Технологическая карта урока
Тема урока |
Что такое погода. Практическая работа по теме: Знакомство с термометром, измерение температуры воздуха, воды и тела человека. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цель урока |
Создание условий для формирования представления о погоде, какая она бывает, а также ознакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими. |
Задачи
|
Общеобразовательные: научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека; Дать общее представление о погоде, какая она бывает. Развивающие:
развивать
познавательный интерес к окружающему миру; |
Планируемые результаты (предметные) |
1.Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы, измерять температуру воздуха, тела человека. 2.Научатся наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде. |
Личностные результаты |
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Основные понятия |
Погода, термометр. |
Межпредметные связи |
Чтение, география, экология, информатика, математика |
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник: Окружающий мир 2 класс, Ч. 1. Плешаков А.А.; |
Организация пространства |
Фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа в парах. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте ребята. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
Очень интересно Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем, И мир большой познаем.
А теперь проверим вашу готовность к уроку. Все ли у есть у вас, учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши. |
Приветствуют.
Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу. |
II. Актуализация и пробное учебное действие |
-Ребята,
давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? - Приведите примеры живой и неживой природы. - К какой природе можно отнести человека? - Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа? - Как связаны природа и человек? - Что такое явления природы? Приведите примеры. - Какие явления называются сезонными?
|
Живая и неживая природа Ответы детей на вопросы |
III. Выявление места и причины затруднения |
-Зачем надо знать погоду? - Как-то раз, перед тем, как выйти из дома, позвонил гномик своим друзьям– пингвину и обезьянке, и спросил, какая на улице погода. Пингвин ответил, что тепло, и гномик отправился на прогулку в одном костюмчике. Как думаете, тепло или холодно ему было на улице? - Почему возникли затруднения? - Как понять, холодно или тепло на улице, не выходя из дома? - Посовещайтесь в парах! - Что будем изучать? - Можно ли измерить температуру? Чего мы еще не знаем? |
Ответы детей
Посмотреть в окно или
прогноз погоды |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
- Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке? - Какие цели поставим для себя? Чему хотим научиться, что узнать? - Действительно, о термометрах и их видах будем говорить сегодня на уроке. Цели: - узнать, что такое «погода»; - изучить строение термометра - научиться определять температуру по термометру - записывать состояние погоды условными знаками
|
Что такое погода
|
V. Реализация построенного проекта |
- Что же такое погода? Сейчас мы попробуем разобраться в этом. (Ведется работа по учебнику, читают текст на с. 32 и отвечают на вопросы). - Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода? - А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете? (Отвечая на вопросы, рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки). - Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность. - Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре? - Какими бывают дожди? Ветра? Физминутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.
|
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Для того чтобы мы узнали поподробнее о погоде. Давайте прочитаем текст на стр 33. После чего ответьте на вопросы.
- А что такое облачность? - Что такое осадки? Какими они бывают? - Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. - Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно». - А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно». - Осадки обычно бывают в виде дождя или снега. - А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.) - Кто попадал под град? Расскажите. - Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года. «Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра». - Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.
|
Ведется беседа по прочитанному |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону |
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?
- В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера. - А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом?
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр. (Слайд ) (Учитель демонстрирует различные виды термометров). - Температура измеряется в градусах. (Дети под руководством учителя выделяют части термометра): стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. (Слайд ) - На шкале каждое деление соответствует одному градусу. (Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры). - Найдите 0 (нуль) – границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерения температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.) (Слайд ) - Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.) - Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? - В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42 o, так как выше температура у человека быть не может. - На водном термометре шкала от 0 o до 100 o. Почему? (При 0 o вода превращается в лед, а при 100 o закипает.) - На комнатном термометре шкала от - 20 o до + 50 o, а на уличном от - 40 o до + 50 o. Почему?
- Давайте посмотрим, как действует термометр. (Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой) (Слайд 6) - Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра? - Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой). - Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды. - Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее – поднимается. - А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру. - Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем. Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз. - Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля – то градусы холода и записываются со знаком «-«. Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек. (Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске). - Например, температура воздуха в классе +22 o, температура кусочков льда 0 o и т.д.
|
Хорошая – плохая; ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая
Посмотреть температуру воздуха за окном |
VIII. Включение в систему знаний и повторений |
Над какой темой работали? - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить проблему? Каким способом? - С каким новым прибором познакомились? - Как по термометру определить, тепло или холодно? Как записываем температуру? - Где можно применить новые знания? |
Что такое погода Ответы детей
|
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
А теперь оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Поднимите грустный смайлик, если вам была новая тема не понятна и у вас не все получилось. И поднимите весёлый смайлик, если у вас все получилось. Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на нашем уроке. Спасибо за урок. Было приятно с вами поработать. До новых встреч! Теперь можете убрать свое рабочее место. |
Прощаются с учителем.
Убирают рабочее место. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.