будет безусловной, дети избавятся от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными. Они убедятся в том, что родителям всегда всего мало, они требуют больше, чем может дать ребенок.
Уважаемые родители, хочу подытожить нашу встречу и напомнить, что у нас есть общая цель – дети, которые нас объединяют, поэтому очень хочется завершить наш тренинг упражнением “объединение» (родители вместе с учителем становятся в круг, все вместе проговаривают слова)
«Мы теперь одна семья: ты и вы и мы и я!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.