Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»
Технологическая карта тематического занятия в подготовительной
группе
«В
гостях у самовара»
Выполнила:
воспитатель
Ластовская Татьяна Михайловна,
ДОУ «Золотой Ключик»
2020
Тема: «В гостях у самовара»
Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Задачи:
1. познакомить детей с историей возникновения и появления самовара на Руси, с традициями народного чаепития.
2. расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие» «сербать».
3. воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными.
4. доставить радость от чаепития.
Используемый материал: атрибуты русской избы, самовар, видеофильм «История самовара», чайный сервиз, угощения (блины, пряники, сушки, баранки, пирожки, сахар- рафинад, конфеты),кукла – барышня на чайник, чай рассыпной.
Этап занятия, его продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности |
Результат |
Организационный
|
Организация |
Приветствие, |
3 детей заходят в зал, рассказывают стихи |
Просим, просим, приглашаем Заходи честной народ! Вкусным чаем угощаем Всех, кто нынче к нам зайдет.
Все кто любит сладкий чай Торопись не зевай! Не придется вам скучать Будем чаем запивать!
Расступись честной народ К нам хозяюшка с гостями идет. |
Привлечение внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация «Познание» «Развитие речи», «Художественно эстетическое развитие»
|
Расширение знаний о чаепитие на Руси, об истории самовара. Знакомство с новым словом сёрбать |
Показ видеофильма, рассказ воспитателя об обычаях чаепития. |
Просмотр фильма, дети рассказывают стихи об угощениях. Повторяют новое слово -сёрбать |
Хозяйка: Вот и мы идем, самовар несем, Играми, да стихами. Хозяйка: Проходите, садитесь гости дорогие. А что я в руках принесла? Сейчас хочу вам рассказать историю о том ,как возник самовар и где. Показ видео на экране и рассказ воспитателя. Хозяйка: Заходя в дом, гости приветсвовали хозяев «Чай да сахар» А хозяева отвечали: «Проходите чайком побалуемся» Ни одно национальное застолье не обходилось без чая. Поговорить, чаю ароматного попить да со сладостями. Обычно к чаю подавались сушки, бублики, пряники, пирожки, да блинчики. Хозяйка: А вы знаете стихи про эти угощения? Стих Сдобненький и кругленький С дырочкой, в середочке Для пальчиков удобненький А съешь, в ладошке крошки (бублик) Стих Пирожки с повидлом, пирожки с картошкой! Встав пораньше, бабушка, нынче испекла. Мягкие и пышные, вынет из духовки, И внучат любимых, нежно позовет(пирожки) Стих Я пеку румяные Русские блины По рецепту древнему Предков старины(блины) Стих Пряники русские Сладкие, мятные К чаю ароматному Угощенье знатное (пряник) Хозяйка: Молодцы, ребята, а хочу вам рассказать, как нужно правильно заваривать чай. Может кто-нибудь знает, так пусть мне помогает. 1.Сначала надо сполоснуть заварной чайник кипятком. 2.Потом положить несколько ложечек сухой заварки. 3.Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой – барышней. 4.А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем. 5.Чай должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце, вот так. Заварочный чайник стоял на самоваре — и заварка тоже была очень горячей. Пить такой чай было просто невозможно — а хотелось, и как можно быстрее. Вот его и стали наливать в блюдце. Во-первых, потому что там он быстрее остывает. А во-вторых, из блюдца чай удобнее сёрбать — «впивать» вперемешку с воздухом на вздохе. Нельзя сказать, чтобы сёрбание было обязательным атрибутом чаепития из блюдца — издаваемые при этом звуки не очень подходили для приличного общества. Но в обстановке неформальной — на даче-веранде-балконе — чай из блюдца сёрбали, и сёрбали с превеликим удовольствием. Хозяйка: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы. 1. Из цветков липы заваривали чай от простуды кашля. 2.Из мяты - успокаивающий чай и при головной боли. 3.Чай из листьев и побегов малины – прекрасное средство от простуды, снижает температуру больного. 4.Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца. |
Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения. Обогащение словарного запаса. |
Динамическая пауза 2- 4мин. «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное» |
Смена вида деятельности. |
Воспитатель проговаривает, что нужно сделать |
Дети исполняют частушки, Играют в игру, Выполняя движения в соответствии с текстом. |
А пока наш чай настаивается, Чашки,
блюдца в ряд стоят, Ну частушки запевай. Частушки: 1.На столе у нас пирог, Сладкие
ватрушки, «чайные частушки». 2.Мы на чайных посиделках Очень рады побывать! Только вы не забывайте Чай нам чаще подливать. 3.Не надо чая много пить, Милые подружки, А то от чая в животе заквакают лягушки. 4.Самовар поет, гудит, Только с виду он сердит, К потолку пускает пар Наш красавец самовар. 5.Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока! 6.Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! 7.Подавай мне чашку чая. Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий! Хозяйка: Хорошо частушки пели, Милые ребятки. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру Хороводная игра: Хозяюшка». Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Наша-то хозяюшка сметливая была, всем в избе работушку к празднику дала Чашечку собачка моет язычком Хрюшка собирает крошки под окном. По столу котище лапою скребет Половичку козочка веничком метет.
|
Снятие напряжения, эмоциональная разрядка. |
Познавательная деятельность «Познание» «Художественно-эстетическое развитие»
Заключительный этап. |
Проговаривание знакомых пословиц, Отгадывание загадок |
Воспитатель Предлагает детям вспомнить знакомые пословицы и поговорки, загадывает загадки |
Дети рассказывают пословицы и поговорки, отгадывают загадки. Повторяют потешку «Чайничек с крышечкой» |
Хозяйка: Хорошо мы поиграли, а сейчас прошу вспомнить пословицы, поговорки о чае. Дети: 1.Чай пьешь – здоровье бережешь. 2.Пей чай – беды не знай. 3.Чай не пьешь, откуда силы возьмешь. 4.Чай пить – не дрова рубить. 5.Выпьешь чайку – забудешь тоску. 6. Пей чай, не вдавайся в печаль. 7. Чай пить – долго жить. 8.Самовар кипит – уходить не велит. Хозяйка: А теперь я хочу с вами вспомнить интересную потешку «Чайничек с крышечкой» Чайничек с крышечкой, Крышечка с шишечкой, Шишечка с дырочкой, В дырочку пар идет! Пар идет в дырочку, Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, А крышечка на чайничке, В чайничке чай! Каждое слово необходимо показывать жестами. Чайничек – ладони ставятся параллельно друг другу. Крышечка – ладошка правой руки поворачивается горизонтально. Крышечкой шишечка – сжимает кулачок Дырочка – складываем пальцы кольцом, как будто показываем знак «Ок» Пар идет – указательным пальцем делаем круги по возрастающей. Хозяйка: А теперь милые ребятки Я прошу пройти за стол отгадать загадки! 1.Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал – Там и пропал (сахар) 2. Четыре ноги, Два уха, Один нос, да брюха (самовар) 3.Зеленый, черный и в пакетах, Есть развесной, а есть в брикетах. Давай, дружище, выручай: «Что утром пьешь с лимоном»? (чай) 4.Хоть задрал он к верху нос, Но это не всерьез. Не перед кем он не гордиться Кто пить захочет – убедится ( чайник) 5.Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее Всем на загляденье… Ну и объедение (бублик, баранок).
Подведение итогов: Хозяйка: Молодцы все загадки отгадали. Пели мы и играли. О чае многое узнали? Дети: Да. Хозяйка: Давайте вспомним в каком городе изготовили самовар? А кто помнить, как по - другому можно сказать «впивать» вперемешку с воздухом на воздухе? Из чего любили пить чай наши предки? Ну что ж вы молодцы, наш чай уж заварился и я вам предлагаю его попить с угощеньем. Чай горячий, поэтому будьте осторожны не облейтесь!
|
Повторение знакомого материала
Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.