Конспект тематического занятия в подготовительной группе «В гостях у самовара»
Оценка 4.9

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «В гостях у самовара»

Оценка 4.9
doc
26.08.2024
Конспект тематического занятия в подготовительной группе «В гостях у самовара»
Приложение 6.7.doc

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»

 

 

 

Технологическая карта тематического занятия в подготовительной группе
«
В гостях у самовара»

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель 

Ластовская Татьяна Михайловна,

ДОУ «Золотой Ключик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Тема: «В гостях у самовара»

 

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

 

Задачи:

1.     познакомить детей с историей возникновения и появления самовара на Руси, с традициями народного чаепития.

2.     расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие» «сербать».

3.     воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными.

4.     доставить радость от чаепития.

Используемый материал: атрибуты русской избы, самовар, видеофильм «История самовара», чайный сервиз, угощения (блины, пряники, сушки, баранки, пирожки, сахар- рафинад, конфеты),кукла – барышня на чайник, чай рассыпной.

 

Этап занятия, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Организационный

 

Организация
направленного
внимания.

Приветствие,
установление
зрительного контакта

3 детей заходят в зал, рассказывают стихи

Просим, просим, приглашаем

Заходи честной народ!

Вкусным чаем угощаем

Всех, кто нынче к нам зайдет.

 

Все кто любит сладкий  чай

Торопись не зевай!

Не придется вам скучать

Будем чаем запивать!

 

Расступись честной народ

К нам хозяюшка с гостями идет.

Привлечение внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация

«Познание»

«Развитие речи»,

«Художественно эстетическое развитие»

 

Расширение  знаний о чаепитие на Руси, об истории самовара.

Знакомство с новым словом сёрбать 

Показ видеофильма, рассказ воспитателя об обычаях чаепития.

Просмотр фильма, дети рассказывают стихи об угощениях.

Повторяют новое слово -сёрбать 

Хозяйка:

Вот и мы идем, самовар несем,
Самовар кипит, гостей угощать велит!
Здравствуйте гости дорогие,
И маленькие и большие
Вас к себе в гости давно я ждала.
Всех мы привечаем, всех угощаем, да не пустым чаем,
А с загадками, пословицами,

Играми, да стихами.
Всем что любим сами.

 Хозяйка: Проходите, садитесь гости дорогие. А  что я в руках принесла? 

Сейчас хочу вам рассказать историю о том ,как возник самовар и где.

Показ видео на экране и рассказ воспитателя. 

Хозяйка: Заходя  в дом, гости приветсвовали хозяев «Чай да сахар» А хозяева отвечали: «Проходите чайком побалуемся» Ни одно национальное застолье не обходилось без чая. Поговорить,

 чаю ароматного попить да со сладостями.

Обычно к чаю подавались сушки, бублики, пряники, пирожки, да блинчики.

Хозяйка: А вы знаете стихи про эти угощения?

Стих

Сдобненький и кругленький

С дырочкой, в середочке

Для пальчиков удобненький

А съешь, в ладошке крошки (бублик)

Стих

Пирожки с повидлом, пирожки с картошкой!

Встав пораньше, бабушка, нынче испекла.

Мягкие и пышные, вынет из духовки,

И внучат любимых, нежно позовет(пирожки)

Стих

Я пеку румяные

Русские блины

По рецепту древнему

Предков старины(блины)

Стих

Пряники русские

Сладкие, мятные

К чаю ароматному

Угощенье знатное (пряник)

Хозяйка: Молодцы, ребята, а хочу вам рассказать, как нужно правильно заваривать чай. Может кто-нибудь знает, так пусть мне помогает.

1.Сначала надо сполоснуть заварной чайник кипятком.

2.Потом положить несколько ложечек сухой заварки.

3.Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой – барышней.

4.А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.

5.Чай должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а  наливали его в блюдце, которое держали за донце, вот так. Заварочный чайник стоял на самоваре — и заварка тоже была очень горячей. Пить такой чай было просто невозможно — а хотелось, и как можно быстрее. Вот его и стали наливать в блюдце. Во-первых, потому что там он быстрее остывает. А во-вторых, из блюдца чай удобнее сёрбать — «впивать» вперемешку с воздухом на вздохе. Нельзя сказать, чтобы сёрбание было обязательным атрибутом чаепития из блюдца — издаваемые при этом звуки не очень подходили для приличного общества. Но в обстановке неформальной — на даче-веранде-балконе — чай из блюдца сёрбали, и сёрбали с превеликим удовольствием.  

Хозяйка: С давних времен  на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы.

1. Из цветков липы заваривали чай от простуды кашля.

2.Из мяты  - успокаивающий чай и при головной боли.

3.Чай из листьев и побегов малины – прекрасное средство от простуды, снижает температуру больного.

4.Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца.

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения. Обогащение словарного запаса.

Динамическая пауза 2- 4мин.

«Художественно-эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное»

Смена вида деятельности.

Воспитатель проговаривает, что нужно сделать

Дети исполняют частушки,

Играют в игру, Выполняя  движения в соответствии с текстом.

А пока  наш чай настаивается,

Чашки, блюдца в ряд стоят,
И гостей к себе манят.
Кто душистый любит чай

Ну частушки запевай.

Частушки:

1.На столе у нас пирог,

Сладкие  ватрушки,
Пропоем мы под чаек,

«чайные частушки».

2.Мы на чайных посиделках

Очень рады побывать!

Только вы не забывайте

Чай нам чаще подливать.

3.Не надо чая много пить,

Милые подружки,

А то от чая в животе заквакают лягушки.

4.Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

5.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

6.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

7.Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий!

Хозяйка:

Хорошо частушки пели,

Милые ребятки.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру

Хороводная игра: Хозяюшка».

Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.

 

Наша-то хозяюшка сметливая была, всем в избе работушку к празднику дала

Чашечку собачка моет язычком

Хрюшка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет

Половичку козочка веничком метет.

 

Снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

Познавательная деятельность

 «Познание»

«Художественно-эстетическое развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

Проговаривание знакомых пословиц,

Отгадывание загадок

Воспитатель

Предлагает детям вспомнить знакомые пословицы и поговорки, загадывает загадки

Дети рассказывают пословицы и поговорки, отгадывают загадки.

Повторяют потешку «Чайничек с крышечкой»

Хозяйка: Хорошо мы поиграли, а сейчас прошу вспомнить пословицы, поговорки о чае.

Дети:

1.Чай пьешь – здоровье бережешь.

2.Пей чай – беды не знай.

3.Чай не пьешь, откуда силы возьмешь.

4.Чай пить – не дрова рубить.

5.Выпьешь чайку – забудешь тоску.

6. Пей чай, не вдавайся в печаль.

7. Чай пить – долго жить.

8.Самовар кипит – уходить не велит.

Хозяйка: А теперь я хочу с вами вспомнить интересную потешку «Чайничек с крышечкой»

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

В дырочку пар идет!

Пар идет в дырочку,

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

А крышечка на чайничке,

В чайничке чай!

Каждое слово необходимо показывать  жестами.

Чайничек – ладони ставятся параллельно друг другу.

Крышечка – ладошка правой руки поворачивается горизонтально.

Крышечкой шишечка – сжимает кулачок

Дырочка – складываем пальцы кольцом, как будто показываем знак «Ок»

Пар идет – указательным пальцем делаем круги по возрастающей.

Хозяйка:

А теперь милые ребятки

Я прошу пройти за стол отгадать загадки!

1.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

2. Четыре ноги,

Два уха,

Один нос, да  брюха (самовар)

3.Зеленый, черный  и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

«Что утром пьешь с лимоном»? (чай)

4.Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьез.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет – убедится ( чайник)

5.Кольцо не простое,

Кольцо  золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье…

Ну и объедение (бублик, баранок).

 

Подведение итогов:

Хозяйка:

Молодцы все загадки отгадали.

 Пели мы и играли.

О чае многое узнали?

Дети: Да.

Хозяйка: Давайте вспомним в каком городе изготовили самовар?

А кто помнить, как по - другому можно сказать «впивать» вперемешку с воздухом на воздухе?

Из чего любили пить чай наши предки?

Ну что ж вы молодцы, наш чай уж заварился и я вам предлагаю его попить с угощеньем. Чай горячий,  поэтому будьте осторожны не облейтесь!

 

Повторение знакомого материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Тема: « В гостях у самовара »

Тема: « В гостях у самовара »

Развитие речи», «Художественно эстетическое развитие»

Развитие речи», «Художественно эстетическое развитие»

Русские блины По рецепту древнему

Русские блины По рецепту древнему

Для этого использовали особенно душистые, целебные травы

Для этого использовали особенно душистые, целебные травы

У него горят бока! 6.Лучше доктора любого

У него горят бока! 6.Лучше доктора любого

Заключительный этап.Проговаривание знакомых пословиц,

Заключительный этап.Проговаривание знакомых пословиц,

Заключительный этап. Проговаривание знакомых пословиц,

Заключительный этап. Проговаривание знакомых пословиц,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2024