конспект урок а "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

конспект урок а "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Медиа
docx
30.11.2019
мягкий знак на конце сущ-х после шипящих.docx

Урок русского языка в 3  «б» классе

Дата проведения: 26.02.15

Учитель: И.Н. Сидоренко

Тема: Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

·         Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

·         Формирование  умения  различать слова мужского и женского рода;

·        Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

-  корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

   Познавательные результаты:

общеучебные:

- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:

 - устанавливать причинно-следственные связи;

-  строить логические цепи рассуждений;

- постановка и решение проблем:

- самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

-  уметь работать в парах;

-  внимательно слушать друг друга;

 

Ход урока

I.Эмоциональный настрой  3мин

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости". (Слайд)

- Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое)

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы добавим в наш сундучок знания.

Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

II.Чистописание. 4мин

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число: «26  февраля  Классная работа.»

-Какая буква в ряду лишняя    Ш, Ж, Ч, К, Щ? ( К) - карточки

-Почему? ( Ш, Ж, Ч, Щ -обозначают шипящие звуки)

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ(каллиграфическая памятка)

Дома вы продолжите минутку чистописания, которую я для вас приготовила в тетрадях.

III.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи8мин

1.Словарно – орфографическая работа. ( Слова записаны на карточках)

Прочитайте слова.

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…дведь, пом…щь.

Что объединяет данную группу слов?  (словарные,имена сущ., наличие ь)

Уч-ся вставляют пропущенные орфограммы и записывают  в тетради, 1 уч-ся у доски. Взаимопроверка.

2.Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.

3.-Давайте вспомним,  какую  роль  выполняет  мягкий знак  в словах.

(1-мягкий знак выступает, как показатель мягкости, 2- разделительный мягкий  знак).

Распределите  слова в два столбика, используя знания о роли мягкого знака в языке.

 ( Уч-ся выходят и распределяют таблички в 2 столбика: в один столбик слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.)

 - О чем задумались во время работы?

-  Я не понял, куда отнести  слово «помощь».

-Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.

- Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.

- А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?

-На какой звук оканчивается слово?

- Мягкий, шипящий.

- Давайте  закроем  мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?

- Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?

-Нет.

-Кто же догадался,  о чем пойдет речь на уроке?  (новая роль “ь” знака)  (Слай)

 

IY.Возникновение проблемной ситуации. Постановка задач урока 5 мин

1.Замени одним словом: ( на листочке)(Слайд)

Она бывает устной  и письменной – (речь)

Ароматный белый майский цветок … (ландыш)

Плохое настроение с капризами (плач)

Место, где загорают после купания – (пляж)

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

 

Проверка записанных слов уч-ся с записью на слайде.

- Что заметили в словах?

-Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.

-Какая проблема встает перед нами?

- Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.

СДАЙД  (задачи)

·        Узнать о новой работе ь в именах существительных

·        Узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.

·        Учиться писать имена существительные с шипящим на конце.

Y.Поиск решения.5мин

- Задачи на урок поставлены,  теперь будем их решать, искать на них ответы

-Я предлагаю  вам провести маленькое исследование, поработать  со словами самостоятельно.

Прочитайте слова и понаблюдай, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется.

Запишите слова, разделив их на 2 группы  .

Мяч, дочь, ключ, уж, вещь, ночь,молодежь, карандаш(Слайд)

 

Алгоритм исследования:

1.     Прочитайте слово.

2.     Определите часть речи.

3.     Определите род имен существительных.

4.     Подумайте, на какие группы можно распределить слова.

5.     Запишите слова, распределив их в группы.

-Прочитайте слова 1-й группы, второй? (Слайд):

-Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

-К какому выводу пришли в результате своего исследования?Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Он указывает на род имени существительного )

- Какой вывод по нашей проблеме  сделаем? (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.

(Слайд)                  Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женскийрод — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

 

YI.Физминутка1мин

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода –прыгают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, речь, нож, дочь

 

YII.Работа с учебником (правило).2мин

 А где мы можем проверить наши выводы?  Сравните его с сообщением авторов учебника.Чтение правила на странице 73

- Правы ли были мы с вами?Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.

( вернуться к слову помощь определить роль ь в нем и заданию «замени одним словом», исправить ошибки)

 

YIII.Работа в тетради 3мин  (Слайд)

- А теперь поработаем в паре и составить схему-памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих Упр.505 ТПО

 

Правила работы в паре

1.     Будьте доброжелательны по отношению друг к другу.

2.     До конца выслушивайте мнение собеседника.

3.     Отстаивайте свою точку зрения.

(Дети объясняют схему ) проверка со слайдом

XI. Закрепление изученного материала 5мин

- Сейчас  вы будете выступать в роли редакторов и выполните задание, которое я приготовила для вас,  а за одно и проверите, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти  и исправить ошибки, допущенные в словах:   плащь,луч, мыш, гаражь, грачь,ночь, мяч, помощ

 

X. Итог урока. Рефлексия. 3мин

-Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед  собой и посмотрим,  решили ли мы их.(Слайд)

-О какой   новой  роли   мягкого  знака в словах вы узнали? (указывает на форму сущ-го)

- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет?

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)