Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга
Оценка 4.9

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга.docx

 

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" 

 

 

У начинающего психолога много проблем. Одно из самых больших затруднений - работа с педагогами. Что проводить? Как проводить? Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали? Сейчас вышло огромное количество литературы по работе с педколлективом, но разобраться во всем и составить «живой» конспект проблематично. Я предлагаю сценарий занятия с педагогами из серии «Работа педагога с родителями - советует психолог». Данный конспект апробирован в педколлективе и имеет положительные отзывы как со стороны педагогов, так и со стороны других психологов. Очень трудно читать лекции воспитателям и учителям, куда интересней «поиграть», да и отдача больше.

Конспект составлен из практических упражнений на основе теоретического материала и рекомендаций, объединенных одной темой, из источников, приведенных ниже в списке литературы. Может применяться как в детских садах, так и школах.

Цели:

1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

 2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя. 

3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы

 

Упражнение «Огонек» .

Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра».

Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

II. Педагогическая техника

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)

Упражнение «Впечатление».

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.

Варианты ответов:

- вам все надоело,

 - вам неинтересна ваша работа,

 - вы не доброжелательны, - вы не уважаете других.

 - вы боитесь

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).

Упражнение «Имитационная игра»

  - войти в образе заведующей, методиста, проверяющего. Изменились ли ваши жесты? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?

Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).

Разделение на группы по 4 человека.

Упражнение «Мимика лица».

Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.

На схемах даются следующие выражения:

1 - враждебное, 

2 - саркастическое,

 3 - радостное, 

4- злое, гневное,

 5- грустное, хмурое, 

6 - уставшее, 

7 - скептическое, 

8 - спокойное, нейтральное.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Упражнение «Взгляд».

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной,с настойчивым запретом,с безмерным удивлением,с гневом,с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. Шепотом.

 2. С максимальной громкостью. 

3. Волнообразно. 

4. Как будто вы страшно замерзли.

 5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

 6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Приветствие».

Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.

Информация: 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.

Упражнение «Поза».

Встаньте в следующие позы:

1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

 2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

 3. Человек оборонительной позиции.

Примеры двойственных поз:

4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе. 

5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность. 

6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.

 7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.

Психологический практикум:

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения. Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать. Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания. Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться. Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Рефлексия впечатлений. 

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Литература:  

1.    Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем

2.     Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия

3.     Карвасарский В.Д. Психотерапия 

4.    Леви В.Л. Искусство быть собой. 

5.    Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»


 

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе

Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020