Конспект родительского собрания вторая младшая группа Тема: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».
Оценка 4.8

Конспект родительского собрания вторая младшая группа Тема: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

Оценка 4.8
docx
16.05.2021
Конспект родительского собрания  вторая младшая группа  Тема: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».
Документ Microsoft Word (2).docx

Конспект родительского собрания 

вторая младшая группа

Тема: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

 

Данное собрание поможет познакомить родителей воспитанников с понятием мелкой моторики, важности ее развития, а также представленные формы и методы по развитию мелкой моторики рук.

 

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития.

 Задачи: 

 

·        раскрыть понятие мелкой моторики;

·        раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 

·        повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;

·        сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;

·        познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

·        Просмотр мастер класса по аппликации, лепке.

 

Участники: воспитатели, родители. 

  

1. Организационный момент

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.

2. Основная часть

«Что такое мелкая моторика?»
Мелкая моторика это 
совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Почему именно данная тема рассматривается сегодня нами?

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

     Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Каким образом происходит развитие мелкой моторики?

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Существует множество эффективных способов развития мелкой моторики:
-игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);

-пальчиковые игры;

-лепка;

-массаж пальцев и кистей.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

От того, насколько у ребенка будет  развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность  к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.

Сейчас  вам будет предложен мастер класс по приемам развития мелкой моторики рук  на примере занятий некоторыми видами аппликаций и лепки.  

 

Мастер класс по приёмам развития мелкой моторики рук

1.Аппликация

Проведение занятий по аппликации активизируют мелкую моторику — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;

·               Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

·              Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер (сваренный из крахмала или муки, так и клей ПВА (для  аппликации из природного материала, ткани, семян растений). Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

·        Первое, с чего начинается  обучение  технике наклеивания - это  как правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку. Если это клеевой карандаш, то выдвигаем немного клея и промазываем его по контуру детали, которую наклеиваем.

·        Освоение навыка вырезания ножницами - новая задача..Обязательно познакомить с техникой работы с ножницами. Учимся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). После овладения резания по прямой линии учимся вырезать округлые формы.

·        Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ,  проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

·        В левую руку берём бумажный квадрат,в правую ножницы и говорим: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова, глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча без комментария.

2.Обрывная аппликация

Смысл этой техники заключается в формировании изображения при помощи обрывков бумаги. В процессе такой деятельности активно задействована вся мускулатура кисти, что положительно влияет на развитие мелкой моторики. Кроме того, создание картинки напоминает сборку пазла, а это полезно для развития творческого и пространственного мышления у ребенка. Создание поделки из бумажных деталей делает ребенка более собранным и усидчивым мастером. Несомненным плюсом именно обрывной техники является ее доступность детям младшего возраста, поскольку при работе не нужны ножницы.

Обрывная аппликация имеет некоторые особенности.

Картинка получается достаточно массивной, поэтому для основы рекомендуется брать картон.

Клей лучше использовать в виде выдвижного карандаша, с жидким клеем малыш может переборщить и испортить работу.

Важно заранее определиться со средним размером бумажных кусочков, иначе работа будет выглядеть неопрятно. Желательно, чтобы детали были одинакового размера. Малышам удобнее работать с кусочками покрупнее, дети постарше могут приготовить обрывки бумаги мелкого размера. Изображения для малышей должны быть простыми, без мелких элементов. А дети постарше могут оформить мозаичную картину. Материалом для элементов может быть не только бумага, но и вата или цветной скотч.

 Порядок работы:

1.     Нарвать бумаги мелкие детали для оформления картинки.

2.     Намазать рисунок клеем.

3.     Приклеить бумажные детали, не выходя за границы рисунка.

 

3.Пластилиновая мозаика.

Работа над такими картинами увлекает ребенка. Изготовление требует координации и концентрации. Несмотря на кажущуюся сложность изготовления, дошкольники активно включаются в работу и с интересом занимаются данным делом. Пластилиновая мозаика подразумевает выполнение аналогичных действий, что и в обрывной аппликации.

Выполнение работы:

·        нам необходимо отделить маленький кусочек пластилина от целого куска, размять его

·        скатать шарик,

·        затем расплющить и прикрепить на указанное место на картинке.

 Это является не только отличным способом развития тонкой моторики, но и оказывает успокаивающие действие на непоседу. Материалом для изготовления мозаики служит обыкновенный пластилин. Для изготовления мозаики из пластилина нам понадобится разноцветный пластилин, дощечка, стек, основа для лепки (в качестве основы можно использовать обычные раскраски или чёрно-белые рисунки с контурами или разноцветные картинки).

4 .Пластилинография.

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки. Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

 Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой.

1.     Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы.

2.     Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.

3.     Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.

4.     Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.

5.     Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.

6.     Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь. При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы)

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

Рефлексия:

Уважаемые родители! Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе. Вы и только вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Спасибо за внимание!

Литература :

1.     Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

2.     Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.

3.     Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2006.

4.     Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

5.     Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.

6.     Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.

7.     Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.:

8.     . Алексахин, Н.: Учимся лепить и расписывать/ Н. Алексахин// Дошкольное воспитание.- 1994.- № 9. С.23-27.

9.     2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: Просвещение, 2002.

10. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада/ Т.М. Бондаренко.- Воронеж: Учитель, 2004.

11. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин.- М.: Педагогика, 2002.

12. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972.

13. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.

14. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.

15. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.

16. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.

17. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз,1961.

18. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987.

19. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977.

20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.

21. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005.

22. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.

23. Немов, Р.С. Психодиагностика / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007. - Кн. 3.

24. Николаева, В.И. Психология детского творчества/ В.И. Николаева. - СПБ: Речь, 2006.

25. Полозова, Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста/ Е.В. Полозова. - Воронеж: 2009.

26. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982.

27. Федосова, Е.С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного возраста/ Е.С. Федосова, Г.С. Федосов. - СПб : Союз, 2002.

28. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995.

29. Усова, А.П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. - М.: Просвящение, 1970.

30.Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986.

31.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко. - М.: ТИТУЛ, 2003.

32.Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством/ Н. Юшкевич// Дошкольная педагогика. - 2008 - № 7. С. 5-7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы родителям

Задания, которые помогут научить ребенка вырезать

ü  Разрезаем полоску бумаги пополам.

ü Разрезаем полоску бумаги на кусочки.

ü


Свободное вырезание. Дайте ребенку журнал, старую газету и ножницы. Поверьте, вашему малышу очень понравится разрезать их на кусочки.

Резать по линии. В интернете есть множество заданий – шаблонов для вырезания. Начните с простых упражнений, только когда ребенок их освоит, переходите к более сложным (сначала режем по прямой, затем по кривой и по изогнутой линии).

Режем тесто для лепки. Вы можете вместе с ребенком раскатать тесто для лепки, а затем предложить малышу порезать его на кусочки. Обратите внимания, что для этого подойдет только упругое тесто; пластилин прилипнет к ножницам.

Вырезаем фигуры, изображения, рисунки, раскраски. Когда ребенок уже научился резать по линиям разной сложности, попросите его вырезать какую-нибудь картинку. Для этого отлично подойдут рисунки самого малыша.

 

Делаем прически для кукол. 

 

Делаем прически для кукол

Вырезаем фигуры, изображения, рисунки, раскраски. Когда ребенок уже научился резать по линиям разной сложности, попросите его вырезать какую-нибудь картинку. Для этого отлично подойдут рисунки самого малыша.

Материалы для вырезания можно подготовить самостоятельно. Это могут быть заготовки из цветной бумаги и не очень плотного картона, газеты, журналы. Держите материалы для вырезания под рукой, тогда ребенок обязательно ими заинтересуется. Покажите ребенку пример, пусть он видит, как вы вырезаете. А потом вместе придумайте, что можно смастерить из вырезанных деталей

Не навязывайте свою помощь, если видите, что у ребенка возникли затруднения. Если ему потребуется ваша помощь, он обязательно вас об этом попросит. Чаще хвалите своего малыша и радуйтесь его успехам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности работы с ножницами

·         2-3 года. Таким малышам лучше дать ножницы с фиксатором открытого состояния, чтобы рука не слишком уставала. Начните учить ребенка вырезать с самых простых заданий (например, попросить порезать на кусочки тонкую полоску). Также в продаже имеются рабочие тетради 2+ для обучения вырезанию. Никогда не оставляйте маленького ребенка, работающего с ножницами, без присмотра!

·         3-4 года. В этом возрасте дети продолжают осваивать несложные приемы вырезания. Можно попробовать дать ребенку вырезать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб), а также активно использовать шаблоны для вырезания по линиям. Задания по вырезанию для возраста 3+ можно найти как в специальных рабочих тетрадях (например, фирмы KUMON), так и в большинстве пособий для детей, ведь именно с этого возраста большинство родителей начинают учить своего ребенка пользоваться ножницами.

·         Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы. Там они учатся вырезать фигуры из цветной бумаги и делать аппликации. То же самое вы можете сделать дома с ребенком. В этом возрасте у детей обычно просыпается большой интерес к различным поделкам. Устроив дома выставку работ ребенка, вы отлично поддержите его мотивацию.

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

·              1

·              2

·              3

·              4

·              5

katty7773-01-2015, 14:24Педагогам / Воспитателям0 комментариев

 

Данный материал по развитию мелкой моторики рук будет полезен для воспитателей, родителей и педагогов, занимающихся с детьми дошкольного возраста.

 

Цель: развитие мелкой моторики рук посредством игр и упражнений.

 

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

 

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а  этот только  ел, оттого и потолстел.

 

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

 

 

Упражнения с ковриком «травка».

 

Берём фрагмент порогового коврика «травка». Прижать поочерёдно подушечки пальцев к коврику, затем все пальцы одновременно. Положить руки ладонями на коврик, и прокатывать ладони от основания к кончикам пальцев. «Попрыгать» ладонями по коврику. Пошёркать ладонями по коврику, выполняя движения вперёд-назад. Погладить ладонью коврик

 

Можно выполнить эти движения, сопровождая их нижеприведенным текстом: 

 

На полянке, на лужайке  (прыгаем всеми пальцами по коврику)

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,  (прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

 

От хвоста и к голове.               

Долго зайцы так скакали,  (попрыгать и лечь ладонями на коврик)

Но напрыгались, устали.                 

Мимо змеи проползали,   (ладони по очереди ползут как змеи)

«С добрым утром!» — им сказали.   (шоркают по коврику)

Стала гладить и ласкать   (ладони поочерёдно гладят коврик)

Всех зайчат зайчиха-мать.

 

Упражнение с прищепкой.

 

Берём бельевую прищепку и прищепляем ногтевые фаланги пальцев. Предварительно необходимо проверьте силу прищепки, чтобы не нанести травму ребёнку.

 

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 

 

Упражнение с пробками.

 

Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая».

 

Можно выполнить движения, сопровождая их текстом:

 

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.  (шагаем пальчиками по столу)

И пошли по переулку   (меняем руки)

На весёлую прогулку. 

 

Упражнения с бусами, пуговицами.

 

Перебирание бус по одной бусинке сначала в одну сторону, затем в другую. Одновременно двумя руками от центра в стороны или с двух сторон к центру. Нанизывание пуговиц или бусинок на проволоку (или нитку).

 

Упражнение «Пальцеход».

 

Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры. Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцем, наступая на пуговицы (со сменой руки).

 

Упражнения со спичками, счётными палочками.

 

Выкладывание из спичек или счётных палочек различных фигур или узоров (например: домик, лесенка, стол и т. д.). Складывание спичек или палочек друг на друга в форме «колодца». Захватывание одноимёнными пальцами (от указательных к мизинцам) попарно спичек или палочек, лежащих на столе.

 

Упражнение с платочками.

 

Берём небольшой носовой платок (платок должен быть детским, маленьким!) за уголок и целиком вбираем его в ладошку, используя пальцы одной руки. Другая рука не помогает! Упражнение выполняем сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно 2 платка обеими руками одновременно.

 

Упражнения с горохом и фасолью.

 

Делаем «сухой» бассейн с горохом и фасолью. В пластмассовое ведро (банку или бутылку) насыпаем горох и фасоль. Выбираем горох (или фасоль) на тарелочку. Можно выбирать, раскладывая горох и фасоль на две тарелочки. На дне «бассейна» прячем мелкую игрушку (например, из киндерсюрприза), конфетку и просим ребёнка её найти. С блюдца я беру горошки, указательным и большим пальцем правой руки берут по одной горошине на каждое слово, собирая горох в кулак. Левая рука под столом.

 

Словно птица клювом крошки   

И полны мои ладошки -              

Руки держат все горошки.

Игра с грецким орехом.

 

Дети катают между ладонями грецкий орех и приговаривают.

 

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех

 

Можно выполнить упражнение и по-другому. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

Используйте эти упражнения для развития мелкой моторики в ходе занятий с детьми дошкольного возраста. 

 

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания

 

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания осуществляется со средней группы. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Процесс этот длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но упражнения должны быть доступными и интересными. При обучении воспитатель использует информационно-рецептивный метод (обучающий).

На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед.

Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает:

 сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка.

При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают».

Тематика занятий должна быть разнообразной (воспитатель использует игровые приемы. Например, из вырезанных полосок (как из узких так и широких) можно составить изображение – солнышко, цветок, билеты для театра, чеки для игры в магазин, лесенка, скамеечка, ворота. Эти изображения дополнить силуэтами, которые помогают создать образ, например, кошка карабкается по лесенке, под воротами проезжает машина и т.п.).

После таких занятий, одинаковый по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей (эвристический метод): из нарезанных цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и т.п.).

На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок). С помощью аппликации дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем и т.п. Квадратами и треугольниками дети украшают полоску – шарфик, полотенце; квадрат – ковер, салфетка; круг- тарелочка. Для выполнения декоративных работ дети получают небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.

Наиболее трудный прием для детей – вырезание округлых форм. Отбирая предметные изображения, педагог учитывает посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, пирамидку и т.п. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указания, иногда прибегая к образным сравнениям («начну вырезать овал с середины маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны так, чтобы уголок отпал»). Способы составления наиболее трудных изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе. В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе, что помогает детям осмысленно подходить к приемам вырезания, закрепляет навыки и умения для создания изображения.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по обучению детей технике вырезания. Вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.

Обучая вырезания предметов симметричной формы воспитатель использует информационно-рецептивный метод, т.е. полный показ и объяснение способов вырезания. Для выполнения изображения используются простые формы, например, овощи, фрукты, листья, затем задание усложняется: вазочка, петрушка, бабочка, кукольные платья и т.п. При обучении целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем контура на листе бумаги, сложенной пополам (акцентируется внимание: обводится половина контура, другая половина закрывается листом бумаги).

 Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием. На освоение вырезания одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, подбираются самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки. Широко используется прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Дети украшают узорами полоску (шарфик, полотенце, дорожка), квадрат (ковер, платок, салфетка, скатерть), круг (тарелка, поднос, салфетка, круглый коврик), треугольник (косынка, колпачок петрушки), готовые силуэты ( фартучек, зонтик, чайник, шапочка и т.п.). При обучении силуэтному вырезанию воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движение ножниц. Получившееся изображение можно приклеить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть. Показ приемов вырезания в старшем дошкольном возрасте частичный, к показу воспитатель привлекает детей, что развивает их самостоятельность, активность.

Таким образом, разнообразные методы и приемы обучения технике работы с ножницами и технике вырезания воспитатель применяет в единстве и взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учимся резать ножницами.

 Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков, как для маленького ребенка, так и для дошкольника. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое уж легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии в центре бумажного листа. Ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вслед за ножницами. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Из этого очевидно и ясно - резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг. Вот почему так важно научить ребёнка вырезать ножницами, так же, как и другим навыкам, требующим двусторонней координации - застёгивание пальто, открывание конверта, откручивание крышки пакета молока и т.д. Резание ножницами так же укрепляет руку малыша, готовя её к письму. Задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша. Начинать обучать ребёнка резать ножницами можно в 2,5 - 3 года, но всё индивидуально, и зависит от его особенностей и навыков. Техника безопасности: Даже если вы дали ребенку детские ножницы, сразу учите его тому, как он должен себя вести с настоящими. Объясните, почему нельзя ими размахивать, как не порезаться. Ножницы нельзя грызть, тыкать ими себе или другому в лицо. В идеале их нужно держать подальше от лица. Ножницы - это не игрушка. Их нужно использовать только по прямому назначению. Для детей постарше, если необходимо разрезать ткань, ножницы для бумаги могут оказаться непригодными или просто неудобными. Возможно, придется воспользоваться другой моделью. Если ножницы сломались, лучше их заменить, поскольку неисправным инструментом можно причинить кому-либо вред. Не заставляйте ребенка учиться пользоваться новым для него инструментом, если он не в настроении. Начинайте обучение в холодное время года. Летом малышу хочется заниматься совсем другим: прекрасная погода, множество игровых площадок, общение и игры с другими детьми наверняка займут свободное время. Осенью же придется часто сидеть дома из-за дождей и наступившего холода, а в два года мало кто отдает детей в детский сад. Освободится много времени, можно попробовать заинтересовать ребенка новым видом деятельности. Сначала покажите ребенку, как вырезать квадратики и полосочки из бумаги. Можно наметить линии среза. Переходить к вырезанию чего-либо круглой или овальной формы лучше примерно к трехлетнему возрасту, когда ребенок уже освоит прямые линии. Не выбрасывайте обрезки бумаги, их можно использовать для дальнейших поделок. Превратите обучение в игру. Ребенку должно нравиться учиться пользоваться ножницами, иначе он быстро потеряет интерес. Как вариант, можно пробовать делать аппликации или гирлянды из бумаги. Когда ребенок уже достаточно уверенно пользуется ножницами, покажите ему, что можно вырезать и фигурки очень интересных форм С детьми старшего возраста (6-8 лет) тренируйтесь не только на бумаге, но и на ткани. Скорее всего, на уроках труда в школе все равно это понадобится, а в некоторых детских садах даже раньше. Ребенку нужно научиться чувствовать и ножницы, и сам материал. Чередуйте разные виды занятий, иначе ребенок быстро устанет. Например, после того, как из бумаги вырезана бабочка или птичка, возьмите карандаши, фломастеры или краски и раскрасьте ее. Не забрасывайте это занятие и периодически возвращайтесь к нему. Оставьте поделки ребенка, сделанные с использованием ножниц, на видном месте. Так малыш будет помнить, что это изделие он сделал с их помощью, возможно, он сам изъявит желание повторить творческий процесс. Таким образом, учим детей вырезать ножницами. Шаблоны для детей в первое время очень помогают, поскольку ребенок привыкает держать ножницы правильно и пользоваться ими осторожно, соблюдая технику безопасности. Вырезание из бумаги форм и фигур помогает маленьким детям развивать мелкую моторику в игровой форме! Как научить ребенка вырезанию из бумаги? В первую очередь, ручки Вашего малыша должны быть готовы к прививанию навыка вырезания. Лучшее упражнение для малыша - выжимание воды из простой губки, оно тренирует нужные мышцы. Затем покажите своему ребёнку, как весело разрывать на кусочки старые газеты и бумажки - это научит его держать бумагу в руках, не роняя её. Теперь можно учиться вырезанию из бумаги по специальным материалам для детей! Начните с вырезания прямых и волнистых линий, затем научите ребенка вырезать формы и только потом предлагайте картинки для вырезания. Важно! Не забывайте делать перерывы, если ваш ребенок устал или заскучал. Обязательно поощряйте ребенка словесно, хвалите его и старайтесь поменьше вмешиваться в сам процесс вырезания. Безопасность при вырезании из бумаги

 Перед началом обучения, покажите ребенку, как правильно держать ножницы и поговорите с ним о безопасном использовании ножниц. Ребенок должен четко понимать, что: Вырезать нужно в направлении от тела и пальцев. Нельзя играть и баловаться, когда в руках ножницы. В каком возрасте начинать учиться вырезать? Все дети развиваются по-разному. Возрастные ограничения ниже следует использовать в качестве ориентира, принимая во внимание интересы, темперамент и возможность концентрации внимания у конкретных детей. 2 года : дети в этом возрасте будут наслаждаться разрыванием бумаги на мелкие кусочки и вырезать что-либо, только повторяя за взрослыми; 3 года : в этом возрасте с ребенком можно пробовать вырезать любые фигуры, сидя рядом с ним и непрерывно наблюдая за процессом; 4 года : ребенок в состоянии сам вырезать простые линии и фигуры с небольшой помощью взрослого; от 5 лет и старше : ребенок должен сам с легкостью вырезать картинки и даже приклеивать их на бумагу, составляя аппликации.
Техника безопасности. Как только вы разрешили давать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц: Ножницы нельзя брать без разрешения; Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить; Ножницы нельзя оставлять в открытом виде; Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится; Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед; Ножницы нужно носить ручками вверх; Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться. Это основные правила безопасности, которые мы должны объяснять и напоминать детям перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как научить ребенка вырезать ножницами

 

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.

Каждая мама рано или поздно задается вопросом: когда можно дать малышу в руки ножницы. Ответ на этот вопрос очень прост. Все зависит от вашего ребенка. Просто присмотритесь к своему малышу: если он сам проявляет интерес – дайте попробовать, и научите ребенка вырезать ножницами.

Приобретите для ребенка специальные детские ножницы. Они отличаются небольшим размером, адаптированным для детских рук, а также имеют закругленные концы. Ножницы для детей не дают возможности уколоться ими. В раннем возрасте знакомить ребенка с этим предметом не стоит, лучше всего подождать, когда он достигнет двух лет.

Объясните ребенку, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки. Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.

Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно. В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.

После трех лет, когда ножницы становятся послушными в руках ребенка,  в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.

При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.

 При этом задания могут быть разными:

1) Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
         2) Наклеить два красных и два синих четырехугольника, соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.

3) Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.

4) Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их последовательно по форме и цвету.

Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:

1) Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т.д.
        2) Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т.д.

        3) Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.
        4) Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба, цыплята)

5) Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек. Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
        6) Вырезать предметы, складывая бумажную полоску несколько раз.

 Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами. 

  Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока знания не превратятся в привычку.
           1. Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться. 
Итак, с ножницами не играют, с ними работают. 
          2. Ножницами МОЖНО:  резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т.д.  
          3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
         4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия. 
         5. С ножницами нужно работать, сидя за столом
         6. Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф! 


            Принципы работы с ножницами

Положение рук

Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить. 

1. Ребенок должен сидеть  прямо, его ноги должны упираться  в пол, а не висеть  в воздухе.

2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом. 

3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе".  Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

 Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.

Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.

Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.

Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

Кроме положения локтей, важно  проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху.  Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что,  вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

       Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические аспекты работы с пластилином

Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году. В настоящее время выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Пригодность пластилина для применения в детском творчестве можно определить, проведя несложные опыты - качественный пластилин должен:

  • - легко разрезаться - необходимо пластмассовым ножом отрезать несколько кусочков пластилина, можно от каждого брусочка;
  • - быстро согреваться - отрезанный пластилин взять в руки и подержать минуту-две в кулаке;
  • - не крошиться, не размазываться, не таять в руках - двумя пальцами (указательным и большим) размять пластилин, растягивая его во все стороны;
  • - не прилипать к поверхностям - раскатывая пальцами, можно узнать, пачкается пластилин или нет, для большей уверенности прокатать его по чистому, белому листу бумаги;
  • - не оставлять жирных пятен - размять пластилин прямо на бумаге и вдавить его в ее поверхность, через пару минут снять пластилин с листа стеком. Если это сделать легко, и на бумаге не осталось жирных пятен и остатков пластилина, то это качественный пластилин;
  • - должен легко соединяться друг с другом - взять отрезанные ранее кусочки пластилина и соединить их между собой, они должны хорошо приклеиться друг к другу и, в последствии держаться, не отваливаться;
  • - достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств - положить открытую коробку с пластилином на стол или другое место и дать постоять ему сутки, изменений с пластилином произойти не должно. Он не должен потерять цвет, пластичность;
  • - легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой. Руки должны легко отмыться.

Важным качеством пластилина, как материала для создания художественных работ, является наличие у него цвета.

Цвет - одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Именно о нем, о сочетании его оттенков, стоит подумать прежде, чем начать работу над композицией в детском творчестве.

Основные и составные, теплые и холодные, контрастные и сближенные. Можно сказать о «темных» и «ярких», «тусклых» и «веселых» цветах.

Смешение цветов, а также эмоциональные возможности цвета позволяют выразить с помощью палитры детские переживания. Надо не забывать, что цвет выражает настроение.

Каждый из цветов имеет у детей собственное символическое значение. Выбор цвета отражает психическое и физическое состояние. Обычно ребенок использует 5-6 цветов.

Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, если палитра ограничена, ребенку не хватает положительных эмоций. Необходимо донести до учащихся некоторые законы цветоведения, чтобы работая с пластилином они сумели с помощью цвета передать характер своих персонажей, создать колорит композиции.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок (см. таблицу 1). В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.

Если смешать пластилин с небольшим количеством черного или темно-синего, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.

На практике это происходит следующим образом. Берут два кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик.

Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д.

Таблица 1

Таблица смешивания цветов

Розовый (для лепки рук, ног, лица)

1/5 красного

4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка)

3/5 черного

2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика)

7/8 белого

1/8 черного

Оранжевый

1/5 красного

4/5 желтого

Коричневый

1/5 черного

4/5 оранжевого

Светло-голубой (для лепки облаков)

1/5 синего

4/5 белого

Салатовый (травянистый)

1/2 зеленого

1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков

1/3 желтого

2/3 зеленого

Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый

1/3 красного

2/3 синего

Охра

1/2 желтого

1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Необходимо помнить, что при смене цвета пластилина на другой, стек необходимо очищать салфеткой, чтобы избежать нежелательных грязных пятен на картине.

Сочетание пластилина с другими материалами. Пластилин сочетается практически со всеми материалами и предметами: пуговицами, бусинами, проволокой, косточками фруктов, пузырьками и баночками, перьями птиц, картоном, тканью и т. д. Используя в поделках спички, необходимо заранее отрезать у них серные головки!

Хранение поделок из пластилина. Слепив модель, можно поместить её на время в холодильник, а потом при желании покрыть её лаком для волос.

Инструменты и материалы, используемые при лепке. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами:

  • Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.
  • - Набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов).
  • - Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал).
  • - Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления для придания поверхности определенной структуры.
  • - Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы.
  • - Канцелярский нож для резки картона (у преподавателя).
  • - Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона.
  • - Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона.
  • - Простой карандаш.
  • - Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см.
  • - Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина.
  • - Бутылка с теплой водой, для того, чтобы дети могли погреть руки во время лепки и им было бы легче размягчить пластилин.
  • - Лак для покрытия готовой картины.
  • - Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Картонная основа для сюжетной картиныЛучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с запасом для возможного оформления картины в рамку.

Основные приемы работы с пластилиномРазвитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе и изобразительной, связано с овладением способами и приемами этой деятельности. Их выделяет и показывает детям педагог. Для того чтобы свободно передавать любые заинтересовавшие предметы и явления в рисунке, аппликации, необходимо учить детей разнообразным приемам рисования

Для работы в технике «Пластилинография» неоходимо детям напомнить основные приемы работы с пластилином.

Изготовление шариков

Рис.1. Изготовление шариков

Нужно уделить внимание обучению учеников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики - сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу. Самое трудное - делать шарики одинакового размера (рис. 1). Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки:

Раскатывание пластилина

Рис. 2. Раскатывание пластилина

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму (рис. 2).

Скатывание

Рис. 3. Скатывание

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней, либо между поверхностью стола и ладонью, скатывается в шарик (рис. 3).

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно

из оттянутого материала сформировать часть изображения (рис. 4).

Оттягивание

Рис. 4. Оттягивание

Сплющивание - наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. (рис. 5).

Вдавливание

Рис. 5. Вдавливание

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь (Рис. 6).

Прищипывание

Рис. 6. Прищипывание

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект родительского собрания вторая младшая группа

Конспект родительского собрания вторая младшая группа

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев

От того, насколько у ребенка будет развита мелкая моторика , зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе

От того, насколько у ребенка будет развита мелкая моторика , зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе

Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа : 1 – показ со словесным сопровождением , 2 – только визуальный

Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа : 1 – показ со словесным сопровождением , 2 – только визуальный

Пластилиновая мозаика подразумевает выполнение аналогичных действий, что и в обрывной аппликации

Пластилиновая мозаика подразумевает выполнение аналогичных действий, что и в обрывной аппликации

Скатывани е. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней

Скатывани е. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка

Николаева, В.И. Психология детского творчества/

Николаева, В.И. Психология детского творчества/

Советы родителям Задания, которые помогут научить ребенка вырезать ü

Советы родителям Задания, которые помогут научить ребенка вырезать ü

Резать по линии . В интернете есть множество заданий – шаблонов для вырезания

Резать по линии . В интернете есть множество заданий – шаблонов для вырезания

Покажите ребенку пример, пусть он видит, как вы вырезаете

Покажите ребенку пример, пусть он видит, как вы вырезаете

Возрастные особенности работы с ножницами · 2-3 года

Возрастные особенности работы с ножницами · 2-3 года

Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы

Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы

Можно выполнить эти движения, сопровождая их нижеприведенным текстом:

Можно выполнить эти движения, сопровождая их нижеприведенным текстом:

Упражнение «Пальцеход». Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры

Упражнение «Пальцеход». Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания

На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок)

На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок)

При обучении силуэтному вырезанию воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движение ножниц

При обучении силуэтному вырезанию воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движение ножниц

Учимся резать ножницами .

Учимся резать ножницами .

Не выбрасывайте обрезки бумаги, их можно использовать для дальнейших поделок

Не выбрасывайте обрезки бумаги, их можно использовать для дальнейших поделок

Техника безопасности . Как только вы разрешили давать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка

Техника безопасности . Как только вы разрешили давать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка

Как научить ребенка вырезать ножницами

Как научить ребенка вырезать ножницами

Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания: 1)

Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания: 1)

Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе

Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе

Технические аспекты работы с пластилином

Технические аспекты работы с пластилином

Он не должен потерять цвет , пластичность ; - легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой

Он не должен потерять цвет , пластичность ; - легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой

На практике это происходит следующим образом

На практике это происходит следующим образом

Охра 1/2 желтого 1/2 коричневого

Охра 1/2 желтого 1/2 коричневого

Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы

Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы

Нужно уделить внимание обучению учеников катать тонкие колбаски

Нужно уделить внимание обучению учеников катать тонкие колбаски

Рис . 4. Оттягивание Сплющивание - наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки

Рис . 4. Оттягивание Сплющивание - наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки

Рис . 6. Прищипывание Разрезание

Рис . 6. Прищипывание Разрезание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021